Культурная «Хоружевка» в масштабах Украины
19.05.2008 17:32
…и не возражает. Столь же часто Виктор Ющенко поясняет, что движение в Европу предусматривает обеспечение в Украине уровня экономики и социальных стандартов, принятых в так называемом цивилизованном мире. Отчасти верно и это.

Однако Президент то ли сознательно, то ли по неведению упускает, что главное, чем любое государство интересно мировому (и европейскому, в частности) сообществу — это неповторимая, самобытная НАЦИОНАЛЬНАЯ культура. Иначе бы уровень цивилизованности определялся исключительно количеством «Мак-Дональдсов» на душу населения.

И вот в этой чрезвычайно значимой и чувствительной сфере у нас сегодня происходит то, что по аналогии с концом 17 столетия можно с полным правом назвать «Руїною».

До «майдановского» периода культура в Украине однозначно оценивалась и финансировалась по остаточному принципу. Творческая интеллигенция, первой решительно поддержавшая Ющенко, вправе была рассчитывать если не на «золотой век», то, как минимум, на смену приоритетов.

И что мы имеем в действительности? Жалкие крохи с барского стола — лично курируемые Ющенко проекты «Мистецького арсенала» и «Возрождения Батурина».

Несомненно, возвращение народу скрытых страниц его славной истории - первоочередная задача для Президента-патриота. Но почему в этих масштабных проектах все свелось лишь к хищениям значительных денежных средств, хищениям настолько откровенным, что этим не могла не заинтересоваться даже наша ручная прокуратура?!

Но главное — не в тривиальном казнокрадстве под патронатом Президента. Ужас в том, что олигархи, «нагибаемые» на финансирование таких затратных многолетних проектов, в качестве благодарности получают от Ющенко некие непрозрачные для общества, тайные преференции для своего бизнеса вплоть до гарантий неприкосновенности. И что же тогда считать «политической коррупцией»?

Понятно, что если цинично «прикармливать своих миллиардеров», то закона о меценатстве мы от Президента никогда не дождемся…

Честно говоря, от «батуринской эпопеи» будет какой-то реальный толк для украинцев только в том случае, если в «гетманскую столицу», как и обещано Ющенко, перенесут официальные встречи высоких иностранных делегаций. По крайней мере, киевлянам не придется опасаться снайперов, стреляющих на поражение во время визита очередного Джорджа Буша. Резонный вопрос: разве у нас в культурной сфере нет более насущных проблем, нуждающихся в немедленном решении и приоритетном финансировании?

Возьмем то же книгоиздание. Сколько лет со всех трибун говорится о неприкрытой информационной экспансии России и даже угрозе национальной безопасности. А воз и ныне там. По количеству книжных магазинов на душу населения Киев более чем в двенадцать (!) раз уступает Москве (о нашем книжном ассортименте и вспоминать не хочется). Это в столице, а, например, в моей родной Полтавщине — вообще беда. Найти в том же Конотопе «книгу не для спинного мозга» сложнее, чем выиграть одноименную битву в 1659 году. Так почему вместо столь необходимого и долгожданного закона Украины о поддержке национального книгоиздания Президент в качестве неотложной упрямо проталкивает через Верховную Раду идею-фикс о расширении своих полномочий?

Допустим, Верховная Рада сейчас неконструктивна и недееспособна. Но кто мешает Ющенко своими указами не удерживать Валентину Семенюк на хлебном посту в Фонде госимущества, а учредить несколько литературных премий, для пишущей молодежи в первую очередь?

С 2005 года на украинском литературном небосклоне не вспыхнуло ни одной яркой звезды. Вообще нет новых национальных авторов, если не считать откровенной «попсы». Тогда кто будет рассказывать Европе и миру о прекрасной и могучей Украине? Непосредственно Ющенко со своими «аксептами»? Леонид Кучма, на пенсии увлекшийся мемуаристикой? А может, Савик Шустер с его «Великими украинцами», где пускай и выдающийся футбольный тренер на равных конкурирует с самим Тарасом Шевченко?!

Мне могут возразить, что литературный процесс слабоуправляем, а книгоиздание настоящей литературы — вещь малоприбыльная. Хорошо, но ведь в рентабельности кинопроизводства не сомневается никто. Достаточно посмотреть на афиши — не менее четверти фильмов, демонстрируемых в Украине — российская продукция. И эта доля неуклонно растет.

Но вот у нас кинобума не наблюдается. Украинское кинопроизводство находится в стадии клинической смерти. При «патриоте Ющенко» наши киностудии неуклонно превращаются в технологическую базу для ваяния российских (либо российско-украинских) низкопробных сериалов.

