Криминальная «комиссионка» Лерки-Облигации
04.11.2014 17:57

Недавно стали известны шокирующие результаты проверки, проведенной в «Ощадбанке» инспекторами Генерального департамента банковского надзора НБУ. Анализ финансового состояния банка после отставки предыдущего руководства (с марта 2011-го по март 2014 года «Ощадбанк» возглавлял Сергей Подрезов), вызвал вопросы по целому ряду операций, проведенных Нацбанком в 2012-2013 годах с валютными облигациями правительства на предъявителя. К немалому удивлению проверяющих, самое непосредственное отношение к этому имела их нынешний руководитель – председатель Национального банка Украины Валерия Гонтарева.

Как сообщают Forbes источники в «Ощадбанке», надзор НБУ выявил масштабные операции по передаче прав требования по валютным ОВГЗ оффшорным компаниям, брокером в которых выступила компания «Инвестиционный капитал Украина» (ICU). В частности, речь шла о распределении комиссионных между госбанком и частной компанией, получившей от операций львиную долю прибыли.

В рамках проведенного сотрудниками департамента банковского надзора НБУ анализа документов выяснилось, что на протяжении 2012-2013 годов «Ощадбанк» активно продавал валютные облигации внутреннего займа для населения с помощью брокера ICU, совладельцем которого на тот момент была нынешняя глава НБУ (и в структурах которой до сих пор работает ее супруг). Сделки, согласно данным Forbes, осуществлялись по поручению ряда физлиц, в интересах которых брокер покупал у «Ощадбанка» валютные ОВГЗ. А права требования по этим бумагам передавались оффшорным компаниям в разных юрисдикциях.

Выявленная криминальная конструкция была создана экс-министром финансов Юрием Колобовым – «семейным казначеем» клана Януковичей, получившим в начале 2012 года кресло главы Минфина благодаря Сергею Левочкину (тогдашнему главе президентской Администрации и бизнес-партнеру олигарха Дмитрия Фирташа). Ну а найти общий язык для ее реализации Колобову и Гонтаревой было проще простого – оба они в свое время были топ-менеджерами банка «Сосьете Женераль Украина».

«По сути, была выявлена гениальная схема: украденные из бюджета деньги были вложены в валютные облигации правительства, ставка по которым составляла около 15% годовых, – поясняет собеседник Forbes в НБУ. – Помогала выводить эти средства за рубеж компания “Инвестиционный капитал Украина”».

Всего валютных ОВГЗ было продано на сумму около $1 млрд. И почти треть от этой гигантской суммы (чуть меньше $300 млн.), по информации источников, была пропущена через ICU: транзитом через счета физлиц в интересах оффшорных компаний.

В данный момент движение средств по счетам этих компаний в «Ощадбанке» заморожено в связи с подозрениями, что указанные деньги принадлежат ряду бывших украинских чиновников, которые использовали валютные облигации для легализации своих доходов. Между тем, хотя в «Ощадбанке» и подтвердили факт проведенной НБУ проверки, комментировать ее результаты пресс-служба банка отказалась, сославшись на святость банковской тайны.

При этом и в «Ощадбанке», и в Нацбанке заверяют, что претензий к брокеру, который принадлежал Валерии Гонтаревой, не имеют. «Они действовали в рамках законодательства», – подчеркнул один из проверяющих. Что неудивительно – мало в Украине сыщется смельчаков, готовых «копать» под собственное высокое руководство. Удивляет другое: как такая проверка вообще имела место быть? Впрочем, этому-то как раз объяснение есть: ее инициировал еще Степан Кубив - предшественник Валерии Гонтаревой в НБУ.

Не исключено, что только благодаря этому ревизоров хоть что-то насторожило в «сотрудничестве» крупнейшего финансового института державы и типичной «прокладки» для махинаций с оффшорами. А именно - распределение комиссионных при проведенных сделках. По результатам проверки было выявлено, что «Ощадбанк» на операциях с ОВГЗ заработал около 130 000 гривен - в то время как сделки по инвестированию средств в облигации украинского правительства брокеры проводят в среднем по ставке 0,5-1,5% от суммы инвестиций. То есть инвестиционная компания на этой сделке могла заработать в разы больше – $1,5-4,5 млн.

При этом реальный размер комиссионных ICU для проверяющих остался неизвестным. «Это частная компания, и мы не можем ее проверить – формально нарушения закона нет», – констатировал один из ревизоров.

