Фесенко: «Олигархи вынуждены договариваться с популярными лидерами и покупать места в списках»
14.03.2006 17:29
…прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. Во время видео-интернет-конференции на From-UA эксперт рассказал, какого цвета будет будущая парламентская коалиция, как решится языковая проблема и почему Украина не вступит в ближайшее время в НАТО.

fedor: – Как после выборов будут формироваться коалиции на местах, если в одном районе победит одна сила, а по области в целом другая? Могут ли быть на местах коалиции, которые будут отличаться от общеукраинских, ведь в каждом из округов существует своя специфика. Когда упразднят районные администрации?

В. Фесенко: – Естественно, на местном уровне коалиции могут и будут отличаться от той коалиции, которая будет сформирована в Верховной Раде. В частности, в большинстве местных советов восточных и южных регионов страны свою коалицию будет формировать Партия регионов. Еще одно важное обстоятельство: в городских советах чаще всего будут формироваться коалиции под действующего мэра. Причем особо следует помнить об отсутствии императивного мандата на местном уровне. Уже сейчас можно прогнозировать переход депутатов из одних фракций в другие.

Alex: – Ваше отношение к массовым фальсификациям предвыборных списков в Юго-Восточной Украине, связанных с компьютерным переводом фамилий на украинский язык. Случайно ли это?

В. Фесенко: – Возможно, и не случайно, но я думаю, скорее, речь идет не о массовых фальсификациях, а о технических и организационных проблемах. Опыт других стран свидетельствует, что подготовка качественного реестра избирателей занимает несколько лет. У нас предварительные списки должны были быть сформированы еще в начале осени. И эту работу завалили сначала местные органы власти, а Центризбирком не проявил должной настойчивости и контроля.

Севастополец Владимир: – Знакомый рассказал, что его американский друг работает в одном из фондов, приглядывающих там за нашей демократией. Они собирались отправить несколько десятков наблюдателей к нам на выборы. Затем отменили, т.к. (цитирую) «все равно перевыборы летом...». Возможно ли такое, на Ваш взгляд?

В. Фесенко: – Перевыборы возможны только в случае роспуска Верховной Рады. И если это случится, то перевыборы состоятся не раньше, чем в августе-сентябре. Но скорее всего, досрочных выборов не будет. Слишком много средств потрачено на прошлые президентские выборы и нынешние выборы. Поэтому проводить очередные выборы через полгода просто невыгодно.

Оксана: – Уважаемый Владимир, Партия регионов заявила об использовании 25 кадра оппонентами – Блоком «Наша Украина». В связи с тем, что не смогла посмотреть фильм сама, попросила сына записать на видео... Когда узнала о словах Партии регионов, решила покадрово просмотреть фильм и, если не ошибаюсь, на 13-той минуте обнаружила изображение светящегося черепа на фоне логотипа Партии регионов. Мне бы хотелось, как «пэрэсычный громядянци», узнать – ДОКОЛЕ?! До каких пор будет ложь со стороны «оранжевой» братии, неужели никто их не накажет? Ведь их действия в данном случае направлены ПРОТИВ народа. Думаю, они должны быть наказаны. Что говорит об этом Закон, я не говорю уже о морали (в данном случае и по отношению к ним это неуместно...). Я понимаю, что Вы можете не знать об этом факте, могли не видеть эту жуткую картинку, но поверьте мне. Я видела весь этот ужас сама!

В. Фесенко: – Об этом факте широко известно. Но чтобы заявление Партии регионов стало не только информационным фактом, но и фактом юридическим, его надо доказать в суде либо, по крайней мере, обратившись в Центризбирком.

Юрий, Донецк: – Добрый день, Владимир Вячеславович! Насколько правдоподобен рейтинг Партии регионов согласно различным соцопросам? Он завышен или занижен? В случае победы на выборах с какими политическими партиями ПР будет пытаться создать коалиционное правительство? Заранее благодарю.

В. Фесенко: – По закону сейчас нельзя называть количественные параметры рейтинга. Но чтобы определить его правдоподобность – сравните данные последних опросов ведущих социологических служб (КМИСа, Центра Соцмониторинг, «Демократических инициатив») и вы увидите, что данные различаются в пределах статистической погрешности. Несомненно, что Партия регионов лидирует в предвыборной гонке, и можно прогнозировать, что она будет иметь не меньше трети депутатских мандатов.

Если Партия регионов будет иметь около 40% депутатских мандатов, она попытается создать свою коалицию с блоком Литвина и, возможно, с коммунистами и Блоком Витренко (если последняя пройдет в парламент). Не исключен и вариант большой коалиции, куда вместе с «регионалами» могут войти Блок Литвина и отдельные представители «оранжевых» политических сил.

