Государственная служба: шаг вперед и два назад
03.09.2013 12:42
«Слово и дело» начинает анализировать ситуацию, которая за десятилетия сложилась в такой непростой сфере, как государственная служба. По недоброй украинской традиции, о 280-тысячной армии чиновников у нас упоминать не очень принято. Что совершенно необъяснимо. Ведь во всем цивилизованном мире, особенно в Европейском союзе, куда мы стремимся попасть, государственные служащие – это элита нации. Как дело обстоит у нас, мы и постараемся рассказать.

Повод поговорить о перспективах «покращення» жизни украинских чиновников дал на прошлой неделе председатель Национального агентства Украины по вопросам государственной службы Вячеслав Толкованов.

Условия работы государственных служащих в нашей стране – ни для кого не секрет. Мизерные заработные платы, на уровне минимальных, огромная текучесть кадров, невозможность привлечения квалифицированных кадров, а от того и постоянное падение уровня профессионализма, отсутствие мотивации, льгот и огромное количество мифов о пенсиях.

В нашей стране почти 300 тысяч государственных служащих. Разумеется, есть «верхушка», имеющая и соответствующий уровень заработных плат, и почти неограниченный доступ к государственным ресурсам. Об этой «золотой тысяче» говорить нет смысла. Именно из-за них возникают постоянные коррупционные скандалы, и создается впечатление, что вся армия чиновников – это «сливки общества, жирующие на ослабленном организме страны».

Подавляющее же большинство государственных служащих доступа к государственной кормушке не имеет, а вынуждено влачить свое существование, экономя те крохи, что подбрасывает им государство и искренне радоваться премиальной добавке к заработной плате в 100 гривен.

В местном самоуправлении ситуация несколько лучше. Все же, областные и городские советы сами могут устанавливать размеры надбавок и премий, чем и пользуются для поддержания своих сотрудников, выполняющих всю черновую работу.


Из стран бывшего Советского союза такая ситуация только в нашей стране. И в Белоруссии, и в России отношение к государственным служащим со стороны правящей элиты совершенно иное. Уровень заработных плат выше в разы. Чиновники и их семьи имеют обязательные социальные пакеты и медицинские страховки. Выход на пенсию, соответственно, также качественно отличается. И далеко не в худшую сторону.

В Украине сегодня на государственной службе находятся, в подавляющем большинстве те, кто не могут найти себя в иных сферах. Чиновник – уже давно звучит не гордо. Отсюда и все вопросы относительно уровня квалификации кадров.

Руководство страны эту проблему прекрасно знает, однако, всегда есть масса других неотложных дел – сдерживать инфляцию, изыскивать средства для выплаты заработной платы еще более нищим бюджетникам, гасить долги перед шахтерами и так далее.

И все же, у Виктора Януковича, фактически первого Президента Украины, кто решился качественно менять ситуацию, хватило воли продавить Закон о государственной службе. Вот только, дальше закона дело пока не идет. Его тормозит … сама государственная система. Точнее, та ее часть, что отвечает за финансовый блок.

Министерство финансов уже один раз заблокировало закон, который должен был вступить в силу 1 января 2013 года. И теперь, по словам Вячеслава Толкованова, он должен заработать 1 января 2014 года.

Данный закон можно анализировать с многих сторон. Качественно меняется подход к определению статуса тех или иных государственных служащих. Вводится новое понятие групп и подгрупп, меняются ранги. Имеется четкая привязка к уровням – местному, областному и центральному.

Но все это, интересно, в основном, самим государственным служащим. Обычный гражданин как не понимал особой разницы между рангами и категориями чиновников, так и не поймет. Гораздо интереснее то, что закон предусматривает пересмотр заработной платы для госслужащих.

Итак, минимальный оклад госслужащего должен теперь быть на уровне 2 минимальных зарплат, то есть 1 тыс. 147 грн умноженное на два. «Конечно, если мы хотим привлечь профессиональные кадры на государственную службу, то этого уровня зарплаты маловато», - отметил Толкованов.

«Одновременно с повышением уровня заработной платы мы работаем над вопросом профессионализации государственной службы. Поэтому и введение закона с 1 января 2014 года будет проходить комплексно» - добавил чиновник.


