Медведчук. И снова здравствуйте?
13.01.2010 10:14
Подозрения недолго оставались таковыми - в свежем интервью Виктор Медведчук напомнил: от политики он никуда далеко не отходил.

Призраки артподготовки

Возвращение в «высшую лигу» одного из самых одиозных государственных деятелей времен правления Леонида Кучмы уже не первый год числится среди любимых «страшилок» отечественного политикума. С завидной регулярностью такие слухи возникают в нескольких случаях: если кто-нибудь собирается «поработать» с судебно-юридической вертикалью, если речь заходит о БЮТ-редактировании Основного закона или если на пороге замаячили выборы. Было бы странно, если бы кампания-2009-10 обошлась без привычного фактора.

В декабре 2009 информационный механизм очередного пришествия запустили совместные усилия премьера и президента. Сначала Юлия Тимошенко в телеэфире заявила, что непременно захочет поменять генерального прокурора после выборов. Несколькими днями позже на подачу отреагировал Виктор Ющенко, сообщивший, что знает, кого глава правительства имеет в виду. После этого дискуссионный маховик приобрел особый размах - и политики, и политологи взялись всерьез обсуждать, когда именно вернется Виктор Медведчук и на какую именно должность - от генпрокурора или министра юстиции до главы Секретариата президента Тимошенко.

Следующей порцией масла в огонь интереса к проблеме стала публикация журналом «Профиль» уже в январе первого за долгое время программного интервью «предмета интереса». Тематика вопросов и ответов: критика деятельности нынешнего президента, тщательная «отстройка» от наиболее проблемных тем, вроде введения цензуры в прессе во времена «темников», «отбеливание» реформы 2004 года (но с уточнением, что возвращение к «сильной власти» оправдает себя больше) - позволяет заподозрить наличие почвы под слухами о грядущем возвращении. С другой стороны, полный хлестких фраз текст, который быстро прошел «демонтаж» на цитаты, внес заметное оживление в такие постпраздничные и такие предвыборные будни. Из интервью читатели могут почерпнуть многое. Например, удостовериться, что мнение Виктора Медведчука о главе государства полностью соответствует генеральной линии оппозиционного мнения (кто бы ни считал себя носителем такового - в украинском политикуме круг этот весьма широк). Президент, по словам Виктора Владимировича, «подтвердил известную истину: революции выносят на поверхность массу политических убожеств и примитивных проходимцев»... Или узнать, что за свободу слова последних лет общество должно поблагодарить не Виктора Ющенко (плотно занявшего эту позицию), а пресловутую политреформу, которая добавила власти децентрализации. Что же касается «темников», то у главы Администрации президента не было времени и необходимости заниматься такими мелочами: журналисты и владельцы СМИ сами прекрасно справлялись с этой задачей. Правда, если не справлялись, не отрицает политик, - рисковали потерять работу или собственность... Ну, а роль достойного (в свете артподготовки к возможной «политреанимации») эпилога сыграл краткий спич о том, что в политику Виктор Медведчук пришел 10 лет назад, и только он решает, какую должность хотел бы занять.

Помочь давнему соратнику в процессе самоопределения, похоже, решил Леонид Кравчук. Вскоре после публикации знакового интервью первый президент снова вспомнил об уютном кресле генерального прокурора. Ввиду высокого профессионализма возможного кандидата, Леонид Макарович выказал убежденность в том, что «если внесут такое предложение, думаю, оно будет рассмотрено положительно». Такая кадровая смелость доверенного лица кандидата в президенты Тимошенко Ю.В. не прошла незамеченной. Оппоненты премьера тут же спрогнозировали приближение авторитарного режима, а ее соратники взялись экстренно спасать ситуацию. Каким бы ярким ни было отдельно взятое интервью, но лишить возможных союзников необходимости оправдываться ему не под силу.

