С легким паром, Украина!
09.01.2009 08:00
...устраивают с «Газпромом» баню, паря друг другу мозги. Однако на этот раз газовый спор между Украиной и Россией зашел слишком далеко…

С широко замерзшими глазами

Нынешняя газовая война между Украиной и Россией достигла такого уровня, что все предыдущие кажутся невинными драками на подушках. Впервые за всю историю независимой Неньки случилось страшное – ее газовая труба опустела. Поставки газа в Украину прекратились совсем. Если в прошлом Россия лишь снижала его объемы, продолжая транзит в Европу, то теперь она полностью перекрыла задвижки.

Хотя украинские власти бодро заявляли о том, что страна полностью готова к подобному развитию событий и запасла в хранилищах достаточно газа, чтобы не беспокоиться о нем до окончания отопительного сезона, раздающиеся то тут, то там отчаянные вопли говорят про обратное.

Так, Киев уже собирается переходить на обогрев с помощью резервных запасов мазута, которых хватит всего на несколько дней. Жители столицы уже обеспокоенно щупают батареи и подумывают, а не принять ли в последний раз в этом сезоне горячую ванну, которую будет трудно устроить при переходе на электрические водонагреватели. А вот жителям Севастополя, никак не желающего приобщаться к национальным ценностям, благо горячего водоснабжения уже решили отключить. Мотивируя это необходимостью экономии.

Все прелести газового кризиса ощутили на себе и украинские предприятия, которым «Нафтогаз» с 8 января решил сократить поставки газа. На северодонецком «Азоте», одном из крупнейших предприятий химпрома, готовятся к полной остановке, поскольку комбинату пообещали газ перекрыть полностью. Озабоченно чешут затылки и металлурги.

Так есть у Украины запасы газа или нет? Этим вопросом сейчас задаются многие. И многие мрачно хмурят лица и сквернословят. Потому что отрицательный ответ означает, что власть в очередной раз просто надула своих граждан. Как это уже было недавно, когда украинцев призывали избавляться от внезапно подешевевших летом долларов и евро, бодро заверяя, что гривна укрепилась всерьез и надолго.

Ничуть не радует и положительный ответ: если газ есть (точнее, был), то почему начались все эти проблемы с его поставками потребителям? Обеспокоенность усиливает знание о привычке украинской властьимущей элиты зарабатывать на реэкспорте. Действительно, сейчас в Украине сложилась уникальная ситуация, когда под шумок можно просто продать свои запасы газа в Европу по хорошей цене – и попробуйте потом найти крайних!

Таким образом, уверенность в том, что Украина запаслась газом и ей ничего не грозит, плавно переходит в шаткую легенду. Во всяком случае, рядовой потребитель всегда рискует снова оказаться крайним и обделенным (и даже обобранным).

Вы скажете, что это ничем не обоснованная паника? Хотелось бы надеяться. Однако в эти дни на глазах украинцев рушились и другие газовые мифы. Например, о том, что Россия не осмелится перекрыть газовую трубу. А если и осмелится, то не сможет сделать это технически.

Оказалось, что осмелилась и смогла. В течение нескольких дней объемы поставляемого в украинскую трубу газа уверенно снижались, пока не упали до нулевой отметки. При этом в самой России не взорвались от напряжения трубопроводы, да и ночное небо не осветили, грея архангелов, гигантские газовые факелы аварийного сброса.

Украине осталось лишь смотреть на это чудо с широко замерзшими от удивления и холода глазами. В чем же дело? А дело в том, что к нынешней газовой войне российский «Газпром» начал готовиться загодя, еще с лета – и готовиться именно к полному перекрытию газа на украинскую магистраль. Официально об этом, понятно, помалкивали, а вот судя по обрывочным сведениям, поступавшим из разных источников (включая откровения рядовых работников компрессорных станций), предполагаемая картина подготовки сводилась к следующему.

Все началось со скрупулезного подсчета и расчета всех газовых потоков, включая второстепенные магистрали, на территории к востоку от Урала. Затем все обходящие Украину трубы были подготовлены к приему дополнительных объемов газа по максимуму, чтобы частично компенсировать поставки в Европу при отключении украинской ГТС. В настоящий момент недопоставки «Газпром» начинает пополнять из своих резервных европейских хранилищ, а также заключая контракты на покупку некоторых объемов газа в Европе.

