Замминистра юстиции попала в скандал с НАПК
27.02.2017 08:57

Появление молодых особ модельной внешности на высоких государственных должностях стало в Украине трендом последних двух-трех лет. Скандалы в стиле «шерше ля фам» вспыхивали в парламенте, Минтопэнерго, Минюсте... Но если в случае, скажем, с юной депутаткой Кошелевой от партии Ляшко или с замминистра Деевой им в вину ставили только возраст и фривольные фото, то в истории с замминистра юстиции Натальей Севостьяновой ситуация оказалась сложнее. Если копнуть этот скандал глубже, вырисовываются явные коррупционные схемы и очевидный конфликт интересов между госслужбой и юридическим бизнесом приближенного к ней человека. Одной из явных коррупционных проявлений Севостьяновой является неприкрытое лоббирование ею, как членом конкурсной комиссии, Николая Божко – ее фаворита в члены Нацагентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК). Об этом открыто говорят в агентстве и это не является секретом в самой конкурсной комиссии.

Мать и сожитель дарили Севостьяновой ВИП-машины, деньги и недвижимость на $1 млн

Наталья Севостьянова оказалась в кресле замминистра неожиданно для многих, включая, как говорят, и министра Петренко. Имея в трудовой книжке несколько лет преподавательского стажа в так называемой академии Кивалова, она сразу попала на должность правительственного уполномоченного в делах Европейского суда по правам человека, а дальше – в кресло первого замминистра юстиции. Год ее работы помощником депутата Джемилева не учитываем, поскольку сам Мустафа публично подтвердил, что Севостьянова в его команде просто числилась, зарабатывая строчку в резюме.

Свое появление в Минюсте Севостьянова объяснила кокетливо и незатейливо, как подобает блондинке. «Когда возникла возможность после Революции взять на себя ответственность, я сразу согласилась», - заявила она, рассказывая предысторию своего восседания в высокое правительственное кресло.

Вначале многие эксперты ошибочно записали Севастьянову в разряд блондинок, получивших в подарок дорогую игрушку, и не знающих, что с ней делать. Однако, Наталья быстро развеяла романтический флер своего министерского восхождения. Она показала, что знает, как конвертировать власть в большие и очень большие деньги. Ее е-декларация не дает в этом ни грамма сомнений. Ведь расходы чиновницы за последние два года в сотни раз превышают доходы, что и подтвердает ее непосредственное участие в теневых экономических схемах.

При официальных доходах в 215 тысяч гривен на банковском счету Севостьяновой – 95 тисяч гривен, а в наличности у нее – еще 450 тисяч гривень, 40 тысяч евро и $290 тысяч. Кроме этого, она владеет коллекцией шуб, драгоценностей, а также квартирой в Киеве площадью 146 м. При этом с недавних пор Севостьянова проживает в самом дорогом жилищном комплексе столицы. Она является и счастливым пользователем двух новеньких люксовых внедорожников Лексус RX350 і Порш Каен, общей стоимостью $200 тысяч, записанных на мать. Обе машины куплены уже во время нахождения Севастяновой на должности в Минюсте.

Напомним, что Севостьянова ни дня не работала в бизнесе и за свою жизнь не заработала официально и сотой части стоимости своего официального имущества. На вопрос о природе багатства, которое оценивают примерно в $1 млн, она отвечает с детской непосредственностю и наигранной наивностью. «Не знаю, сколько это все стоит, - говорит Севостьянова, - потому, что 100% этого ценного имущества я получила в подарок от человека, с которым находилась в отношенииях».

От машин Севостьянова открестилась, списав их на родителей, которые, оказывается, всю жизнь собирали деньги, чтобы на старости лет купить себе ВИП-машины, на которых почему-то ездит их дочь. По словам Севостьяновой, большая часть денег ей досталась также от родителей, которые подарили их ей на праздники.

В Минюсте Севостьянова укрепляет лоббистский бизнес своего сожителя Бернацкого

Для определения природы влияния и богатства Натальи Севостьяновой нужно абстрагироваться от ее девичьего жеманства и образа блондинки, обратив внимание на ее ближайшее окружение.

В первую очередь там вырисовывается одиозный Сергей Кивалов, который дал старт карьере Севостьяновой. Его мужские слабости известны многим, поэтому первый этап стремительново взлета провинциальной преподавательницы на должность Правительственного уполномоченного в ЕСПЧ, скорее всего – его заслуга. Однако Севостьяновой, после выхода на высокую политическую орбиту, нужен был покровитель более высокого уровня. А опальный к тому времени Кивалов обеспечить его уже не мог, поэтому был списан в утиль.

Здесь в жизни Севостьяновой появился другой роковой мужчина – Руслан Бернацкий – управляющий партнер международной юридической компании «Integrites». Он вышел на Севостьянову через еще одного одиозного деятеля – Андрея Портнова. Его в свою очередь подтянул Кивалов на заключительном этапе своих отношений с Севостьяновой, подключив к продвижению своей пассии. Именно фамилиями Бернацкий и Портнов, скорее всего, объясняется галопирующий экономический и политический рост Севостьяновой. Бизнес Бернацкого связан с представлением интересов клиентов в вопросах взаимодействия с госорганами. Он поднаторел на этом поприще еще во времена Януковича, когда работал в связке с Порновым.

