Военно-политические блоки: Какие варианты у Украины кроме НАТО
30.04.2015 13:32

Глава Министерства иностранных дел (МИД) Украины в середине апреля поставил вопрос ребром перед руководителями НАТО. Павел Климкин в жесткой форме заявил: «Если Украина не получит гарантий от альянса, то мы будем вынуждены искать другие варианты».

Долгие годы украинские политики, СМИ и грантовые организации вели активную пропагандистскую кампанию, представляя НАТО как единственно возможный вариант военно-политического союза.

Теперь же, пока ни генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, ни первые лица США и Великобритании еще ничего не ответили на ультимативное требование министра иностранных дел Украины, есть время разобраться, какие еще существуют организации военно-политического типа. И в какие из них Украина могла бы вступить.

А у нас ЭКОВАС

Если бы Павел Климкин озаботился вопросом немного раньше, можно было бы рассматривать участие Украины в Западноевропейском союзе. ЗЕС – военно-политическая организация, существовавшая с 1954 по 2011 годы и отражавшая стремление стран ЕС действовать в военно-политической сфере в автономном режиме от США и НАТО. Маастрихтский договор («Договор о Европейском Союзе») 1992 года, положивший начало ЕС, возложил решение военных задач именно на Западноевропейский союз.

А подписанная членами ЕС в 1992 году Петерсбергская декларация предусматривала проведение самостоятельных военных операций (без США и Канады), создание центра обработки данных космической разведки и формирование собственных военных подразделений:

- «Еврокорпуса» - Объединенного армейского корпуса;

- «Еврофора» - оперативного соединения сухопутных войск;

- «Евроморфора» - оперативного соединения военно-морских сил.

Однако на этих решительных шагах активизация ЗЕС и завершилась. На саммите Европейского совета в Кельне в 1999 году функции Западно-европейского союза были переданы ЕС. То есть, по сути говоря, военно-политический блок прекратил свою фактическую деятельность, хотя формально существовал до 2011 года.

И вдруг в марте 2015 года со стороны первых лиц Евросоюза зазвучали неожиданные заявления. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер 8 марта заявил, что Европейскому Союзу пора создать собственную армию как инструмент, чтобы отстаивать интересы Европы в мире.

«Общая европейская армия показала бы миру, что между странами-членами ЕС никогда больше не будет войны. Такая армия помогла бы нам осуществлять общую внешнюю политику и политику безопасности… Армия ЕС нужна не для того, чтобы задействовать ее сразу, а чтобы намекнуть России, что мы серьезно относимся к защите ценностей Европейского союза», - заявил Юнкер в интервью Welt am Sonntag (ФРГ).

Напомним, что положениями Североатлантического альянса закреплен принцип «коллективной безопасности». Жан-Клод Юнкер постарался максимально тактично объяснить, что, по его мнению, войска НАТО не могут справиться с этой задачей по объективным причинам.

Слова главы Еврокомиссии можно расшифровать в том смысле, что политическая и экономическая элита ЕС недовольна работой НАТО, а также нацелена повысить свое влияние, как в Европе, так и во всем мире. Да, собственно, о попытках восстановить престиж Юнкер сказал открытым текстом.

«Европа в последнее время изрядно потеряла престиж, – считает Жан-Клод Юнкер. – Даже во внешней политике нас перестают принимать всерьез». Его инициатива совпадает с мнением министра обороны ФРГ Урсулы фон дер Ляйен.

«За таким переплетением армий с перспективой когда-нибудь иметь (общую) европейскую армию, по моему мнению, будущее», – заявила министр фон дер Ляйен в интервью радиостанции Deutschlandfunk (ФРГ).

Поэтому есть вероятность, что «холодная война 2.0» станет стимулом для реанимации военно-политического блока ЗЕС, либо для его реинкарнации под другим названием. Но это все пожелания на будущее, потому как переход от слов к делу требует времени, не говоря уже о политической воле.

МИД Украины по инициативе министра Климкина, конечно, может пойти на принцип и подать заявку на вступление в такую организацию как Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Или в Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС).

Обе организации провозглашают своей целью реализацию политики региональной безопасности, в том числе и военными средствами. К примеру, Франция начала военную операцию в Мали именно от имени ЭКОВАС.

В свою очередь, Экономическое сообщество стран Западной Африки получило соответствующий мандат на военное вмешательство от Совета Безопасности ООН. Вот только можно дать 100%-ную гарантию, что руководящие органы АСЕАН и ЭКОВАС отклонят заявку Украины, потому как состав организаций формируется не по критерию уровня жизни населения, а по географическому признаку.

Собственно, по этой же причине отпадают такие варианты как Лига арабских государств, Шанхайская организация сотрудничества и другие, созданные и функционирующие по территориально-географическому критерию.

