Украина - не Россия. А жаль! (Часть 1)
08.01.2008 07:00
...за своей подписью. Вопрос только: а хорошо это или плохо? А это - для кого как. Впрочем, давайте посмотрим...



Особенно наглядным становится этот тезис на фоне событий декабря ушедшего года: в России практически единогласно уже успели выбрать будущего президента - Дмитрия Медведева и (заодно уж!) будущего премьер-министра - Владимира Путина. В Украине же еле-еле, со второй попытки, с перевесом всего в два голоса, определились с премьером - этот пост во второй раз заняла Юлия Тимошенко. И в том, и в другом случае высшие посты в государстве займут давно знакомые народу персоны, которые во власти уже не первый год. Так в чем же разница?

Оставим на время историю, «самобытность» и «аутентичность», оставим косоворотки с балалайками и люльки с шароварами. Обратимся к реальной основе этих понятий - благословенной экономике, ведь в конце концов именно она так или иначе диктует правила игры и политикам, и историкам, и даже гуру от культуры. Кстати, именно под воздействием всесильного экономического все вышеперечисленные специалисты могут в два счета доказать наивным согражданам, что по соседству живет народ абсолютно братский или... не очень - в зависимости от того, что закажут.

Выбор России

Еще сравнительно недавно - в конце 1990-х - Россия представляла собой обнищавшую страну, стоящую если не на грани развала на несколько удельных княжеств под протекторатом Запада, то, по крайней мере, опутанную сетью тлеющих «управляемых» вооруженных конфликтов (подобных чеченскому), которые медленно, но уверенно готовили почву для полной дезинтеграции страны (по югославскому варианту).

Что спасло Россию от распада? Ответ укладывается в два слова: газ и нефть. Что связало воедино страну, которая, казалось бы, была готова уже окончательно развалиться? Ответ еще короче - трубы. Государство, основа существования которого - бюджет - в основном пополняется за счет доходов от экспорта энергоносителей, ни при каких обстоятельствах не могло пойти на исполнение двух заветных желаний Запада: отдать «молодым демократиям» (читай - прозападным марионеткам) основные экспортные трубопроводы и бесконтрольно допустить мощный западный капитал в святая святых - к разработке основных газовых и нефтяных месторождений на территории России. Именно магистральные экспортные трубопроводы стали своеобразными стальными бандажами, которые после отделения «братских» республик помогли к концу 1990-х сохранить в качестве единого целого собственно российскую территорию.

Почему это стало возможным? Да потому что юная промышленная буржуазия России, которая законными, не вполне законными и абсолютно незаконными способами установила контроль за колоссальными сырьевыми ресурсами страны, всего за девять лет (1991-1999 годы) вполне оценила результаты работы «либералов» (передового отряда буржуазии компрадорской по сути и прозападной по политической ориентации) по т.н. «демократизации» России - подготовки благоприятной почвы для экспансии мощного западного капитала в государствообразующие отрасли экономики. В результате российская национальная буржуазия была просто обречена на укрепление российской же государственности, если не хочет потерять возможность их использования для своего дальнейшего обогащения.

Время создавать

С декабря 1999-го в развитии России наступил новый этап: обеспокоенные своим будущим и отнюдь не уверенные в том, что в случае окончательного поражения в борьбе за власть их не ограбят до нитки, российские «националы» пошли не просто на смену официального лидера страны, но даже на смену практически всего высшего эшелона власти: на смену «семье» Бориса Ельцина пришла (вернее, была введена во власть) команда Владимира Путина. То, что многие члены этой команды изначально так и иначе были связаны со спецслужбами, не должно удивлять нашего мудрого читателя, безусловно, знакомого с афоризмом: «Кто владеет информацией - тот владеет миром».

Что бы «свободная» западная пресса ни писала про «заговор КГБ» и прочие глупости, команде В. Путина не пришлось захватывать власть в России - крупная промышленная буржуазия, объединившаяся перед лицом внешней угрозы, сама преподнесла ее на блюдечке с бело-сине-красной каемочкой, ибо другого выхода у ней просто не оставалось.

За последовавшие затем семь лет эта команда (при мощной и последовательной поддержке национальной буржуазии и на фоне исключительно благоприятной конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей) сделала очень много прежде всего с точки зрения усиления государственного аппарата и повышения реальной эффективности его работы. В результате, пусть еще не совершенная, но все же усиленная государственная машина России позволила ликвидировать внутреннюю угрозу - погасить сепаратистские настроения в «горячих» точках и успешно противостоять внешней - не только противодействовать дальнейшему вытеснению российского капитала с международных рынков, но и содействовать его проникновению в основные отрасли экономики большинства стран «большой семерки», которые еще совсем недавно смотрели на Россию как на заурядный сырьевой придаток.