Ашхабад: – Меня интересует состояние демократии. Фундаментальные основы демократии вообще, состояние демократии в нашей стране. Я лично за демократию. И тут у меня постоянно возникает, как минимум, сомнение. Например, я пришел к выводу, что свобода слова – необходимое, но недостаточное условие существования демократии. В том смысле, что демократии без свободы слова не бывает, а свобода слова без демократии – пожалуйста. Достаточно сделать так, чтобы свобода слова не влияла ни на что. И это, к сожалению, происходит у нас. Опять же, например, достаточно просто не замечать неудобных журналистов. И от этих частностей мы переходим к общему. Мне кажется, что избирательная демократия, которую, к моему величайшему сожалению, демонстрирует нынешняя власть, дискредитирует идею демократии вообще. Это касается и нежелания проводить неудобные референдумы, и к вопросу о НАТО или о языке и т.д. Многие из нас, и оранжевых, и голубых, и таких, как я – синих, за демократию. Но только для всех. Чтобы не стало, как в России, когда в повседневной жизни люди слово «демократ» считают оскорбительным. Можете ли Вы прокомментировать этот тезис? И еще. На форумах «Зеркала недели» еще в марте прошлого года я в «интеллектуальных битвах» с оранжевыми говорил: граждане, требуйте от Президента того, что он пообещал. Да, Ющенко пообещал слишком много, но он не создает впечатления наивного человека, он знал, на что идет и с чем идет. Но его поведение – это поведение отдельного, даже если и очень высокопоставленного, человека. Но меня очень интересует, чем можно, по Вашему мнению, объяснить то, что сторонники Ющенко, которые готовы были мерзнуть на Майдане и идти под пули и резиновые дубинки «российского спецназа», так снисходительно относятся к тому, что их Президент или не может, или не хочет выполнять то, что он обещал? Ведь если бы дело касалось не избирательной кампании, то можно было бы сказать, что людей просто обманули.

В. Фесенко: – Относительно демократии ответ достаточно простой. В Украине сейчас много политической свободы, в том числе и свободы слова. Но для развитой демократии необходима еще одна важная вещь – верховенство права. А с этим у нас большие проблемы. Нет уважения к закону, наблюдаются массовые нарушения закона как со стороны власти, так и со стороны самих граждан. Наконец, есть проблема судебной власти, ее коррумпированности и ангажированности.

По выполнению предвыборных обещаний. Очень важно следить за тем, кто что обещает и как выполняет. Возможно, Вы будете удивлены, но значительную часть своих предвыборных обещаний Ющенко уже выполнил, а часть выполняет. Хотя при этом есть проблема манипулирования статистикой, как в случае с рабочими местами, но часть конкретных обещаний выполнена – повышение пенсий, зарплат, пособий по рождаемости, снижение срока службы в армии и т.п.

Почему же тогда говорят о невыполнении обещаний Президентом? Речь идет о таких проблемах, как преодоление «кучмизма», борьбе с коррупцией и т.п. Это не те проблемы, которые можно решить за один-два года. К тому же ни у старой, ни у новой власти нет системной стратегии борьбы с коррупцией.

И об обещаниях. Два примера: Блок «Не ТАК» обещает бороться с НАТО, но в прошлом составе Верховной Рады голосовал за пронатовские законопроекты. Партия регионов говорит об официальном статусе руского языка, но ни в 2003, ни в 2004 годах, ни сейчас ничего не сделала для решения этой проблемы на законодательном уровне. Так что следите за выполнением обещаний.

Boris: – Вам не кажется, что ранее, обслуживая кучмистов, делая выгодные им прогнозы и манипулируя сознанием, Вы потеряли право называться политологом?

В. Фесенко: – Давайте конкретные примеры, и тогда я могу отвечать по существу дела. Дело политолога-эксперта – не подыгрывать отдельным политическим силам, а анализировать реальные политические процессы, фиксировать реальные проблемы и давать прогнозы развития ситуации.

Если говорить о прогнозах, то перед первым туром президентских выборов в 2004 году я спрогнозировал равенство результатов Ющенко и Януковича. Можете проверить по соответствующему номеру газеты «Зеркало недели». На тот момент я сотрудничал с предвыборным штабом «Нашей Украины». Один из руководителей кампании обвинил меня в отсутствии веры в победу. На что я ответил: в СМИ я выступаю как эксперт, а не как сторонник той или иной политической силы. Это мой принцип и тогда и сейчас.