Главным образом Москва озабочена выполнением своих обязательств перед основными европейскими партнерами: Германией, Австрией, Францией, Италией и другими странами, составляющими экономический и политический костяк Евросоюза. Страны бывшего соцлагеря, а также не члены ЕС, таким вниманием обделены – возможно, потому, что они в Европе играют очень маленькую роль, к тому же многие из них придерживаются проамериканской, антироссийской политики. С чисто прагматической точки зрения, сейчас спасать их для «Газпрома» нет никакого смысла.

Куда же деваются те объемы российского газа, которые не вошли в обходные трубопроводы? Нет, вопреки ожиданиям украинских национал-патриотов, «Газпром» не сжигает их, а закачивает в российские газохранилища. Которые (по слухам) были предварительно опорожнены в 2008 году – в основном на экспорт. Что, кстати, вызвало тогда вопли российской оппозиции о якобы грядущем энергетическом кризисе в РФ. Если взять объем этих хранилищ (около 60 миллиардов кубов) и предположить, что их опорожнили как минимум наполовину, то это значит, что «Газпром» может закачать в них до 30 миллиардов кубов. То есть в течение нескольких месяцев не беспокоиться вопросом, куда девать «лишний» газ.

Надо полагать, что компетентные люди в Киеве знали об этой подготовке к газовой войне. И тем не менее, Киев не принял во внимание, что Россия встречает 31 декабря в полной боевой готовности, а Украина потеряла даже свой последний козырь – угрозу прекращения транзита. Если обратиться к историческим аналогиям, то Киев повторил роковую ошибку немцев на Курской Дуге – те знали, что Красная Армия отлично подготовилась к отражению удара, но все равно поперли на рожон.

И эта отчаянная решимость, с которой Киев ринулся в атаку на «Газпром», тоже вызывает большой вопрос.

Политика большой дубины

Разумеется, нынешняя украинская власть дает событиям свое старое, уже заезженное пояснение: мол, Российская Империя набросила газовую удавку на молодую украинскую демократию. И нужно заметить, что в эти дни позиции национал-патриотов как никогда сильны, потому что они находят себе новых адептов русофобии. Поскольку менталитет некоторых украинцев, увы, таков, что они считают своими братьями и партнерами лишь тех, кто дает им материальные блага. Когда газ был по 50, русские были братьями-славянами, когда он стал по 170, Россия опустилась до уровня «партнера», после озвученной же цифры в 418-450 долларов они словно вернулись в 1991 год, когда утверждение, что во всех бедах Украины виновата Москва, не подвергалось сомнению.

Но если взглянуть на ситуацию с трезвой, очищенной от национал-патриотических мифов головой, то можно увидеть большую и сложную игру. Не лишенную большой политики – но в которую играют и сугубо экономически заинтересованные игроки. И главными действующими персонажами которой являются Украина, Россия и ЕС – но присутствует и прячущийся за портьерой «Большой брат».

Прежде всего, стоит ответить на обиженно-возмущенный вопрос «а почему 450?». Вообще, эта цифра родилась еще осенью, когда цены на нефть зашкаливали за 100 – соответственно, цена природного газа могла бы превысить отметку в 400 долларов за тысячу кубов. Россия, как мы помним, начала торг с «рыночной цены» в 418 долларов. Украина возразила ей, заявив, что согласна на 203 плюс повышение тарифа на транзит. В ответ «Газпром» поднял свою цифру до 450.

Однако хоть 418, хоть 450 или 600 – такая цена на газ абсолютно неподъемная для Украины. По такой цене газ никто покупать не станет – и «Газпром» это прекрасно понимает. Поэтому 450 в устах его руководителя Миллера следует понимать несколько иначе: вот что, ребятки, газ мы вам не продадим!

Почему же? Думается, что тут может быть два варианта ответа в стиле «хорошей» и «плохой» новости. Хорошая (относительно) заключается в том, что Москве невыгодно продавать газ по цене ниже 250 долларов, и она хочет подождать, пока мировые цены снова пойдут вверх. «Нафтогазу» же, напротив, выгодно было подписывать газовый контракт в самом конце 2008 года, когда эти цены упали – возможно, поэтому-то украинская сторона и тянула до последнего.

Плохая новость заключается в том, что Москва может захотеть вообще больше не снабжать Украину газом и даже навсегда отказаться от транзита через ее территорию. Но это самый худший сценарий, к тому же его реализация займет немало времени.