Именно благодаря усилению государства России удалось вслед за наведением порядка в газовой (вспомним кадровые перестановки в высшем эшелоне «Газпрома» в 2002-2003 годах) и нефтяной (финал - дело заигравшегося в политику владельца компании «Юкос» М. Ходорковского в 2004 году) промышленности, начать возрождение и других отраслей экономики: гражданского судо- и авиастроения, а также всех отраслей «оборонки». Заметим, что именно создание в 2006-2007 годах государственных корпораций позволило вывести большинство перечисленных отраслей из многолетнего кризиса, а значит - дать бюджету дополнительную (к газо- и нефтедолларам) прибыль, часть которой можно было направить на решение основных социальных программ, «большим» россиянам - повышенные доходы, а россиянам «маленьким» - новые рабочие места и повышение заработной платы.

Что в итоге?

Новый 2008 год Россия встретила с астрономической суммой государственной «заначки» - стабилизационным фондом, который превышает 1 триллион рублей, причем рублей отнюдь не «деревянных», а готовых к свободной конвертации, т.е. к вступлению в клуб четырех мировых валют, с устойчиво и динамично развивающейся промышленностью и постоянно крепнущим государственным аппаратом. Международный авторитет России как никогда (с начала 1990-х) высок. К мнению Москвы снова внимательно прислушиваются, да это и не мудрено: утренний кофе для лидеров «независимых» стран благополучной Европы готовится на русском газе, российские ракеты по-прежнему неуловимы для перехвата, российский флот снова вышел в океан, и, наконец, безбрежный российский потребительский рынок по-прежнему весьма соблазнителен для западных производителей, хотя и защищен разумными заградительными пошлинами - в пользу производителя национального.

Что же касается российского общества, то при всех известных еще по Марксу и неизбежных противоречиях (между богатыми и бедными, между трудом и капиталом и т.п.) в нем наблюдается относительная стабильность. Сегодня многонациональной России не угрожает опасность острых межэтнических конфликтов: вследствие стабильности экономики для них нет внутренней базы, а экспорт национальных «освободительных» движений из-за рубежа окрепшее государство обладает возможностями пресечь в зародыше. Под государственным же контролем находится и курс рубля, причем государство и не думает спекулировать родной валютой в особо крупных размерах, запуская лапку в сбережения своих граждан, - напротив, благодаря официальным и (о, чудо!) правдивым заявлениям Минфина уже третий год каждый россиянин знает, что накопления лучше делать в рублях. Кстати, в тех же самых рублях медленно, но уверенно растет реальная покупательная способность зарплат и пенсий.

Ничего удивительного, что простые россияне голосуют за стабильность и - да-да, не смейтесь - уверенность в завтрашнем дне, что и нашло свое отражение в результатах выборов в Госдуму 2 декабря. На фоне перманентного парламентского кризиса в Украине это особенно впечатляет: абсолютное (конституционное!) большинство в 64% голосов - за партией «Единая Россия», КПРФ - 11,6%, ЛДПР - 8,2%, «Справедливая Россия» - 7,8%. Заметим, ни «Союз правых сил», ни прочие «демократы»-прозападники в российский парламент не попали, а значит, никакой реальной оппозиции в Госдуме сегодня нет.

Коммунисты? Это «оппозиция», скорее, весьма благожелательная. ЛДПР? Это «оппозиция» ультра-патриотическая. Наконец, «Справедливая Россия»? Это, выражаясь языком британского парламента, «оппозиция Его Величества». Все три перечисленные политические силы отнюдь не против, чтобы Россией правила крупная национальная промышленная буржуазия - конечно же, посредством нанятого ею государственного аппарата. Таким образом, Россию можно поздравить: всего за восемь лет она перешла от дикого капитализма к капитализму государственному, который на сегодняшний день наиболее эффективен для решения как внутренних, так и внешних проблем страны, а значит - и наиболее выгоден для ее граждан. При этих условиях абсолютно не важно, кто станет президентом России - Путин, Медведев, Иванов, Петров или Сидоров, - преемственность курса сохранится при любом лидере.

К сожалению, украинцам о таком государстве и о таких лидерах остается пока только мечтать...

(Окончание читайте здесь)