Братьям Клюевым больше не дадут резвиться в Раде
12.09.2014 15:45

... чувствительные места не только кучу разномастных парламентариев, но и целого Януковича, рискует оказаться за бортом большой украинской политики.

Пока «Дюша Чемоданчик», подобно своему незадачливому Лидеру, скрывается в бегах, его брата Сергея завернули прямо на пороге избирательной кампании. 11 сентября Госфинмониторинг заблокировал его залог для участия в досрочных парламентских выборах.

В результате, планы Клюева-младшего баллотироваться по одному из мажоритарных округов накрылись медным тазом. Заодно, по всей видимости, этот таз прихлопнул и смелые надежды Клюева-старшего не просто вернуться в Украину, а вновь заняться своим любимым делом – «терками» в кулуарах Верховной Рады.

Надо отметить, подковерная парламентская дипломатия много потеряет от такого развития событий. Второй такой виртуозный специалист по скупке голосов еще не скоро появится в высшем законодательном собрании страны. А нардепы-старожилы не раз подавятся голодной слюной, вспоминая кейс, туго набитый «налом», с помощью которого Андрей Петрович безошибочно находил путь к сердцам самых принципиальных депутатов.

Но больше всех по ласковым рукам Клюева наверняка будут тосковать «свободовцы», которых он, как заботливый птицевод, растил долго и упорно, позволив превратиться невзрачным региональным петушкам в жирных бройлеров, кучно обсевших самый высокий насест Украины.

Начиная с 2006 года Тягныбок и его команда, взятые Клюевым под персональную опеку, неизменно показывали чудеса партийного роста, от выборов к выборам набирая электоральную массу и завоевывая все новые и новые позиции в отечественном полит-курятнике. При этом они исправно отрабатывали указания кормильца – будь-то заклевывание Тимошенко на президентских выборах, петушиные бои у трибуны Верховной Рады для срыва законопроектов, неудобных «регионалам», или националистические припадки Фарион, призванные выгодно оттенить в глазах европейцев светлый образ видного демократа Януковича.

Эти трудолюбивые хлопцы и девчата так добросовестно отрабатывали вложенный в них корм, что вопросы относительно продажности «Свободы» начали возникать даже у их самых преданных апологетов. Тем более что этот факт не особо скрывали даже «работодатели». К примеру, один из штатных спикеров ПР Владислав Лукьянов в беседе с политологом Михаилом Погребинским ласково назвал подопечных «нашими сукиными сынами». А многолетний предводитель тернопольских «регионалов» Орест Муц как-то ударился в совсем уж оскорбительные для идейных националистов воспоминания: «2007 год. Я иду в партийный штаб (центральный офис ПР на ул. Липская,10 в Киеве – Ред.), получаю деньги для проведения избирательной кампании, а за мной в очереди стоит их лидер Тягнибок. Кто ж их финансировал?..».

Этот же скользкое «Кто?» адресовали и самому Олегу Тягнибоку во время одного из ток-шоу на телеканале «Интер» (где, между прочим, оппозиционный лидер был частым гостем). Киевский журналист Александр Чаленко тогда спросил: «Есть информация о том, что Вас финансирует Клюев. Это правда?».

«Нет, это не правда, – ответил Тягнибок. – Я вам подарю газету, которую подготовили члены нашей партии, где приводятся якобы 53 источника нашего финансирования. Надеюсь, с чувством юмора у вас всё в порядке». И ведущий Евгений Киселев тут же объявил о завершении прямого эфира – но это не помешало присутствовавшим в студии зрителям заметить, что упомянутая Тягнибоком газета находилась у него в руках с самого начала посвященной ему части программы. Что поневоле наводило на нехорошие мысли о явной подготовленности вопроса.

Но дрессировали этого профессионального патриота не только для гастролей по главным ТВ-площадкам страны. По замыслу Клюева, назначенного на должность руководителя предвыборного штаба Януковича на президентских выборах 2015 года, именно Тягнибок должен был стать главным соперником Гаранта. Чтобы даже у самых матерых западных скептиков не было никаких сомнений по поводу безальтернативности выбора в пользу меньшего зла.

Собственно, подготовкой общественного мнения к соответствующему признанию Андрей Клюев и занимался после своего ухода из вице-премьеров в СНБОУ. Этот уход, вопреки скоропалительным оценкам политологов, меньше всего напоминал опалу. В Совбезе, превратившемся при Богатыревой в богадельню для сбитых летчиков вроде Шуфрича или Сивковича, при новом секретаре наступил настоящий ренессанс. Его функции были расширены, а аппарат увеличен почти в два раза (появились четыре новых департамента). Заодно новый глава СНБОУ стал исполнительным секретарем созданного при президенте комитета по вопросам реформирования правоохранительных органов.

В событиях прошлой осени опытный Клюев почувствовал шанс досрочно перейти на качественно новый уровень власти. Обострение ситуации сужало для Януковича поле для маневра, лишая его возможности находить компромисс и с оппозицией, и с западными партнерами, вынуждая опираться на самых приближенных.

