По законам шайки?
03.10.2005 14:24
…от неё ещё не слышали: «Його хлопці прийшли у владу трохи заробити… І Президент не забороняв це робити. Це є правда. Президент усе знав, вони узгоджували з ним кожен крок. Я заважала їм це робити, заважала радикально».

Отсюда – только один, и совершенно логичный, шаг до требования импичмента.

Пока что нам нечего сказать по существу самого обвинения в коррупции. Впереди, надо полагать, следствие и всё, что с этим связано. Но в этом интервью есть ещё кое-что интересное и важное. Юлия Владимировна рассказывает следующее: «Ви не повірите, але я на місяці була відмежована від Президента. Я не мала можливості ні зустрітися, ні доповісти. Навіть коли я телефонувала Президенту, слухавку брав Третьяков… Коли я казала Третьякову, що такий стан речей не є нормальним, що хоча б тричі на тиждень я маю спілкуватися з Президентом, вже не претендую на щоденне спілкування, він відповідав, що це не його рішення, це бажання Президента».

В это действительно трудно поверить. Но если это так, то мы вправе говорить о том, что в Украине ХХ1 века на самом верху государственной лестницы появилась личность с замашками восточного деспота давно прошедших времён.

Слово «деспот» здесь употреблено не в ругательном смысле. Со времён Петра Первого российские императоры работали по строгому расписанию, имевшему совершенно определённый государственно-политический смысл. Несколько высших сановников имели право входить к императору без доклада в любое время дня и ночи. Среди них был, естественно, первый министр, то есть, глава правительства. Другие – в ранге министров и приравненных к ним – имели каждый свой день и час для регулярного доклада его величеству.

Этот порядок был нарушен Лениным, но Сталин его восстановил. Не нашёл возможным похерить его даже Ельцин с его первоначальной репутацией революционера. Тот же Черномырдин являлся к нему с официальным еженедельным докладом, кажется, по понедельникам, а по текущим неотложным делам мог звонить и заходить в любое время дня и ночи.

Не будем здесь обсуждать, каким премьер-министром была Юлия Тимошенко, - хорошим или не очень хорошим. Не будем пытаться решить, к чему она стремилась и какую идеологию несла. Речь в данном случае не о ней, а нём – о президенте Украины.

Почему мы употребили выражение «восточный деспот»? Восточным деспотам чуждо понятие регулярности вообще и в частности – в отправлении государственных дел. Особенностью же европейской управленческой культуры является как раз регулярность. Она возникла не сразу, и утверждалась трудно и долго. Без неё не было бы современной европейской государственности.

Варварские короли Европы вели себя так, как восточные деспоты или как нынешний украинский президент. Для них не существовало распорядка дня, распорядка дел, осознанных приоритетов, как не существовало политики.

То, что происходило, если верить госпоже Тимошенко, в течение долгих месяцев в столице Украины на Банковской улице, не лезет ни в какие ворота. Если Юлия Владимировна говорит правду – и «хлопці» там действительно только то и делали, что с ведома и согласия своего шефа зарабатывали каждый свою «копійку», то не могло быть и речи о какой-либо государственной регулярности: жизнь шла по законам оргпреступных группировок.