Финансист из США: Шансы, что Украина войдет в НАТО, равны нулю
08.12.2014 12:00

Помните новость об американце, который решил неделю смотреть только российское ТВ, чтобы понять, почему у президента РФ Владимира Путина такой высокий рейтинг? Этим американцем оказался финансовый аналитик и колумнист Financial Times Виталий Каценельсон. В интервью «ГОРДОН» Каценельсон рассказал о том, как на него подействовала кремлевская пропаганда, а также о причинах падения цен на нефть и инвестиционных перспективах Украины.

Несколько дней назад украинские СМИ облетела новость об американском журналисте, решившем поставить необычный эксперимент – неделю смотреть только российское телевидение. Этим журналистом оказался финансовый аналитик из США Виталий Каценельсон, уроженец Мурманска, в 1991 году покинувший СССР. Сейчас Виталий живет в Денвере. Он не только финансист, но и автор книги «Активное стоимостное инвестирование», его статьи публикуют Financial Times, Institutional Investor Magazine и Business Insider.

По словам Каценельсона, он решился на эксперимент в попытке понять, как работает пропаганда Кремля и почему подавляющее большинство россиян вопреки здравому смыслу поддерживает политику президента РФ Владимира Путина. О своих впечатлениях от просмотра российского ТВ Каценельсон написал в статье Putin’s World («Мир Путина»).

«Я всегда считал интернет неостановимой демократической силой, – утверждал Каценельсон, – которая всегда позволит правде проскользнуть через трещины даже самой мощной пропагандистской стены. Я был неправ. После просмотра российского телевидения вам уже не хочется читать западную прессу, поскольку вы убеждены, что она лжет. И что более важно, российское ТВ настолько мощное, что вы даже не хотите смотреть что-нибудь еще, так как убеждены, что имеете в распоряжении неоспоримые факты».

В интервью изданию «ГОРДОН» Каценельсон рассказал о своем эксперименте с российским ТВ, объяснил причины снижения цен нефть и рассказал об инвестиционном будущем Украины.

– Виталий, меня интересует чистота эксперимента: вы только российское ТВ смотрели или одновременно включали американские телеканалы?

– Я читал новости о компаниях, которыми владею, об инвестиционном и финансовом рынках, но о том, что происходило в мире, узнавал только из новостей по российскому телевидению.

Мне хотелось понять, как простые россияне могли допустить конфликт с Украиной. Я уехал из СССР больше 20 лет назад и помню, что там были совершенно нормальные люди. И вдруг такое отношение к Украине. Я не согласен с аннексией Крыма, но понимаю, почему россияне приняли ее с восторгом. Но как они допустили вторжение России на восток Украины? Поэтому решил: ок, буду смотреть только телевидение РФ, чтобы понять. Смотрел неделю подряд.

– Какое сложилось впечатление?

– Это пропаганда очень высокого качества. Смотришь – и ни на секунду не сомневаешься в правдивости репортажей. Включаются эмоции и полностью отключается способность здраво рассуждать.

Есть огромная картина мира, но телевидение РФ берет лупу и фокусирует взгляд зрителей только на одном участке. И у вас автоматически возникает жалость к ополченцам, гибнущим на Донбассе, вы начинаете мгновенно ненавидеть украинское государство. У меня тоже возникали эти чувства, но я понимал, что за границами лупы остается другая часть картины.

Российскому зрителю не дают полную картину, а с утра до вечера твердят: «Украинцы развязали войну с русскоязычными в Донецке и Луганске, разрушают школы, убивают мирных жителей». Путинская пропаганда держится только на этой полуправде. Но люди должны осознавать: 99% телеканалов России контролируются государством, поэтому что президент РФ хочет, то и показывают. После статьи «Мир Путина» я получил много e-mail: «Виталий, но ведь и в США почти все телеканалы управляются несколькими частными компаниями». Это правда, но американские телеканалы не контролируются из Белого дома. В России же не телевидение, а прямые месседжи из Кремля.

– Верховная Рада уже придумала, как бороться с путинской пропагандой, – создала Министерство информационной политики.