В свое время Сергей Клюев пытался решить репутационные проблемы Януковича, оформив на себя часть его резиденции в Межигорье. Теперь настал черед старшего брата, который сначала максимально радикализировал протестные акции через «ручных» националистов, снабжая их деньгами и оружием (одновременно удерживая милицейский спецназ от активных ответных действий), а затем, когда от Януковича предусмотрительно отшатнулись люди из ближайшего окружения (тот же Левочкин), предложил себя в качестве незаменимого переговорщика. Запросив за услуги кресло главы президентской Администрации.

В те горячие деньки «рабочие» взаимоотношения связывали нового председателя АП не только со «Свободой», но и с… «Правым сектором». По словам одного из бывших сотрудников Администрации, еще в конце января Янукович получил докладную записку, в которой сообщалось о наличии договоренности с лидерами «ПС» об оставлении улицы Грушевского в обмен на денежное вознаграждение. Докладная имела «синий» гриф, что означало: информация, приведенная в документе, подтверждена соответствующей аудиозаписью.

О той же договоренности позднее Виктору Януковичу доложил Андрей Клюев. Он утверждал, что за десять миллионов долларов может договориться об освобождении Грушевского, отводе сил «Правого сектора» с Европейской площади и передвижении баррикад до уровня улицы Трехсвятительской.

Свидетелями этого доклада были генпрокурор Виктор Пшонка, глава МВД Виталий Захарченко и министр юстиции Елена Лукаш. Кстати, спустя несколько дней после доклада Клюева та же Лукаш во время совещания уже в более расширенном составе намеренно спросила президента, зачем власти пытаются подкупить радикальные силы, фактически финансируя их деятельность. Свидетели этого разговора рассказывают, что в ответ енакиевский джентльмен приказал даме «закрыть е...ло».

Как пишет «Украинская правда», последние переговоры на Банковой состоялись 20 февраля. По словам Андрея Тарасенко (руководителя киевской организации «Правого сектора»), Яроша повезли к Януковичу на автомобиле прямо с Майдана.

«На тот момент от Майдана к Банковой не имелось короткого пути: улица Грушевского была перекрыта, единственный способ добраться до Банковой с Майдана – проехать через всю набережную и подняться с другой стороны Грушевского, либо объехать Майдан по Владимирской. На этой дороге могло случиться что угодно. Кто именно выступил посредником между Януковичем и Ярошем? Очевидно, это был человек, которому Ярош доверял настолько, что даже после расстрела сотни людей на Майдане он не опасался за свою жизнь», - предполагает известный журналист Мустафа Найем.

Таким человеком, по мнению большинства знатоков украинских политических раскладов, тогда мог быть только Андрей Клюев, до последнего сохранявший влияние на силовиков и имевший собственные каналы связи с лидерами радикальной оппозиции. А та неохота, с которой Ярош и его ближайшие соратники только под напором неоспоримых доказательств были вынуждены признать факт тайных переговоров (к слову, так и умолчав об их содержании), говорит о том, что контакты между Клюевым и «ПС» были довольно тесными. Чему, не исключено, могут иметься и документальные подтверждения – вроде той же аудиозаписи из докладной.

Не попыткой ли избавиться от таких ненужных свидетельств и свидетелей стали несколько нападений на дом Клюева под Киевом и покушение на него самого, произошедшие в конце февраля? Хотя некоторые осведомленные источники называют более прозаическую причину. По их информации, Клюев на самом деле хотел дать Ярошу лишь пять миллионов долларов, забрав себе в качестве комиссионных вторую половину подкупа. Лидер «Правого сектора», которого предложенная посредником сумма не устроила, отказался от сделки. А когда узнал истинный размер полагавшегося ему «гонорара», рассвирепел и приказал наказать «крысятника».

Но если Ярош, в силу не очень долгой и не очень успешной дружбы с тертым «решалой», еще может взбрыкивать, то Тягнибок, на которого у Клюева за долгие годы «сотрудничества» накопился не один чемодан компромата, подобной роскоши не имеет. А потому исправно оттанцовывает обязательную программу и после того, как его куратор еле унес свою простреленную «правосеками» ногу подальше от беспокойной Украины.

Так, буквально за пару дней до своей отставки генпрокурор (и видный «свободовец») Олег Махницкий дал распоряжение одному из своих заместителей направить в компетентные органы Австрии ходатайство с просьбой снять арест со счетов Клюева. Необходимость таких действий в ГПУ объяснили тогда недостаточной доказательной базой его вины у следственных органов.

Впрочем, сменивший Махницкого Виталий Ярема оперативно отозвал это письмо, заодно сообщив прессе, что хотя при его предшественнике и имели место «некоторые движения» по поводу Клюева, чтобы снять его с розыска, но эти движения были немедленно прекращены.

Таким образом, основательно поиздержавшийся в бегах недавний властелин парламентского закулисья пока что остается отлученным от своей главной заначки. А облом, случившийся с претензиями брата Сергея на депутатский мандат (ну и неприкосновенность заодно), вообще тревожно сигналят о том, что судьба-злодейка окончательно повернулась ягодицами к своему прежнему любимцу. Если, конечно, он не отыщет-таки способ вернуть ее благосклонность с помощью знаменитого чемоданчика…