И снова возникает вопрос: почему? Давайте посмотрим, с кем имеет дело в Украине «Газпром». Во-первых, это пронырливые посредники, занимающиеся реализаций газа внутри Украины и отправляющие его на реэкспорт в Европу. За этот бизнес в Украине давно идет ожесточенная схватка между кланами, и этот бизнес является одним из причин войны между группами Тимошенко и Ющенко.

Последний, как известно, покровительствует «РосУкрЭнерго», в то время как Юлия Владимировна в данный момент использует для войны с ним «Нафтогаз». Эта война затянулась и совершенно запуталась, поскольку стороны принимают противоречивые решения и активно мешают друг другу – так что «Газпром» просто не знает, с кем именно стоит ему договариваться, и стоит ли вообще. Инцидент с приостановлением Киевским городским судом межгосударственного контракта на транзит красноречиво говорит о том, что в Украине царит юридическая анархия.

Повышение стоимости российского газа до определенного уровня делает невозможным его реэкспорт – независимо от того, кто будет стоять у газовой кормушки. Следовательно, все они лишаются хорошего заработка, а их дети – новых спорткаров. Серьезная причина для того, чтобы начать газовую войну!

Можно долго и обильно обижаться на «имперскую» Москву, однако стоит признать, что после того как Киев практически выступил в Осетинской войне на стороне Грузии (а это, скажем честно, лишь последняя капля в давней войне оранжевого Киева против Москвы), было бы не просто глупо, но даже преступно продолжать помогать «любым друзям» зарабатывать на газе. Поэтому, если эту лавочку для них решили прикрыть, в этом нет ничего удивительного.

По этой же самой причине России нет никакого смысла продолжать помогать Украине зарабатывать на транзите газа (плачьте, кормящиеся из бюджета строители мемориалов!), а также на его переработке. Действительно, хотя формально владельцы многих металлургических и химических предприятий принадлежат к украинской оппозиции, реально они ничего не делают для изменения антироссийского курса украинской власти. Зато на мировом рынке они составляют России конкуренцию. Поэтому у Москвы нет никаких причин поддерживать кого-либо в Украине своим газом. «Сколько волка ни корми…» - сами понимаете.

Молчание ягнят

А ведь более чем пассивная позиция т.н. «оппозиции» действительно удивляет! Ведь сейчас речь не о том, кто на каком языке говорит и каким героям ставит памятники, сейчас возникла реальная угроза их бизнесу! И ее не ликвидируешь никакими «универсалами», «круглыми столами» или другими способами лизнуть Банковую в колючую щеку, как это всегда было ранее. Напротив, в данный момент именно Киев, чья политика стала одной из причин новой газовой войны, и представляет эту угрозу.

И что же «оппозиция»? Ее не видно и не слышно. Лишь на миг в телевизорах показался Виктор Янкович с рождественским поздравлением на украинском языке. А Партия Регионов разродилась очередным мирным предложением (более похожим на прошение) допустить к власти «профессионалов» (то есть себя).

Активничает лишь лидер коммунистов Петр Симоненко, чей политический вес, конечно, не позволяет сделать ничего чувствительного.

Между тем кажется, что сам Бог посылает оппозиции уникальный шанс выйти из своего благоустроенного подполья и взять ситуацию в свои руки. По сути, власть сейчас слаба как никогда. Более того, неизвестно даже, где она сейчас, эта власть?! Ни Ющенко, ни Тимошенко не показываются на публике, словно страна не погрязла в самой тяжелом за последние годы кризисе. Их «опричники» ропщут (только из СБУ за год уволилось до 2 тысяч человек, а армия находится на грани голода), их сторонники кутаются в одеяла и громко бранятся.

В любой европейской державе такая ситуация завершилась бы как минимум досрочным переформатированием всех ветвей власти. Однако, похоже, что в украинской оппозиции абсолютное большинство составляют Каменевы и Зиновьевы.

Конечно, это личное дело оппозиции, которая имеет полное право спокойно сидеть по конспиративным коттеджам или в патриотическом порыве объединяться вокруг Банковой. Однако надежда на то, что всё утрясется, призрачна. Нынешняя украинская власть снова ударилась в бардак и клоунаду (вот уже и Дубина пошел стопами Ивченко, публично отказываясь говорить на русском языке), и подобное будет продолжаться и впредь. Риск того, что украинские предприятия остановятся, как никогда реален.

