17 мгновений весны
01.06.2007 14:05
…независимости Украины. Мы стали свидетелями самой затяжной схватки между представителями разных групп политической элиты.

Противостояние продолжается, но многие причины встряхнувшего страну кризиса, надеюсь, станут понятны через краткую ретроспективу весны-2007.

Мартовская завязка

Календарная весна началась с визита Юлии Тимошенко в Соединенные Штаты. Лидер БЮТ не просто пообщалась с госсекретарем Кондолизой Райс, вице-президентом Ричардом Чейни, представителями заокеанской элиты, но и вынесла уроки из визита. Как следует из последующих заявлений и публикаций, подписанных Юлией Владимировной, ситуативно она заняла антироссийскую позицию, справедливо полагая, что она поможет ей вытеснить Виктора Ющенко из номинации американского любимца. После возвращения из Штатов Тимошенко назвала лучшим подарком к Международному Женскому дню указ о роспуске парламента. И впоследствии она его получила. Правда, этому предшествовал еще ряд любопытных событий.

Во-первых, в начале марта Виктор Балога, тогда выполнявший функцию оптимизатора «Нашей Украины», посулил госпоже Тимошенко премьерский портфель в случае победы демократических сил. Приободренная оппозиция (БЮТ и сданная ей в лизинг «Наша Украина») выдвинули коалиции ультиматум из 17 пунктов, который выглядел на тот момент невыполнимым. Зато оппозиционный демарш привел к началу консультаций президента, премьера и спикера, которые были заведомо обреченными на провал.

Третья декада марта была переполнена событиями, спровоцировавшими в итоге политический кризис. Самыми главными стали присоединение Партии промышленников и предпринимателей во главе с Анатолием Кинахом к правящей коалиции и переход 9 оппозиционеров в состав коалиции. Даже предшествовавшее этому событию утверждение Арсения Яценюка в качестве министра иностранных дел с рекордным результатом не могло повернуть ситуацию. Банковая получила casus belli и постаралась максимально эффективно его использовать.

Синдром апрельских тезисов

Отдадим должное президентской команде – указ о роспуске парламента был издан неожиданно, накануне визита Виктора Ющенко в Россию, ранее откладывавшегося и перенесенного после старта политического противостояния. Неоднократно характеризовавшийся как нерешительный и непоследовательный, глава государства на этот раз располагал не только календарным планом действий, но и несколькими запасными вариантами действий. Последующее развитие ситуации показало и тактическую нацеленность президентского окружения на решение всеми способами возникающих проблем. «Нейтрализация» Конституционного Суда и Генеральной прокуратуры, использование карманных судов практически полностью нивелировало былой образ Ющенко как кумира Майдана, заменив его появлением жесткого и настырного в стремлении увеличить свои полномочия Президента. Избирателям Ющенко такой расклад нравится – рейтинг главы государства растет, но при этом он невольно становится заложником собственной активности. Компромисс с коалицией может быть чреват для Ющенко потерей рейтинговых очков. Выступивший фактическим детонатором роспуска парламента митинг оппозиционных сил на Майдане 31 марта и участие Виктора Андреевича в митинге оппозиционных сил на Европейской площади вряд ли увеличили его шансы стать президентом всей страны. Кстати, уже в начале апреля центральная площадь страны была оперативно занята коалиционными силами, прогнавшими через нее сотни тысяч политических туристов из разных областей Украины. Не удивлюсь, если развитие информационных технологий позволит впредь жалеть киевлян и проводить массовые политические акции на стадионах с их прямой трансляцией по телевидению и в Интернете.

Еще один любопытный нюанс. Политический кризис позволил наладить постоянный диалог между президентом и премьером. Регулярность этих встреч, не всегда отличавшихся высоким КПД, позволила избежать силового разрешения конфликтной ситуации. Не возьмусь утверждать, что в большей степени выигрывает от этого диалога, видимо, компромиссы на самом деле идут на пользу стране.

Сегодня нет смысла пересказывать события последних двух месяцев – большинство заинтересованных участников пристально наблюдали за происходившим в стране, а для среднестатистического гражданина конфликты внутри элиты давно перестали быть интересными. Но некоторые, наиболее значимые нюансы и эпизоды политической борьбы заслуживают отдельного внимания. Из этих мгновений или деталей, в которых, как говорят французы, и таится дьявол, зависит и дальнейшее развитие политического кризиса.

