Их вклад бесценен: отечественный сверхзвуковой автомобиль
22.06.2017 21:24

В 1968 году в стенах Харьковского автомобильно-дорожного института ХАДИ под руководством заслуженного мастера спорта СССР Владимира Никитина готовился грандиознейший проект − харьковчане конструировали реактивный автомобиль, который впервые в истории должен был достичь сверхзвуковой скорости, не отрываясь от земли, тем самым установив абсолютный рекорд скорости на суше!

1

В то время рекорды было ставить модно и престижно, все хотели быть первыми. Владимир Константинович Никитин − заслуженный мастер спорта СССР, непревзойденный гонщик и талантливый конструктор-изобретатель всю свою жизнь посвятил созданию скоростных гоночных автомобилей. Он говорил что «Создание рекордно-гоночного автомобиля имеет и большое практическое значение: проектируя и исследуя новое, мы учим завтрашних инженеров поискам нестандартных, оригинальных решений тех проблем, с которыми они столкнутся, придя в конструкторское: бюро и исследовательские институты».

2

Идея построить сверхзвуковой реактивный автомобиль, или как его еще называли, болид, родилась у Никитина весной 1968 года. Новость о том, что «русские стремятся создать самый быстрый в мире автомобиль», облетела все уголки планеты и буквально ошеломила западных специалистов, а в лабораторию к Никитину потянулись любопытные студенты… Ведь изначально создание болида под названием «ХАДИ-9» было коллективным дипломным проектом нескольких студентов ХАДИ. Каждый из дипломников разрабатывал определенную часть машины: привод, раму, кузов, ходовую часть, а руководителем являлся Владимир Константинович Никитин. Сначала было очень трудно. Даже отличных знаний студентов оказывалось явно недостаточно. Но вскоре на помощь пришли студенты-старшекурсники из Харьковского авиационного института и художественно-промышленного института, и работа пошла веселее. Всего за несколько дней была изготовлена первая модель будущего автомобиля, которая прошла всесторонние испытания в аэродинамической лаборатории ХАДИ. Вслед за первой появилась вторая, усовершенствованная, затем третья. Конструкторы-изобретатели модель за моделью совершенствовали свое детище, улучшая аэродинамические характеристики и упрощая внешний вид.

Впервые в Союзе – реактивный сверхзвуковой автомобиль!

На втором году проектирования болида до харьковчан дошли слухи, что в США «на сухопутной ракете» Blue Flame Гари Габелич преодолел рубеж в 1000 км/ч. Это немного расстроило советских энтузиастов, однако задора у них не поубавилось. На создание болида ушло несколько лет. Наконец-то в 1978 году советский рекордсмен был готов!

3

Объединенными усилиями студентов трех харьковских вузов под руководством Владимира Никитина впервые в Советском Союзе был создан реактивный сверхзвуковой автомобиль.

Каждая деталь, каждый узел, каждый агрегат ХАДИ-9 представлял собой оригинальную конструкцию, плод длительного научного анализа. У сверхзвукового автомобиля был ракетоподобный фюзеляж, по обе стороны которого открыто, на трубчатых раскосах, стояли задние колеса. Спереди были установлены сдвоенные колеса. Шины − авиационные, сделанные на заказ специально для этой модели, а от МИГ-19 был взят турбореактивный двигатель. Ее длина составляла 11 м, высота 1100 мм, а вес 2500 кг. Торможение автомобиля осуществлялось при помощи парашютов и воздушных заслонок, а также применялся переброс режима работы турбины на реверс. В носовой игле находились датчики электронной системы, которые сообщали информацию о воздушном потоке для управления закрылками, удерживающими машину на трассе и не дающими ей взмыть в воздух. Самый быстрый в мире автомобиль должен был развивать скорость 1200 км/ч!

4

Машина напоминала наконечник от стрелы или самолет без крыльев — схожие аэродинамические формы, плавные обводы, высокий стабилизатор, герметическая кабина.

Вот как описывал сверхзвуковой болид один из журналов того времени: «Он похож больше на абстрактное изображение птеродактиля: острый нос переходит в длинную хищную иглу. Это уже не автомобиль... Это скорее самолет, который призван скользить по земле. Разница только в том, что крылья и хвост должны не помочь, а помешать аппарату оторваться от дорожки».

В 1979 году ХАДИ-9 уже проходил испытания. И тут снова удар – из Америки пришла новость, что пилот автомобиля Budweiser развил сверхзвуковую скорость. Позже, на официальном уровне эта информация не подтвердилась, но уверенности, что харьковчане будут первыми уже не было.

ХАДИ-9, или непоставленные рекорды

Первые испытания ХАДИ-9 на безопасных скоростях дали почувствовать завидный потенциал этой машины. Однако «пилоты» машины заявляя, что 700−800 км/ч харьковская «ракета» сможет преодолеть, сильно сомневались в достижимости рубежа в 1000 км/ч и тем более скорости звука − 1200 км/ч. Аппарат был легче американских аналогов, но заметно проигрывал им в уровне тяги.

Какую же максимальную скорость удалось развить на ХАДИ-9, по сей день остается секретом. Об этом не знает никто. Известно только, что из-за отсутствия подходящей трассы попыток установить на ней рекорд скорости не предпринималось.

5

Дело в том, что для адекватных испытаний такого автомобиля и выхода на максимальную скорость нужна была прямая и очень ровная трасса длиной около 10 километров. Единственным местом в СССР, где могла быть обустроена такая трасса при минимальных расходах, являлось соляное дно пересыхающего озера Баскунчак в Астраханской области. Но и тут испытателей ожидала неудача − из-за увеличения соледобычи все заезды на этом озере прекратили.

Зная о затруднениях харьковчан, американские энтузиасты пригласили команду Никитина к себе в штат Юта на знаменитое соляное озеро Бонневиль. И даже обещали взять все расходы на себя при условии, что русские посоревнуются там с американцами. Однако грандиозное шоу не состоялось − лететь в Америку на чужие деньги Никитину было неловко, а для его команды это были непомерные расходы. Да и возраст уже не позволял – к моменту окончания строительства «сверхзвуковика» Никитину было почти семьдесят. Рекорды скорости на своих автомобилях он всегда устанавливал самостоятельно, не рискуя ничьей жизнью. Поэтому на самом знаменитом советском «сверхавтомобиле» не было установлено ни одного рекорда.

6

По слухам, во время съемок фильма «Скорость» на озере Баскунчак с участием этой машины, пилоты в тайне от всех разогнали автомобиль до 500 км/ч. А правда это, или вымысел, сегодня понять сложно.

ХАДИ-9 до наших дней не дожил. Во время длительного пребывания на соленом озере он изрядно пропитался рапой. Потом, за ненужностью, его поставили на задворки института и забыли. Когда же, через много лет, вдруг вспомнив о ХАДИ-9, его решили сохранить для будущих поколений, вместо когда-то красивой «машины-ракеты» обнаружили лишь груду ржавого металла. Так закончилась жизнь самого быстрого советского автомобиля, которому, к сожалению, так и не суждено было установить ни одного рекорда скорости…

7

Владимир Константинович Никитин родился в 1911 году. Конструктор скоростных автомобилей, рекордсмен мира и СССР по автогонкам, заслуженный мастер спорта СССР, наставник нескольких поколений автомобильных инженеров.

8

Владимир Никитин умер в 1992 году, оставив после себя несколько непобитых международных и всесоюзных рекордов скорости, а также с десяток оригинальных рекордных автомобилей, большинство из которых хранится в Харькове, в музее Автомобильно-дорожного института.