Между тем выходы есть, и их немало. К примеру, возьмем карту украинской ГТС, любезно предоставленную на всеобщее обозрение «Нафтогазом». На ней видно, что предприятия «Харьковтрансгаз» и «Донбасстрансгаз» в состоянии не только покупать и предоставлять основным предприятиям промышленного Юго-Востока необходимые объемы российского газа, но и могут заниматься его транзитом независимо от других веток и бестолкового руководства Киева. Вопрос лишь в том, как предоставить им возможность выйти из-под десницы «Нафтогаза» и заключать собственные прямые договора с поставщиками.



Да, это в корне ломает старые сложившиеся схемы, это вырывает у Киева (и кормящихся «друзів») большой источник дохода – но это, возможно, один из вариантов спасения предприятий, которые более важны для страны, чем доход от реэкспорта нескольких прохиндеев. Так что над этой картой стоило бы задуматься олигархам от оппозиции.

Генерал Мороз

А тем временем одновременно с перекрытием газовых вентилей в Европу пришел ледяной холод. Наиболее пострадали, как уже было замечено, страны бывшего социалистического лагеря. Из-за отсутствия газа была остановлена работа автозавода «Suzuki» недалеко от Будапешта. В Болгарии, совсем не имеющей резервов, отопление пропадает в нескольких городах. Бьют тревогу в Румынии, где начали перевод ТЭЦ на мазут и уголь. В Словакии объявлено чрезвычайное положение и сокращены поставки газа потребителям. Мерзнет Сербия, нехватку газа ощутила Хорватия.

Как ни жестоко звучит эта шутка, но на помощь России снова пришел «генерал Мороз». Поэтому Европа, которая еще 1-2 января делала вид, что газовый конфликт между Москвой и Киевом не ее дело, запаниковала и срочно зашевелилась.

Конечно, Евросоюз не встал однозначно на сторону «Газпрома». И дело не только в том, что ЕС вполне благоразумно с опаской относится к сильной и амбициозной российской компании. Дело еще в том, что она именно российская. А Запад добрую тысячу лет формировал свое негативное, враждебное отношение к восточнославянскому миру. Думается, что идеальной для него была бы Россия, стоящая на коленях и слезно просящая прощение за сам факт своего существования, умоляющая взять в качестве компенсации все свои ресурсы.

Собственно, в прошлые газовые конфликты Европа была на стороне Украины только потому, что «оранжевая демократия» обозначала свою позицию как антироссийских сателлитов Запада. И Киев получал какую-то поддержку, как ее получают все «друзья белого человека» во всем мире.

Однако на этот раз однозначно против Москвы выступил лишь Вашингтон. Представитель Государственного департамента Роберт Вуд выступил с заявлением, в котором в традиционных тонах осудил Россию. А советник Совета безопасности США Стивен Хедли и вовсе вспомнил риторику холодной войны: «Следующей администрации придется как развивать сотрудничество с Россией в различных областях, так и противостоять ее агрессивным и не всегда ясным намерениям».

Но на Вашингтон в этом вопросе мало кто обращает внимание. Ведь ЕС прекрасно понимает, что США в нынешней газовой войне занимают роль стервятника, которому нужны трупы не только «Газпрома», но и европейских компаний.

Поэтому в Европе в отношении России были сдержанны даже проамериканские «младоевропейцы». Видимо, мерзнуть без газа за идею им не очень-то и хотелось. А Варшава и вовсе поддержала идею увеличения прокачки голубого топлива через Беларусь и Польшу, поскольку это сулит полякам дополнительные барыши.

Скромно промолчали все т.н. друзья «оранжевого» Киева. Даже Михаил Саакашвили в эти дни лишь довольно заметил, что Грузия газ получает исправно и ей беспокоиться не о чем. Словом, оказалось, для всех них своя рубашка гораздо ближе к телу. И Украина осталась один на один со своей проблемой. Ногами Неньку, правда, не били, однако Евросоюз категорически настаивает на срочном возобновлении транзита в полном объеме.

Это значит, что позиция Киева, который хотел потянуть время и попробовать выторговать себе если не дешевый газ, то хотя бы хороший тариф за транзит, никого не интересует. Сейчас Евросоюз будет нажимать на Киев и требовать реанимировать старый транзитный договор или заключить новый, причем не давая времени на торг. Немецкое «шнель, шнель!» будет звучать до тех пор, пока Украина просто не капитулирует перед «Газпромом».

А теперь самое интересное! Евросоюз совершенно не затронул вторую половину спора: цену на российский газ для Украины. Более того, европейцам, похоже, вообще не интересно, будет ли Украина в этом году с газом и как она будет существовать без него. И это наводит на новые тревожные вопросы…