– Если украинская власть пойдет по стопам России в желании контролировать информационное поле, это очень неправильно. Для борьбы с пропагандой достаточно обеспечить свободу слова по всей стране. Власти не должны контролировать информационный бизнес. Может, это утопия, но государство в принципе не должно заниматься ни пропагандой, ни контрпропагандой.

Кремлю не нравится, что НАТО слишком близко подошел к России. Это геополитический просчет США.

– Украинцы, выезжающие за рубеж, уверяют, что кремлевская пропаганда на Западе очень сильна и эффективна. Американское общество точно понимает суть украинско-российского конфликта?

– Обычный гражданин США понимает, что Россия – агрессор. Хотя я считаю, что в том, как ведет себя Россия, есть и вина США. Пусть небольшая, но есть.

– Что конкретно вы имеете в виду?

– Кремлю не нравится, что НАТО слишком близко подошел к России. Это геополитический просчет США: надо было оставить буферную зону между РФ и Альянсом. Все-таки НАТО создавался как антирусский военный блок, так что логику Путина понять можно. Хотя вопрос о вхождении Украины в НАТО много лет вообще не вставал.

– Буферной зоны уже не будет: и Верховная Рада, и президент Порошенко заявили о выходе Украины из внеблокового статуса. Да и соцпоросы показывают: большинство украинцев поддерживают вступление в систему коллективной безопасности.

– По-моему, шансы, что Украина войдет в НАТО, равны нулю, потому что Запад не пойдет на эскалацию конфликта с Россией. РФ не просто большая страна со 140-миллионным населением, но и государство с ядерным оружием. Российские военные самолеты начали  летать возле границ НАТО в три раза чаще, чем раньше, то есть Кремль напоминает Западу: «У нас есть армия и ядерные боеголовки».

Есть серьезные шансы, что США будут помогать Украине с вооружением, но дальше этого не пойдет, тем более что с точки зрения обычного американца ваша страна находится слишком далеко.

– Неужели Запад не понимает, насколько высока вероятность того, что Путин развяжет Третью мировую войну?

– В своей статье «Мир Путина» я сравнивал президента РФ с Гитлером, но сделал важную оговорку: Гитлера можно было остановить еще в 1936 году, но мир этого не сделал, и в итоге в 1939 году началась Вторая мировая.

Мне кажется, сейчас Запад смотрит на Путина и думает: он пойдет дальше и станет Гитлером образца 1939 года или все же остановится? Надеюсь, США и Европа не повторят своей ошибки с Гитлером и сами остановят Путина. Сейчас все вертится вокруг этого решения.

– Судя по риторике Кремля, главная задача США – «уничтожить великую Россию». Белый дом действительно этим озабочен?

– Если составить рейтинг, о чем думают американцы, найти в нем самую последнюю строку и добавить еще одну – это и будет то место, которое в мыслях граждан США занимает Россия.

Американцы сейчас намного больше думают об инциденте в Нью-Йорке, когда полиция, пытаясь задержать афроамериканца, случайно его задушила. Позавчера суд вынес решение не арестовывать полицейского, и в Нью-Йорке начались демонстрации. Сейчас это на первых полосах всех газет США. Россия волнует американцев только тогда, когда США начинают вовлекать в конфликт.

– А как же заговор Запада обрушить мировые цены на нефть?

– Есть три объективные причины снижения цен на нефть. Первая: в этом году США резко увеличили добычу сланцевого газа. Вторая: во всем мире доллар очень укрепился, а это всегда приводит к снижению стоимости нефти. Третья причина: сильное замедление экономики Китая, который являлся одним из самых крупных потребителей нефти. Когда цена упала до 80 долларов за баррель, на это были причины, связанные со структурой нефтяного рынка.

– Но цена на нефть уже ниже 70 долларов, да еще ОПЕК заявила, что не будет уменьшать добычу черного золота.