Весна в деталях

Недавнее утверждение американского специалиста по пиару, доктора Гэри Келнера в интервью газете «Дело» о присутствии американских консультантов в командах Тимошенко, Януковича и Ющенко не должно удивлять политических гурманов. Украинские власть имущие и оппозиционеры давно оценили силу обращенного к англо-саксонской демократии печатного слова и прилагают немало усилий для формирования собственного паблисити на Западе. Например, статьи Юлии Тимошенко, посвященные теме роспуска парламента и бичеванию правительства Януковича, появились в британских и американских СМИ уже в первой декаде апреля. Показательно, что не слишком отстал от лидера оппозиции и вождь коалиции – информационное присутствие Виктора Федоровича в западной прессе можно оценить на твердое «хорошо». Видимо, сказывается удачное сочетание связей Анны Герман и финансовых возможностей «регионалов». К тому же европейцам, похоже, по душе некоторая скованность украинского премьера и выказываемая им готовность прислушиваться к пожеланиям блюдущих демократию организаций с пропиской в Старом Свете. Янукович же рад стараться – коалиции можно только пожалеть, что резолюцию ПАСЕ по ситуации в Украине нельзя запихнуть в отечественное правовое поле.

Обе стороны противостояния не гнушались и использованием оставшихся с 2004 года «страшилок», словно не обращая внимания на кардинальные изменения в общественно-политической ситуации. «Регионал» Калашников кликушествовал о готовности спецназа интернировать активистов и захватить кортеж Януковича, оппозиция накануне Троицы предупреждала о «кровавых провокациях», которые якобы готовил УБОП. К сожалению, информационное сопровождение политического противостояния за два года после Майдана практически не изменилось: обе стороны глушат обывателя псевдосенсациями, препарируют новости и стремятся остаться белом, когда все вокруг, мягко говоря, в коричневом. Определенный позитив от собственных сенсационных заявлений получил разве что милицейский генерал Валерий Гелетей, после «разоблачений» неизвестных киллеров, готовивших покушения на лидеров оппозиции, ставший начальником Управления государственной охраны.

Пролилась весной 2007-го и первая «кризисная» кровь. Ничего удивительного в том, что случилось это в расположенном в паре шагов от Верховной Рады и Кабинета Министров офисе «Братства». Лидер этой организации Дмитрий Корчинский пытается позиционировать себя в качестве универсального политического солдата, но зачастую сбивается на элементарное скоморошество. Поэтому мелкая поножовщина на улице Грушевского раздувалась преимущественно российскими СМИ, интерпретирующими ситуацию в Украине с болезненно-надрывными стенаниями за судьбу украинского государства.

Тактика порвала стратегию

Важнейший признак ушедшей весны – политические игроки выбрали относительно мешавших их маневрам государственных органов тактику дошколят, решительно убирающих преграды, находящиеся на их пути. Например, Центризбирком, симулируя собственный паралич, доигрался до того, что коалиция и оппозиция согласились его переформатировать. И хотя в нем будут «знакомые все лица», изменение процедуры формирование ЦИК позволит и впредь оказывать на него давление. Куда менее веселой оказалась судьба Конституционного Суда – этот отдельный орган судебной власти оказался разорванным на неравные части, а его авторитет пущен под откос. Усилиями президентской команды практически лишена самостоятельности и Генеральная прокуратура – назначение генерального прокурора окончательно перешло из политико-правовой в политическую плоскость.

Еще одна деталь – переговорный процесс. Несколько его участников (Иван Плющ, Александр Турчинов) получили высокие кресла в СНБО, которые, по идее, освободят после избрания в новый парламент. Иосиф Винский протиснулся сквозь сплоченные ряды бютовцев в голову списка. Вячеслав Кириленко в ходе переговоров пытается набрать политический вес, но пока получается неважно. Переговорный процесс вокруг кризиса максимально персонифицирован. Вот Александр Мороз мелким бесом и крутится между Ющенко и Януковичем, а Юлия Тимошенко отдает предпочтение точечным выступлениям, а не широкой агитационной кампании. И это вовсе не тот случай, когда каждый знает свой маневр, политический диалог зачастую предполагает почти джазовые импровизации. Иногда кажется, что дискуссия между украинскими политиками напоминает сепаратные переговоры между воюющими сторонами, участники которых не заинтересованы не только в разглашении тайны их проведения, но и порой – в достижении конкретного результата. Переговоры как способ затягивания времени, как известно, никто не отменял.

В целом же политическая весна-2007 для Украины будет показательным уроком. Отечественные политики доказали, что могут абсолютно безболезненно отделиться от сограждан (будущих и бывших избирателей). Президент и оппозиция, с одной стороны, коалиция – с другой, допустили максимум прецедентов в своей деятельности, чтобы после досрочных выборов не скучать, а их борьба за гражданский мир оказалась хуже войны: система государственного управления максимально сегментирована и заточена под интересы более влиятельного, а ее лишние (не поддающиеся влиянию) элементы безжалостно удалялись. В лучшем случае дискредитировались. Поэтому продолжение политического противостояния чревато апатией миллионов украинцев и превращением элитного эшелона в закрытый котел, в котором нагнетается давление и конструктивно отсутствует клапан для сброса лишнего пара.
Евгений Магда
для "Главреда"