Европа снова на пороге кризиса
04.05.2011 11:08
...говорят преимущественно о том, как побороть инфляцию и спасти некоторые европейские страны от дефолта. Пока что в списке на экономическую помощь значатся Португалия, Ирландия, Исландия и Греция. Три последних уже получили деньги в прошлом году, причем помощи набралось более чем на 100 млрд. евро. Теперь страны снова просят Брюссель помочь им справиться с внешними долгами.

Несколько последних месяцев Европа больше интересовалась войной в Ливии и революциями в арабском мире. Поскольку это чревато неконтролируемым ростом цен на топливные ресурсы, ведь не менее четверти нефти и газа ЕС получал именно из Африки. Но революции нигде, кроме Ливии, не переросли в крупные войны, а кампания против Муаммара Каддафи затянулась, и теперь эксперты снова пришли к тому, что больше внимания нужно уделить экономическим делам внутри Союза.

В последнее время в ЕС углубилась экономическая пропасть между главными странами – Германией и Францией – и небольшими странами периферии. В то время как Берлин, а следом за ним и Париж идут вперед, демонстрируя рост ВВП на 2,5-4 %, Мадрид, Афины и Лиссабон не могут справиться с большим дефицитом бюджета, приближающегося к 9-10 %. Как следствие, общий валовый продукт Союза понемногу растет со скоростью 1-1,5 % за 2010 год, но это развитие очень неравномерно, и небольшие страны все больше ощущают на себе давление суверенных долгов.

С другой стороны, пока непонятно, что будет со средствами, уже собранными в Стабилизационном фонде, созданном для помощи странам Союза с проблемными активами. Международный валютный фонд и Евросоюз внесли в него более $ 300 млрд. еще год назад. За это время часть денег израсходовали, но их снова не хватает, чтобы закрыть все дыры в бюджетах стран периферии. К тому же проект Стабилизационного фонда был рассчитан только до 2013 года, и сейчас его необходимо реформировать.

Теперь европейские политики пытаются решить проблемы суверенных долгов для отдельных стран, которые в настоящий момент могут подложить бомбу под рост курса европейской валюты по отношению к доллару, который в последние недели потерял в этой борьбе более чем 5 % стоимости.

Греческое начало

Почти год назад, в мае 2010 года, Афины вдруг заявили, что не могут больше обслуживать свои обязательства по внешним долгам, и что дефицит их бюджета достиг показателя в 12 %. До этого Греция отправляла в Брюссель отчеты, согласно которым ситуация в стране была стандартная, а экономические показатели – в пределах нормы.

Сначала ЕС рассматривал эту ситуацию как легкое недоразумение, или локальный кризис, подобно тому, который пережила в конце 2009 года Исландия. Тогда вопрос удалось решить с помощью всего 5 млрд. евро, поскольку финансовые потери были не столь ощутимы. Хотя аналитики Центра Бугель уже тогда в своих отчетах предупреждали, что подобная ситуация может повториться с более крупной страной Союза.

Но кризис в Греции стал очень быстро выходить из-под контроля. Правительство страны заявило, что готово объявить дефолт, если ему не выделят денег. А это означало бы удар по всей системе единой валюты. В то время она и так двигалась вниз по отношению к доллару, и новый обвал был никому не нужен.

В то время эксперты полагали, что есть два пути выхода из этого кризиса: либо дать денег, либо вывести Афины из еврозоны и вернуть туда национальную денежную единицу – драхму. Последний вариант частенько предлагали немецкие политики, ведь именно Берлин выступал за строгую отчетность национальных правительств. Поэтому немцы так и возмутились, что Греция долгое время подавала Брюсселю заведомо ложную информацию. Но эксперты считают, что тогда Германия не хотела давать деньги на Стабилизационный фонд, и вообще была против создания такого института. Ведь он мог легко превратиться в средство для перекачивания денег из развитых стран в страны, столкнувшиеся с бюджетными проблемами.

Однако единство Союза пересилило сопротивление Берлина, и он решил все же дать денег, выделив в Стабилизационный фонд примерно 100 млрд. В целом к апрелю 2011 года размер этого фонда раздулся до 441 млрд. евро. Греция уже получила из него почти 70 млрд. евро.

Следующей после Афин уже через полгода помощи попросила Ирландия. Там почти обанкротились несколько крупнейших банков, и срочно было необходимо 85 млрд. евро. Теперь Брюссель уже не сомневался, ведь Дублин стал показателем того, как быстро может развиваться экономика небольшой страны в ЕС. Поэтому деньги были выплачены. Однако через несколько месяцев ситуация в кредитной сфере снова стала ухудшаться.

Новые просители

В начале апреля 2011 года Португалия попросила у ЕС помощи и заявила, что не в состоянии в одиночку справиться со своими долгами. Ее правительство во главе с Жозефом Сократеша подало в отставку, ибо парламент в который раз отказался принять программу выхода из кризиса. После отставки Сократеша президент страны Анибал Каваку Силва сразу же объявил досрочные выборы. Теперь до 5 июня 2011 года в стране не будет официального правительства, но бывший премьер-министр будет продолжать исполнять обязанности. Сейчас Португалии необходимо более $ 10 млрд. А внутри страны таких резервов нет. В марте Лиссабон признал, что дефицит бюджета за 2010 год вырос на 8,9 % и заявил, что попытается снизить его до 4,3 % в год, однако пока это кажется нереальным.

В придачу ко всему крупные рейтинговые агентства в последнее время активно снижают кредитную привлекательность Лиссабона. Так, агентство Moody's поставило Португалии рейтинг ВАА, а Fitch сразу снизил привлекательность Португалии до ВВВ-.

Почти одновременно о необходимости следующего транша помощи заговорила Ирландия. Эта страна должна немедленно внести более 25 млрд. евро в несколько крупнейших банков, иначе ее экономическую систему постигнет дефолт.

Большую часть этих денег Дублин должен направить на реструктуризацию активов Allied Irish Bank, на нем держится пенсионная система страны. Еще 10 млрд. евро разделят между несколькими банками, тоже важными для социальной системы государства.

Испания оказалась следующей в группе риска. Ее правительство заявило, что его проблемы с долгами не так остры, как у соседей, поэтому кризис и обращение за деньгами маловероятны. Ведь в начале апреля Мадрид сумел разместить свои государственные облигации на сумму 4,13 млрд. евро, и получил возможность заплатить по первичным долгам. Тем не менее, страна пока не может преодолеть экономический кризис. И справиться с падением производства.

Центр-периферия

Если Испания обратится за помощью к Брюсселю, это будет означать, что у ЕС уже большие проблемы. Ведь многие эксперты считают, что в этом случае денег Стабилизационного фонда может не хватить. А это может повлечь за собой следующие вливания от Германии, что вряд ли понравится избирателям федерального канцлера Ангелы Меркель. Поэтому в будущем большие страны могут отказаться помогать малым членам ЕС.

По мнению аналитиков журнала The Economist, в условиях, когда экономический кризис обострил конкуренцию стран за потребителей и рынки сбыта, в самом ЕС остается все меньше политиков, готовых помогать соседям.

Поэтому в Союзе может начаться раскол между странами, демонстрирующими 3-4 % рост ВВП, и не могущими преодолеть рецессию. И вопрос будет только в том, как долго первые станут помогать последним.
Павел Сивокинь
«Главред»