– У ОПЕК (организация стран –экспортеров нефти, в нее входят 12 государств: Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт и т. д. – «ГОРДОН») свои шкурные интересы. В Саудовской Аравии себестоимость добычи нефти низкая, в отличие от США. Резкое снижение мировых цен практически убьет поиск сланцевой нефти в Америке, а значит, гарантирует, что в будущем стоимость нефти резко возрастет. Я вижу логику в действиях ОПЕК, решение этой организации не связано с ситуацией в России или Украине.

– А Евросоюз, планирующий перестроиться на американский газовый рынок? Кремль убежден, что это тоже заговор против России.

– Это не политика, а бизнес: Европа не хочет зависеть от России, которая показала себя как ненадежный и нестабильный партнер, а США готовы продавать газ кому угодно.

– Вы согласны с заявлением Путина, что западные санкции лишь на благо РФ?

– Путин прав – санкции действительно могут дать толчок российским производителям: с внутреннего рынка уйдут все западные конкуренты и РФ придется вкладывать деньги в производство собственного продукта. Но импортозамещение невозможно наладить за месяц-два. На это уйдут годы, которые станут для России очень сложными, народ будет страдать от огромной инфляции. Для Запада уход с российского рынка – небольшой удар. Гораздо сильнее Кремль ударил по собственным согражданам. По сути, россияне теперь в заложниках у Путина.

– Как финансист и инвестор вы бы вложили свои деньги в Украину?

– Пока у меня нет достаточной уверенности для этого. Но я оптимист, потому что знаю страны, которые выходили из гораздо более худшего экономического положения. Например, Япония после Второй мировой войны была практически разрушена, а сейчас это очень развитая страна.

– Вряд ли украинцы сравнятся с японцами в трудолюбии и дисциплине.

– Посмотрите на Израиль: восемь миллионов евреев окружены миллионами «любящих» арабов, живут в пустыне, но тем не менее Израиль очень развитое государство. Конечно, Украине будет нелегко, но реальные шансы есть.

Причина, почему страны выходят из так называемой страшной и неразрешимой ситуации, очень проста – это стремление человека к самосохранению. Мы встаем утром и не думаем о том, как помочь своей стране, мы думаем о себе, своих детях, семьях. Это желание выжить открывает в нас невероятный потенциал. Пусть это эгоистично, но миллионы эгоистических действий помогают обществу в целом. Конечно, в тяжелые времена хочется обратиться за помощью к правительству, но по-настоящему оно может помочь только создав законы, которые позволят свободному рынку добиться успеха.

– Какая из стран всего мира сегодня наиболее привлекательна для инвестиций?

– Успех любой инвестиции определяется двумя факторами: показателями бизнеса и заплаченной ценой. Экономика США и Европы находятся в лучшей форме (особенно в США), чем страны с развивающимся рынком. Но поиск хорошей инвестиции в США и Европе – это как поиск иголки в стоге сена. С другой стороны, в странах с развивающимися рынками акции намного дешевле, но экономика только начинает восстанавливаться. Например, российские акции дешевые, их будущее связано с ценами на нефть, но корпоративное управление в РФ довольно слабое, а когда Путин украл ЮКОС у владельцев этой нефтяной компании, он подорвал доверие к системе в целом.

– В Кабинете Министров Украины на ключевых должностях начали работать три иностранца: американка украинского происхождения, литовец и грузин. Вы бы согласились занять государственный пост в Украине, если бы вам предложили?

– Не думаю, что достаточно квалифицирован для этого. Но знаю, что все в государстве начинается с законов, которые реально исполняются и защищают граждан, их права и свободы, их вложения и так далее. Именно политический и экономический климат определяет развитие страны. Например, когда я рассматривал возможность инвестирования в Россию, каждый раз отказывался от этой идеи. Политический климат РФ отторгает инвесторов.

В общем, надо всегда начинать с законов, чтобы граждане страны чувствовали себя надежно. Мне намного легче быть бесстрастным и объективным, находясь за 10 тысяч миль от Украины. Даже не могу представить, через что приходится сегодня проходить украинцам. Я каждый день отправляю своих детей в школу, и мне в голову не приходит, что их может убить случайный снаряд. Но я очень симпатизирую украинцам и искренне надеюсь, что у вас все будет хорошо.