Зато развернута скандальная кампания по украиноязычному дубляжу. Спору нет, Конституция и «Закон о языке» — дело действительно святое. Но почему все, за что берется Ющенко в сфере культуры, оборачивается своей противоположностью? Ведь аналогичная кампания по защите национального кинопространства в шестидесятых годах во Франции породила ряд фильмов, вошедших в сокровищницу мирового кинематографа. А у нас что? Эпопея «Богдан Хмельницкий» как «достойная» преемница приснопамятной «Молитвы за гетмана Мазепу». При демонстрации подобных «шедевров» зрителей придется наручниками приковывать к креслам — чтобы не сбежали.

С театральным искусством ситуация аналогичная. Театров в Киеве в десять раз меньше, чем в той же Москве (про Париж уж как-то и вспоминать неудобно). Более-менее существуют лишь те, чье руководство умудрилось попасть в личные фавориты Президента или его семьи (называть фамилии не стоит — каждый выживает как умеет). В регионах все отдано на откуп ющенковско-балогинским наместникам-губернаторам. Хорошо, если среди них имеются театралы и у них находится желание после «трудов праведных» по приватизации земельных угодий вспомнить о храме Мельпомены, а не о стриптиз-клубе.

Подавляющее большинство украинских театров хиреет на скудном дотационном бюджете, о каком творческом взлете может идти речь? И в центре, и на местах катастрофический дефицит молодых талантливых кадров — артистов, режиссеров, художников: кого из молодежи привлечет зыбкая перспектива хоронить свой талант за 500 гривен в месяц. Уж лучше в рекламе сниматься… Но даже если бы творческая молодежь вдруг хлынула в театры, ситуацию этого бы не изменило. Потому что ставить на сцене нечего. Нет и не предвидится современных пьес, притягивающих зрителя (вот и очередной «привет» от кризиса в украинской литературе!).

О музыке и живописи рассуждать не стану. И не только потому, что не считаю себя специалистом. Просто в одной сфере наблюдается тотальная гегемония «поющих трусов», а в другой — жалкие попытки исполнить на холсте нечто такое, за что иностранцы готовы заплатить хотя бы сотню долларов (загляните на Андреевский спуск). Но и это до поры до времени. Потому что нынешний киевский мэр при явном покровительстве Президента и его секретариата намеревается приватизировать Андреевский спуск, эту стихийную Мекку и последнее пристанище свободных художников, и превратить его в очередной гостинично-торговый комплекс.

Знает ли наш Президент о стремительно нарастающем коллапсе в сфере искусства? Вряд ли. Потому что для него неким образцом и ориентиром является небезызвестный Михаил Поплавский, поющий, как известно, исключительно сердцем. А раз у Поплавского все в шоколаде, то и за культуру Украины Ющенко абсолютно спокоен.

Президент способен много, хотя и невнятно, рассуждать о возрождении украинской духовности. И многие, я в том числе, поначалу воспринимали подобные «разговоры для бедных» с искренним энтузиазмом. На самом деле все это оказалось лишь разрисованной ширмой, которая скрывает от общественности нехитрые манипуляции по набиванию собственных карманов. Так советский председатель колхоза (и в Хоружевке тоже!) на собраниях всегда говорил о повышении урожайности и надоев, а сам в это время тихонько выписывал себе шифер для перекрытия крыши собственной усадьбы.

По моему сегодняшнему убеждению, основанному на анализе ситуации за последние несколько лет, Ющенко в сфере культуры представляет собой весьма опасную субстанцию. Это своеобразный ядовитый коктейль пошлости, бездарности, дилетантства и жадности, налитый в фальшивый бокал собственной значимости. Ложной значимости. Поэтому поначалу пьется нормально, но похмелье потом — ужасное.

И стоит ли удивляться, что под прицелом Ющенко уже оказалось единственное реальное завоевание творческих людей — свобода слова. В Интернете появляются сообщения о том, что те «медведчуковские орлы», которые сочиняли темники во времена Кучмы, теперь оказались востребованы в секретариате Ющенко. И пишут, и через соответствующую службу секретариата распространяют инструкции «по-правильному освещению событий» по средствам массовой информации. Слава Богу, что авторитета у нынешнего окружения Президента не густо, потому и темники скрупулезно выполнять никто не стремится. Но тенденция очень настораживающая.

И последнее — по хронологии, но не по значимости. В недавних социологических исследованиях, проведенных по заказу Государственного центра занятости, выяснилось, что выпускники школ считают профессию учителя второй по престижности. ВТОРОЙ С КОНЦА! А ниже находятся только работники коммунального хозяйства — дворники по-простому. Вот такая, с позволения сказать, духовность как результат Хоружевки в общенациональном масштабе.
Иван Вовченко
искусствовед для Власти.нет