Демократия по-турецки, или Почему Эрдоган Украине не помощник
16.12.2014 08:40

У моего знакомого турка несколько лет назад расстроилась свадьба.

– Ее родителям не понравилось, что я журналист, - сказал он.

Мой вопрос «почему» он оставил без внимания, типа, и так все ясно. А я оставалась в недоумении до тех пор, пока не узнала, что журналистика в Турции одна из самых опасных профессий. Последнее воскресенье еще раз доказало, что родители той девушки отчасти были правы.

14 декабря турецкая полиция арестовала, по разным данным, от 23-х до 27-и человек, среди которых журналисты, продюсеры и даже сценарист. Безусловно, мировая общественность такой «наезд» на журналистов трактовала как наступление на свободу слова, особенно, если речь идет о столь массовых арестах. На самом деле ситуация выглядит несколько иначе, поскольку арестовали журналистов только одной издательской группы.

Как пишет газета Hürriyet, обыски начались с редакции одной из крупнейших ежедневных газет Турции Zaman и телеканала Samanyolu. Все задержанные работали в этих изданиях, либо в дружественных - газете Bugün и на телеканале Bugün TV.

Все издания в той или иной мере имеют отношение к исламскому богослову Фетхуллаху Гюлену, с которым у президента Турции Реджепа Эрдогана долгие годы была политическая дружба, и Гюлен неоднократно помогал Партии справедливости и развития Эрдогана на выборах.

Однако последние пару лет отношения между ними испортились. Эрдоган заявил, что Гюлен стремился к тому, свергнуть действующую власть в стране.

Фетхуллах Гюлен в Турции личность легендарная - общественный деятель, который посвятил годы жизни тому, чтобы нести свет ислама в массы. В 2008 году был выбран самым влиятельным интеллектуалом планеты по результатам опроса на сайте проекта журналов Prospect и Foreign Policy. С 2009 года входит в число 500 самых влиятельных мусульман (по итогам 2013 года – на 11 месте).

Он долгие годы был проповедником и имамом, позже под его началом в Турции возник один из тарикатов (религиозное движение), с целой сетью религиозных и общественных заведений. В частности, Гюлен вместе со сподвижниками на территории Турции, Балканских стран и в странах Средней Азии открыли семь университетов и более 200 школ, одна из главных задач которых – религиозное просвещение.

Кстати, конфликт между Эрдоганом и Гюленом обострился после того, как президент выступил с инициативой закрыть школы Гюлена в Турции. Безусловно, все издания, имеющие отношение к Гюлену, уделили этой теме достойное внимание.

Среди тех, кого арестовали в воскресенье, были главный редактор Zaman Эркен Думанлы, продюсеры телеканала Samanyolu и сценарист телевизионных программ Макбуле Чам. Сценариста, кстати, задержали как автора сериала о Пророке Мухаммеде.

 По мнению президента Реджепа Эгдогана, авторы сериала весьма вольно обошлись с трактовкой личности Пророка, чем оскорбили чувства верующих.

Доцент факультета международных отношений Университета экономики и технологий ТОББ (Анкара) Тогрул Исмаил в комментарии «Главкому» отметил, что нынешний арест журналистов – это в какой-то мере продолжение истории нашумевшей антикоррупционной операции, которая прошла почти год назад – 18 декабря 2013 года.

Тогда по подозрению в коррупции, контрабанде и реализации наркотиков были арестованы более 50 высокопоставленных чиновников и их родственников (в том числе сыновья министров).

После арестов Эрдоган отправил в отставку десять членов Кабинета министров, генерального прокурора Турции и пятеро его заместителей. Но дело так и не дошло до суда: в октябре нынешнего года прокуратура Турции объявила о прекращении расследования дела о коррупции. На скамью подсудимых никто так и не сел.

«Аресты были ожидаемы, поскольку уже давно идет борьба между Эрдоганом и джамаатом (религиозным объединением) Гюлена. Раньше Гюлен с Эрдоганом работали вместе, но в последние годы между ними возникли противоречия. А на сегодня у Гюлена есть около 1-2 миллионов сторонников, это не может не беспокоить Эрдогана», - отметил Тогрул Исмаил.

Впрочем, война против медиа-холдинга Гюлена – это далеко не первая радикальная идея президента Эрдогана. Ранее он выступал за то, чтобы закрыть на территории Турции доступ к Facebook и YouTube, и назвал их источникам «аморальной деятельности и шпионажа».

Пока же журналисты Zaman на своем сайте разместили обращение к мировой общественности на семи языках. Что примечательно, на русский язык переводить не стали. Видимо за ненадобностью, поскольку российские журналисты вряд ли поддержат призыв к свободе слова.

При этом Турция в последние месяцы увеличила масштабы сотрудничества с диктаторской Россией, которая для всего цивилизованного мира становится изгоем. Объемы поставок российского газа в Турцию растут, а президент РФ Владимир Путин обратился к турецкой стороне с предложением подключиться к подготовке Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Поэтому рассчитывать на то, что Турция в целом и Эрдоган лично, который десятками арестовывает журналистов, борется с инакомыслием и игнорирует призывы Запада повлиять на агрессивную политику Кремля, помогут Украине решить проблему с Крымом, право же, не стоит.

Тем временем власти США и ЕС резко осудили аресты журналистов, произошедшие в Турции.

«Мы пристально следим за сообщениями о том, что турецкая полиция провела серию рейдов и арестов по всей стране. Похоже, что среди целей оказались средства массовой информации, которые открыто критиковали правительство», — отметила официальный представитель американского госдепартамента Джен Псаки. По ее словам, «свобода слова и независимость судов являются ключевыми элементами каждой здоровой демократии, она обеспечивается конституцией Турции».

«Сегодняшние полицейские рейды и аресты журналистов и представителей СМИ в Турции нарушают свободу прессы, которая является стержнем демократии», - заявили верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини и комиссар ЕС по вопросам расширения Йоханнес Хан.

Подобные действия, по их словам, «противоречат европейским ценностям и стандартам», к которым стремится присоединиться Турция и которые должны быть ядром прочных отношений с ЕС.