На вопрос журналистов, гарантирует ли он, что будет пересматриваться уровень зарплаты госслужащих с 1 января, Толкованов сказал: «Я не министр финансов и не председатель Верховной Рады, я констатирую, что новый закон о государственной службе предусматривает существенное повышение заработных плат и введение новой системы должностных окладов на государственной службе. Конечно, что во время формирования нового госбюджета это должно быть определенным образом отображено. Но гарантировать что-то - это не очень корректно».

«Мы говорим сегодня не об увеличении или уменьшении количества. Мы говорим о профессионализации тех, кто сегодня работает, о повышении уровня добропорядочности. Именно на это закон должен быть направлен и на более эффективное использование средств. Закон не предусматривает лимит (кадров на государственную службу). Сегодня в государстве есть одни приоритеты, завтра - другие, есть определенные потребности определенные органы реорганизовать или ликвидировать или наоборот - создать новые», - сказал Толкованов.

Есть в законе и другие интересные особенности, которые обяжут правительство принять новые нормативные акты. В частности, нормативно-правовые акты, регулирующие такие вопросы, как мотивация прохождения государственной службы, предоставление госслужащим служебного жилья, компенсация расходов на проживание и других расходов в связи со временным переводом на другую должность в другую местность, возмещение расходов, связанных с отозванием из отпуска, модернизация системы профессиональной подготовки.

Итак, что мы имеем на выходе? На самом деле, не так уж и много, к сожалению. Формально, закон, который должен вступить в силу с 1 января будущего года и пресс-конференцию Вячеслава Толкованова, который подтвердил наличие законодательной нормы.

В ходе общения с журналистами Толкованов не сказал ничего нового. И все же, его конференцию можно вполне причислить к обещаниям. До этих пор, несмотря на его нахождение в базе «Слово и Дело», за ним не числилось вообще никаких обещаний. Ни исполненных, ни проваленных.

В то же время сказанное чиновником с крайне большой вероятностью окажется невыполненным. Толкованов, скорее всего, хорошо это понимает. Поэтому и оставил много чего «за скобками». Например, не сообщил, а как относятся в правительстве к идее запуска закона и, соответственно, качественного увеличения бюджетных затрат на чиновников.


Возможно, руководитель национального агентства не в курсе позиции Азарова, Арбузова и Колобова, однако, скорее всего, он ее знает, но говорить не хочет, поскольку ничего хорошего эта информация, по логике, государственным служащим не несет.

Наиболее вероятным является очередной перенос сроков вступления закона в силу на 1 января 2015 года. Вот с 2015-го вероятность повышения зарплат чиновникам возрастает многократно. Ведь до выборов останется 3 месяца, и отказываться от поддержки 300 тысяч электората плюс их семьи, у Президента нет возможности.

Очень жаль, в этой связи, что такие важные решения, которые залежались под сукном наших правителей, вновь будут приниматься в привязке к конкретной политической ситуации и очередным выборам.

Как-то Наполеон сказал очень умную фразу: «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую». С бюрократическим аппаратом – примерно тоже самое.

У Украины на повестке дня, возможно, самый острый за все 22 года Независимости вопрос: самоопределение. Президент, к его чести, несмотря на сумасшедшее давление, реализует озвученный и поддерживаемый большинством населения курс на европейскую интеграцию. И это на фоне пока не ясных перспектив в уже развязанной избирательной кампании.

Как никогда ему нужна поддержка. В первую очередь, от государственных людей. То есть тех, кто и должны обеспечить все техническое сопровождение крупнейшего в истории страны проекта. Однако, пока чиновников легко можно покупать за дешево, до тех пор и будет государственная машина сталкиваться с внутренним и внешним саботажем.

Исправлению ситуации может служить реформирование системы государственной службы, которое должно быть запущено новым законом. И если вновь государственная необходимость будет подчинена финансовой ситуативной целесообразности, а обещания останутся обещаниями, о европейских перспективах страны можно будет и дальше лишь мечтать.


«Слово и дело» и дальше будет отслеживать ситуацию с вступлением в силу закона о государственной службе и анализировать изменения в качестве жизни чиновников в разрезе – обещания руководства страны и реальная картина.