Андрей Петрович: – Как вы оцениваете тот факт, что эсдеки инициировали референдум по НАТО и ЕЭП и уже собрали 4 с лишним миллиона подписей? Будет ли референдум и какие последствия это будет иметь для основных фигурантов (власти, эсдеков, Украины, НАТО)?

В. Фесенко: – Референдум по НАТО и ЕЭП - это предвыборныя технология. У меня есть серьезные сомнения, что собраны реальные подписи. Судя по данным региональных мониторингов, эсдеки не вели активной кампании по сбору подписей. Подозреваю, что использовались базы данных. Это известная и испытанная технология сбора подписей (виртуальных подписей), которую использовали на прошлых выборах и во время референдума 2000 года.

Но если бы референдум по НАТО состоялся сейчас, большинство украинских граждан проголосовали бы против вступления Украины в этот блок. Поэтому проведение такого референдума в ближайшей перспективе маловероятно. К тому же в этом нет и юридической необходимости. Вопрос о вступлении в НАТО не стоит на повестке дня ни Украины, ни НАТО.

Анатолий: – Добрый день! Как Ваше мнение, происходящие события довольно четко описаны в книгах Григория Климова. История развивается по спирали.Только у нас спираль более накрученная.

В. Фесенко: – Я знаю о теории спирали по Марксу. Об этом говорили и многие другие социальные философы. Увы, о Григории Климове ничего не знаю.

Елена: – Каковы, на ваш взгляд, перспективы создания неоранжевой коалиции и перспективы русского языка и федерализма?

В. Фесенко: – Перспективы у неоранжевой коалиции есть, особенно в том случае, если Партия регионов набирает не меньше 35% голосов, а в парламент проходит Блок Витренко.

Для того, чтобы реализовать требования об официальном статусе русского языка и о федерализме, надо менять Конституцию, а после этого еще и проводить референдум. Набрать 300 голосов в новой Верховной Раде для изменения соответствующих конституционных норм будет практически невозможно.

На мой взгляд, более продуктивный путь решения языковой проблемы – принятие новой редакции Закона о языках Украины и закрепление статуса регионального языка и процедуры его приобретения. Иначе говоря, легче будет обеспечивать официальный статус русского языка на региональном уровне.

Габор Фейер: – Владимир Вячеславович, интересно знать Ваше мнение по поводу самых вероятных вариантов коалиции в будущем парламенте Украины. Не раздражает ли Вас сверхактивное продвижение «демократических ценностей» США? А также Ваше видение развития ситуации в Белоруссии, насколько вероятен украинский помаранчевый сценарий? Благодарю.

В. Фесенко: – Что касается коалиции, то сначала будут предприняты попытки создания либо оранжевой, либо антиоранжевой коалиции. В случае, если они закончатся неудачей, попытаются создать большую разноцветную коалицию. На сегодня менее вероятным представляется вариант оранжевой коалиции из-за жесткой позиции Юлии Тимошенко.

Меня продвижение демократических ценностей не раздражает, а радует. Но хотелось бы, чтобы мы их продвигали сами. Нельзя все время полагаться на фактор внешнего влияния.

Помаранчевый сценарий в Белоруссии маловероятен.

Леонид: – Каковы, по Вашему мнению, шансы оппозиционного блока «НЕ ТАК»?

В. Фесенко: – Ответ короткий: шансы не очень большие.

Александр Грамм: – Уважаемый г-н Фесенко, как Вы считаете, теоретическая возможность появления РЕАЛЬНОЙ третьей силы в политическом пространстве Украины могла бы сделать эту новую силу «звездой» политического Олимпа? И какой могла бы быть эта сила, какими качествами обладать? Хочу заметить, что на это у меня есть свой отдельный взглд, как на возможность появления такой силы, так и на реализацию стратегии ее победы.

В. Фесенко: – «Третья сила» – это политологический термин и публицистический эвфемизм. Любая «третья сила» ситуативна. Два года назад «третьей силой» называли тех, кто был между старой властью и тогдашней оппозицией. И тогда была потребность в реальной «третьей силе».

В 2005-2006 годах роль такой «третьей силы» попытался сыграть Владимир Литвин. Есть большое подозрение, что в новом составе парламента эту роль попытаются сыграть социалисты – в отношениях между Ющенко и Януковичем для оранжевых сейчас нужна уже своя «третья сила». Поэтому нам нужно думать не столько об абстрактной «третьей силе», сколько о реальном обновлении политической элиты страны. К сожалению, эти выборы такого обновления не принесут.

Андрей: – Какая из политических сил, на Ваш взгляд, участвующая в нынешних парламентских выборах, в большей степени соответствует европейскому пониманию статуса политической партии?