Made in Russia

Но даже, если все перечисленные варианты не сработают, у министра Климкина есть козырь в рукаве, способный потрясти «западных партнеров». Речь о таком военно-политическом блоке как Организация договора о коллективной безопасности.

Аббревиатура ОДКБ сегодня часто звучит в СМИ. Организация была основана еще в 1992 году. 15 мая 1992 года в Ташкенте представители бывших республик СССР - Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана – подписали текст Договора о коллективной безопасности (оригинал документа хранится в архиве правительства Республики Беларусь).

На протяжении 1993 года документ о присоединении к Договору подписали также Азербайджан, Грузия и Белоруссия. Документ вступил в силу для всех участников с апреля 1994 года, его нормы предусматривают, что каждые 5 лет участники должны пролонгировать договор еще на один пятилетний срок, либо выйти из соглашения.

Собственно, в ельцинский период Договор о коллективной безопасности существовал только на бумаге, поэтому неудивительно, что в апреле 1999 года Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались продлевать срок действия Договора.

Организация Договора о коллективной безопасности или ОДКБ – это ответ НАТО со стороны бывших советских республик. К примеру, статья 4 Договора гласит: «Если одно из государств - участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств - участников настоящего Договора».

То есть, по сути, копия статьи 5 Североатлантического договора, учреждающего НАТО. Поэтому, гласит договор, в случае агрессии против любого из государств - участников «все остальные государства - участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».

Если во времена Ельцина силы коллективной безопасности существовали на бумаге, то с приходом на пост президента РФ Владимира Путина организация начала новую жизнь. Поэтому настоящим днем рождения ОДКБ следует считать 7 октября 2002 года, когда страны-участники приняли Устав Организации Договора о коллективной безопасности и Соглашение о правовом статусе Организации договора о коллективной безопасности.

Параллельно развивалась активность по созданию «военного кулака» ОДКБ. Военная группировка ОДКБ называется Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) и включает воинские подразделения России, Казахстана, Армении, Белоруссии, Кыргызстана и Таджикистана, а также отряды МЧС и спецназа МВД стран-участниц. Организаторы ОДКБ стремятся хотя бы раз в год проводить масштабные военные учения для отработки боевых задач.

Последние по времени масштабные учения КСОР «Взаимодействие-2014» состоялись 22 августа прошлого года на полигоне «Спасск» (Карагандинская область) в Казахстане. Интересно, что на этот раз учения проходили в формате специальной операции по локализации вооруженного конфликта в стране-участнице ОДКБ.

По легенде, страна под условным названием «Карания» подверглась нападению незаконных вооруженных формирований, а задача сил КСОР в составе около 3000 военных, примерно 800 единиц боевой и специальной техники, около 30 самолетов и вертолетов заключалась в том, чтобы отработать навыки подавления боевиков и восстановления правопорядка.

Последний саммит ОДКБ состоялся в Москве 23 декабря 2013 года. Генеральным секретарем с 2003 года является Николай Бордюжа (глава администрации президента при Ельцине с декабря 1998 по март 1999 года). Вместе с тем, если сравнивать с тем же Североатлантическим альянсом, то Организации Договора о коллективной безопасности – это военно-политический блок на этапе становления.

Тройственный союз

Что же имел в виду министр иностранных дел Павел Климкин, когда говорил о «других вариантах»? Поскольку вступить в ЭКОВАС или АСЕАН Украина не может по объективным причинам, остаются только варианты Организации договора о коллективной безопасности и Западноевропейского союза (если элиты ЕС решат его воскресить).

Правда, для того, чтобы вступить, сначала нужно приглашение от руководящего органа военно-политического блока. Либо же речь идет о совершенно новом военно-политическом союзе. Например, в составе Польши, Литвы и Украины. Тем более, что определенные подвижки в этом направлении наблюдаются. В ноябре 2014 года Киев с официальным визитом посетила президент Литвы Даля Грибаускайте (в прошлом – активистка литовской Компартии).

В ходе визита представители Украины и Литвы подписали договор о сотрудничестве в военной сфере. Литовский министр обороны оценил военную помощь Украине по итогам 2014 года в 150 тысяч литов (около 51 тыс. долл.) и пообещал в следующем году дать еще столько же.

А президент Литвы дала совместную пресс-конференцию вместе с Петром Порошенко, где разрешила Украине одновременно подавать заявку и в НАТО, и в Европейский Союз. А еще 19 сентября 2014 года министры обороны трех стран - Украины, Литвы и Польши – подписали в Варшаве межправительственное соглашение о создании совместной военной бригады для укрепления сотрудничества в регионе.

А если понадобится – то и для применения в миротворческих операциях. Министерство обороны Польши планирует, что совместная бригада будет использоваться в операциях под эгидой ООН и ЕС, а ее штаб-квартирой станет польский город Люблин.