С вопросом об истинном размере комиссионных Forbes обратился за комментариями к компании «Инвестиционный капитал Украина», однако там ответу предпочли отписку. «ICU обслуживает большое количество клиентов, среди которых юридические (корпоративные клиенты, страховые компании, компании по управлению активами – институты совместного инвестирования, негосударственные пенсионные фонды и пр.) и физические лица, резиденты и нерезиденты. По всем операциям с ценными бумагами ICU подает регулярные отчеты регулирующим и контролирующим государственным органам, в СРО, на фондовые биржи. Сделки с ОВГЗ происходят исключительно путем безналичных расчетов по принципу «поставка против платежа» через ПАТ «Розрахунковий центр з обслуговування договорів на фінансових ринках», – объяснил управляющий директор группы ICU Константин Стеценко.

Между тем, пока господин Стеценко сочинял «пургу», призванную замести следы «шалостей» своей бывшей (по крайней мере – формально) хозяйки, настырные журналисты успели накопать еще немало занимательных фактов из трудовой биографии главной банкирши Украины. Так, им удалось выяснить, что сотрудничество Валерии Гонтаревой и Колобова было отнюдь не разовым.

Не утратила форму милейшая Валерия Алексеевна и после прихода в НБУ, где, с ее появлением главной «темой» для заработков стала обналичка и конвертация валютных средств. Гонтарева и ее люди создали условия, при которых торговать валютой на черном рынке (по реальному курсу 14 гривен за доллар) могут только избранные. Всех остальных Нацбанк с помощью проверок обязал торговать валютой по курсу около 13 гривен за доллар - курсу, по которому никто не продает и не покупает валюту.

В итоге весь валютный рынок ушел в «тень» - но «тень», подконтрольную чиновникам НБУ, которые, по разным слухам, получают около 10% от маржи нелегальных обменных пунктов (а это - около 10 копеек на долларе). Можете только представить, какие суммы «заносят» в Нацбанк валютчики, оборот которых составляет под 100 миллионов долларов в день...

Еще одна схема заработков подопечных Гонтаервой - банкротство банков и распродажа их активов. В этому году НБУ передал в управление Фонда гарантирования вкладов активы 29 банков на сумму около 79 млрд. грн. Оценочная стоимость этих активов – 30 млрд. гривен, но продать их Фонд гарантирования, находящийся под полным контролем Нацбанка, собирается за 10-15 млрд. гривен. Куда (точнее – кому) пойдет «разница», догадаться несложно.

Впрочем, в главном банке страны размениваются не только на миллиарды. Последнее «ноу-хау», придуманное тамошними светлыми головами – «откаты» с PR-бюджетов. Банкиры жалуются, что в последнее время к ним зачастили эмиссары некоего «финансового клуба», предлагающие поддержать круглые столы с участием Гонтаревой за... $30 000 долларов в месяц.

Разумеется, сама председатель НБУ финансовые вопросы в разговорах с банкирами не поднимает. Однако по тому, как увеличиваются ее депозиты в одном из российских госбанков, который до сих пор исправно работает в Украине, ясно, что в накладе эта неслабая деловая женщина не остается.

С другой стороны, понять ее можно. В силу высокого профессионализма она просто не может пройти мимо лежачей под ногами «копейки». Как говорится: курочка по зернышку, с миру по нитке - и старшему сыну Антону, обожающему купаться в бассейне, наполненном вином, не придется сдерживать себя в желаниях.

К тому же, не стоит тянуть и с накоплением средств на будущее – кто знает, сколько времени еще удастся «рулить» Нацбанком? Вон, на днях СБУ объявила в розыск бывшего министра финансов Юрия Колобова, ударившегося в бега после начатого в отношении его уголовного производства по подозрению в присвоении или растрате чужого имущества в особо крупных размерах. И если отечественным спецслужбистам таки удастся отловить «казначея» Януковича, кто знает, какие подробности своих непростых взаимоотношений с «Леркой-Облигацией» (как за глаза называли Гонтареву в «Ощадбанке» в период афер с ОВГЗ) он им поведает?

Уж лучше узнать об этом из зарубежных газет, прочитанных перед утренним кофе, чем сидя на жесткой табуретке перед следователем, привыкшим оценивать красоту и изящество банковских «схем» исключительно статьями УК.