Страшно заманчивая кандидатура

Точка зрения, касающаяся «генеральных» перспектив Виктора Медведчука, недолго сохраняла стабильность. БЮТ и его окружение, в котором и раньше наблюдался разброд из-за этого вопроса (Николай Томенко даже анонсировал свой возможный уход из команды в случае развития подобного сценария), сходу приняли на вооружение модель поведения «Я - не я, и хата - не моя». Сначала сам Леонид Кравчук в тот же день, 11 января, старательно разъяснил, что имел в виду совсем не то, что в итоге услышали журналисты. Речь, по его словам, зашла только о вероятности рассмотрения коалицией такой кандидатуры среди прочих. На следующий день тему развил Александр Турчинов (который как раз накануне отрицал сотрудничество Виктора Медведчука с предвыборным штабом Юлии Тимошенко), заверивший, что подобная возможность исключена, а святость коалиционных уз не подлежит какому-либо сомнению. По всей видимости, некоторое время вопрос будет считаться исчерпанным. Хотя, не следует забывать о возможном желании оппонентов использовать ситуацию в свою пользу.

С учетом обширного юридического и «государственного» опыта Виктора Медведчука, его вполне можно счесть заманчивым претендентом на попадание в кадровую «копилку» лидеров президентского рейтинга. О его высоком профессионализме и выдающихся достижениях с практически равным энтузиазмом заговаривают в окружении и Виктора Януковича, и Юлии Тимошенко с той только разницей, что у «регионалов» - диапазон спикеров шире и включает в себя не только заботливо «расфасованных» по разным политическим корзинам членов СДПУ(о), а среди приближенных к премьеру подобной откровенностью выделяется все больше Леонид Кравчук. Можно предположить, что на сегодня Виктор Медведчук считается потенциальным союзником, которого лучше иметь в своем распоряжении, - тогда и обновленная Конституция споро напишется, и обратная централизация власти пройдет успешнее, и с Кремлем связи ловко наладятся...

С учетом масштабов «политюридической» выгоды, политологи редко ставят под сомнение «реваншистские» намерения бывшего главы АП. Интерес экспертов больше вызывает возможная должность. «Медведчук понимает, что возвращаться надо постепенно. Поэтому пост в судебной власти или Генпрокуратуре - это как раз то, что реально для него в 2010-м», - еще в декабре, после возникновения первой волны слухов, прогнозировал в комментарии «Сегодня» политолог Владимир Фесенко. «... Если он и будет претендовать на место в команде Тимошенко, то не как глава Секретариата президента, а на должность, связанную с правоохранительными органами либо органами юстиции - либо генпрокурор, либо глава Высшего совета юстиции», - подобной же точки зрения придерживался и директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. Но, в отличие от экспертов, многие политики, в первую очередь, из «демократического лагеря» к возвращению Виктора Медведчука в большую политику относятся резко отрицательно. Что позволяет вновь вспомнить о том, что подобный фактор можно использовать и как идеологическое оружие.

Проблема «реанимации» политической карьеры «знатного кучмиста» может служить неплохим подспорьем в попытках преуменьшить рейтинг Юлии Тимошенко. Поэтому, неудивительно, что к этой теме в последнее время вновь и вновь возвращается Виктор Ющенко. Даже, если Виктор Медведчук займет достойное место в команде Виктора Януковича - едва ли весть об этом всерьез повредит верховному оппозиционеру. А вот по имиджу Юлии Тимошенко наличие такого «заманчивого туза» в кадровом «рукаве» может и повредить. Для «посторанжевого» электората, на мобилизацию значительной части которого претендует премьер, «предмет спора» по-прежнему является символом эпохи развитого кучмизма в худших его проявлениях. Сам он, впрочем, к «чужому» электорату тоже относится без особого пиетета. «Очень надеюсь, что Ющенко привил украинскому народу на много лет иммунитет против махровой некомпетентности власти. При этом не он виноват, что таким есть, скорее виноваты те, кто его избирал», - приложил одним махом и президента, и его избирателей возвращающийся политик. Надежд на то, что противоположный лагерь останется безучастным в разгар кампании маловато. «Украина получит российскую модель авторитарной Украины, для которой на десятилетия будет закрыт путь к демократической Европе», - живописует перспективы объединения Юлии Тимошенко и Виктора Медведчука Степан Хмара. В силу этого, неудивительно, что при всей возможной заманчивости возможного сотрудничества в БЮТ сразу же пошли на попятную. Что, впрочем, не мешает «возвращенцу» готовиться к старту самостоятельно, выбирая между различными вариантами возможного возрождения.
Ксения Сокульская
«Подробности»