Правый сектор: на Майдане зажигают решительные
30.01.2014 11:55
«Провожу донабор в сотню для охраны Майдана. Требуются мужчины 18-45 лет, желательно служившие в армии или имеющие спортивную подготовку. Задача - обеспечение безопасности находящихся на Майдане и поддержание общественного порядка. Сотня не имеет никакого отношения к политическим партиям. Это добровольное объединение неравнодушных. Оплата службы не предполагается. График несения службы гибкий. Приветствуются все желающие». Это одно из объявлений, опубликованное на интернет-страничках организации «Правый сектор». Именно это объединение отметилось решительными действиями на многих акциях, начиная с 1 декабря – штурма Банковой. Тогда оппозиционная тройка дружно назвала их провокаторами. Однако после того, как именно благодаря их радикальным действиям власть «поплыла» и пошла на серьезные уступки, тема провокаций из риторики лидеров-политиков исчезла.

«Правые» против любой интеграции Украины

«Секторян» можно легко выделить на Майдане – все они носят маски, экипированы куда лучше, чем ситуативные участники протестов. У них «бундесовские» однострои, армейские каски, наколенники и щиты. Они более дисциплинированы и всем своим видом напоминают военизированную организацию. Их иногда даже путают с афганцами. О лидере Дмитрии Яроше известно, что он является провидныком националистической организации ВО «Тризуб» имени Степана Бандеры – ставшей костяком Правого сектора. Активисты «Тризуба» в 1999 году отпочковались от Конгресса Украинских Националистов и выделились в отдельную организацию с печатным органом «Бандерівець». В своей программе они критикуют интеграцию Украины и считают, что объединение с ЕС, НАТО, ЕЭП не принесет ничего хорошего. Тризубовцы пишут: «И власть, и оппозиция видят гарантии безопасности государства только в международном признании Украины, в ее членстве в европейских и мировых структурах. Это опасная и губительна для Украины политика. Мы уверены: надежно гарантировать безопасность Украины может только сам украинский народ, объединенный украинской национальной идеей, и только в собственном национальном государстве; если власть не проявляет и не наказывает врагов нации и государства, - значит, она сама является врагом нации и государства».


Побратимы раньше громили игровые автоматы

«Правый сектор» был сформирован в первые дни Майдана путем объединения нескольких организаций националистического толка, в него вошли: УНА-УНСО, «Тризуб», «Патриот Украины», «Белый молот» и ряд более мелких групп, – рассказал Контрактам политолог Владимир Фесенко. – Это политические оппоненты ВО «Свобода», у них сложные отношения, даже можно сказать конфликтные».

О соратниках по оружию «секторян» – «Белом молоте» политолог Фесенко рассказывает, что именно они отметились ранее многочисленными акциями по разгрому салонов нелегальных игровых автоматов по всей стране. А «Патриот Украины» принял активное участие в штурме Банковой 1-го декабря прошлого года с помощью трактора. После члены долгое время прятались, опасаясь арестов.

«Свои действия они никогда не афишируют, поэтому атаки получаются более эффективными. Кстати, отдельные члены «Правого сектора» – закаленные бойцы на многих акциях – от «Украина без Кучмы», до помаранчевого Майдана и локальных акций, как-то отрезание бензопилой головы памятнику Сталину в Запорожье, снесение памятника Ленину в Киеве. Самый известный их бенефис – это, конечно же, атака «Беркута» на улице Грушевского с последующим поджиганием автобусов и техники, - говорит Фесенко. – Ну и по части метания коктейлей Молотова, строительства катапульты и шинной горящей баррикады они тоже изобретатели и большие мастаки. Свою иерархию они держат в секрете, лидеров стараются нигде не выпячивать. Хотя Дмитрий Ярош и поставил свою подпись под гарантиями «беркутовцам», которые перейдут на сторону народа».

Политолог сравнивает «Правый сектор» с Ирландской республиканской армией, у которой есть открытые структуры и законспирированное боевое крыло, действующее скрыто. На выходных в столице в Михайловском Златоверхом соборе отпевали Михаила Жизневского – белоруса, члена УНА-УНСО, организации, которая влилась в «Правый сектор». Так что назвать «Правый сектор» после этого провокаторами вряд ли у кого-то из публичных политиков повернется язык. Тем более на отпевании присутствовали и Кличко, и Тягныбок, и Яценюк. Погибший в Киеве гражданин Беларуси Михаил Жизневский будет похоронен под Гомелем, в поселке Знамя Труда 28 января. Мама Жизневского не смогла приехать в Украину из-за слабого здоровья — за последние дни у нее случилось несколько сердечных приступов.

Неподконтрольны политикам

Ранее Правый сектор в качестве штаба использовал палатку возле Сбербанка России на Крещатике. Позже они заняли целый пятый этаж в Доме профсоюзов, куда не очень охотно допускают журналистов.

«Инициатором создания «Правого сектора», возглавляемого Дмитрием Ярошем и его заместителем Андреем Тарасенко, была организация ВО «Тризуб» им. Степана Бандеры, мы стоим на площади с первых дней Майдана», - рассказал Контрактам пресс-секретарь «секторян» Артем Скоропадский.


На вопросы о радикальных акциях, Скоропадский отвечает, что не «Правый сектор» начал первым насильственные действия, их основная задача – оборона Майдана. А лица члены организации скрывают под масками не из-за того, что они экстремисты, а потому, что боятся арестов и репрессий со стороны власти. Особенно «секторяне» опасаются задержаний после вступления в силу скандальных законов от 16 января.

«Наше главное требование – отставка президента. И пока она не произойдет, мы с Майдана и Грушевского не уйдем, – заявляет голос «секторян» Скоропадский. – Если даже оппозиционная тройка примет какие-то условия Януковича, мы не разойдемся, и будем продолжать борьбу, пока не отправим диктатора в отставку».

Настроены бойцы очень решительно – на их многочисленных страницах Вконтакте детальные инструкции по приготовлению коктейлей Молотова, взрывчатых веществ. Много победных реляций о партизанский вылазках в тыл врага, к примеру: «первый Тульчинский диверсионный рой выполнил успешно операцию. Сегодня, около 2 часов ночи, отряд диверсантов, который насчитывал 12 повстанцев, помешал стабильной поставке припасов и средств защиты подразделения «Беркут». Повстанцы начали действовать с ул. Ивана Мазепы (м. Арсенальная), на подступах к ул. Грушевского. Сначала отвлекли внимание «Беркута», сделав поджог одного из автобусов режима. Пока охранники в тылу тушили автобус, диверсионный рой украл: 2 ящика с противогазами (по 40 шт. в каждом), 1 ящик гранат «Терен М» (340 шт). Захваченное имущество было отдано в Дом профсоюзов, КГГА, и роздано в палатки «Правого сектора». Слава Героям».

«Нас сейчас сотни, а потребуется – будут тысячи, народ постоянно присоединяется к нам и высказывает нашим действиям поддержку», - резюмирует «секторянин» Скоропадский.

Вполне логично, что люди начали разделять радикальные идеи ПС после двухмесячного вождения за нос оппозиционной тройкой, махания фонариками в такт песням Русланы и идеологического топтания на месте. Поэтому, если не возобладает здравый смысл у переговорщиков по обе стороны баррикад, заговорит улица устами «Правого сектора».
Александр Шахов
Контракты