В. Фесенко: – В полной мере ни одна. Хотя не следует и идеализировать европейские стандарты политических партий. В разных странах ситуация слишком сильно различается. Назову лишь одно, очень существенное отклонение от европейских стандартов у наших партий. Это торговля местами в избирательных списках.

Александр Грамм: – Уважаемый г-н Фесенко. Сейчас много идёт разговоров вокруг возможного блокирования НСНУ и ПРУ не только после выборов, но и до них. Я считаю, что основная задача этих политических сил – окончательно перераспределить не только сферы политического влияния, но и контроля над финансовыми потоками в стране. Но чтобы это сделать, необходимо дискредитировать БЮТ, вывести из политической борьбы в плоскость «собака лает, караван идет». Насколько правильна такая версия, по Вашему мнению? Возможно ли, что БЮТ объединится с МЫ, или МЫ станет провластным блоком в парламенте вместу с ПРУ? Большое спасибо...

В. Фесенко: – Никаких договоренностей до выборов не будет. Партия регионов будет определяться в зависимости от своего результата на выборах. И на коалицию с оранжевыми они пойдут только в том случае, если не удастся создать свою коалицию. В самой Партии регионов неоднозначно отношение к подобному формату коалиции. Часть «регионалов» готова к компромиссу с бывшими противниками, другие же жаждут мести и реванша.

Что касается БЮТ, то Юлия Тимошенко сама себя загнала в политическую ловушку. Есть потенциальные союзники у Партии регионов. Есть у «Нашей Украины». А вот у БЮТ их нет. Нельзя воевать всегда и со всеми. В современной политике надо уметь договариваться. И нашим политикам придется овладевать этим умением. А в еще большей степени – умением соблюдать договоренности.

Андрей: – Будут ли в новом парламенте в большинстве не бизнесмены-совместители, а «чистые» политики?

В. Фесенко: – Чистые политики будут в явном меньшинстве. Относительное большинство будут составлять политики-бизнесмены, еще часть парламента – политическая обслуга большого бизнеса. Проблема профессионализации депутатского корпуса Украины остается нерешенной.

Но парламент не превратится в олигархический клуб. Дело в том, что лидеры ведущих политических сил не являются и не будут марионетками олигархов. Сейчас олигархи вынуждены договариваться с популярными политическими лидерами и покупать у них места в избирательных списках. Поэтому можно говорить об определенном альянсе между партийной бюрократией и крупным бизнесом.

Dmitry: – Какие, на ваш взгляд, возможности преодоления 3% «малых» партий и блоков, ведь 3% – это 700 – 800 тыс., а это немного.

В. Фесенко: – Но это и не мало. Сейчас реальные шансы на преодоление 3-процентного барьера имеют только шесть партий и блоков. Не потеряли шансов еще две-три политические силы. У маленьких партий, партий, которые рассчитывают только на политическую рекламу, шансов на преодоление избирательного барьера нет.

demon: – Кто победит – Ющенко, или Янукович, или Юля?

В. Фесенко: – Точно, что не Юля. По простой причине - она осталась игроком-одиночкой. Не исключено, что больше всех выиграют после выборов не фавориты, а те политические силы, которые будут бороться за "золотую акцию". Либо социалисты, либо Блок Литвина.

Jazz: – Уважаемый Владимир Вячеславович, как вы считаете: 1. Будет ли следующее правительство формироваться по принципу "цветовой дифференциации штанов" (Кин Дза Дза) или все же будут
учитываться профессиональные качества, независимо от окраски?
2. Быть ли на Украине второму государственному языку или это лишь традиционный предвыборный трюк, на который не стоит обращать внимание?
3. В Аргументах и фактах читал, что власть, возможно, сорвет парламентские выборы, что в этом случае грозит стране?
Спасибо.


В. Фесенко: – 1. Цвет «партийных штанов» будет учитываться при формировании парламентской коалиции, хотя и не будет определяющим фактором. А вот значимость профессиональных качеств будет учитываться при формировании правительства. Хотя, возможно, и не в полной мере. Весьма вероятно, что в будущем правительстве будет примерно поровну «чистых политиков» и профессиональных государственных менеджеров. Проблема в том, что у нас сейчас наблюдается большой дефицит высококлассных государственных топ-менеджеров.

2. Как уже отмечалось, это можно сделать, лишь изменив Конституцию, на что сейчас практически нет шансов.

3. Это маловероятно, в том числе и потому, что Ющенко должен продемонстрировать демократичность выборов для Запада. Иначе он нанесет серьезный ущерб и своему имиджу, и новой власти в целом.