Бернацкий предлагает услуги во взаимодействии бизнеса и власти. По информации корпоративного сайта «Integrites», он руководит проектами, направленными на юридическое обслуживание компаний, акционерами в которых является государство, и компаний, работающих в приоритетных для государства сферах. Речь идет о таких отраслях как топливо и энергетика, финансы и инвестиции, экология и биотехнологии. Кроме того, Бернацкого считают одним из самых эффективных лоббистов в странах СНГ.

Именно он, похоже, создал идеальный инструмент для своего бизнеса, пролоббировав на должность первого замминистра юстиции Наталью Севостьянову. Ведь, по информации сайта «Integrites», Бернацкий занимается «получением экономически оправданных и эффективных решений для урегулирования споров с государственными органами, как в судебном, так и внесудебном порядке». А разрешая споры, Бернацкий осуществляет «представительство интересов клиентов в органах государственной и местной администрации».

Здесь, похоже, и кроется причина назначения Севостьяновой в Минюст. Это ведомство представляет интересы государства в судебной системе. Таким бразом Севостьянова представляет там семейные бизнес-интересы. Внедрив туда своего ставленника на ключевую должность, Бернацкий создал идеальную систему бизнеса. Он способен выиграть любое судебное дело. Для этого Севостьяновой, представляющей позицию государства, достаточно пойти ему на неоправданные уступки. Такие неожиданные уступки случались неоднократно, когда Минюст прогрывал абсолютно, казалось, выиграшные дела. Это случалось в момент, когда в процес вмешивалась высокопоставленная блондинка из Минюста.

Монополия и шантаж тандема Севостьяновой-Бернацкого

Профессиональные успехи Бернацкого создали ему славу успешного и самого дорогого в Украине лоббиста. Еще одним доходным направлением бизнеса Севостьяновой-Бернацкого является сопровождение регистрационных действий, лицензирования, получения разрешительной документации, консультирование по проведению конкурсных торгов, приватизации имущества и госзакупкам. Эти области, так или иначе, курирует Минюст. И их разрешение находится в компетенции Севостьяновой, как первого замминистра. Эксперты утверждают, что Бернацкий и Севостьянова создали искуственную монополию для на рынке этих услуг. Они фактически вынуждают бизнес обращаться в компанию Бернацкого, шантажируя тем, что только это обеспечит ожидаемый результат.

Одним из наиболее доходных направлений коррупционного тандема является блокирование государственных проверок в отношении определенных компаний. Корпоративный сайт «Integrites» открыто предлагает услуги в «поддержке в вопросах соблюдения регуляторных требований при проведении проверок компаний государственными органами». То есть Бернацкий продает услуги госчиновника Севостьяновой, состоящие в избирательном применении закона. В интерпритации Бернацкого закон лоялен для тех, кто платит ему за поддержку, и – беспощаден для остальных. Этим и Бернацкий, и Севостьянова нарушают десяток статей Уголовного кодекса и антикорупционного законодательства.

Эксперты объясняют непотопляемость Севостьяновой ее рычагами влияния на основные антикоррупционные органы, поскольку она официально представляет интересы государства в конкурсных комиссиях. Среди ее клиентов – Нацагентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) и Государственное бюро расследований.

Активист Реанимационного пакета рефрм Александр Леменов публично обвинил Севастьянову, что в обеих конкурсных комиссиях она, как представитель власти, «протягивала кандидатов, согласованных властью». От себя уточним, что она лоббирует не только кандидатов, согласованных наверху, но и представленных ее сожителем Бернацким, укрепляющим свое «антикоррупционное» бизнес-лобби.

Севостьянова толкает в члены НАПК Божко и массирует президентские амбиции Гройсмана

По информации нашего источника, в конкурсном отборе на должность члена НАПК из 16 кандидатов негласным фаворитом считается Николай Божко – кандидат тандема Севостьяновой-Бернацкого. Его биография могла бы заинтересовать следователей Генпрокуратуры. Ведь при Януковиче Божко занимал должность первого зама в Нацагентстве по подготовке и проведению в Украине финальной части Евро-2012, и еще тогда нашел общий язык с Бернацким. О том, сколько бюджетних денег украли на Евро, знают не так много людей. И Божко – один из них.

Інтересно, что Севостьянова еще в июле 2015-го провела имиджевую зачистку Божко. С ее помощью он обзавелся справкой о том, что его предыдущая должность не подпадает под люстрацию.

Победа ставленника Севостьяновой в НАПК будет означать сращивание коммерческих и государственных лоббистких инструментов в руках одного рыночного субъекта. Группировка Севостьяновой-Бернацкого создаст полную монополию на рынке услуг, связанных с представлением интересов бизнеса перед госорганами.

Таким образом, в деятельности Севостьяновой проявляется колоссальный конфликт интересов и очевидный коррупционный шлейф. Находясь на госслужбе, она способствует бизнесу приближенного человека в ущерб национальным интересам государства. А кроме этого, осуществляет давление на антикоррупционные органы, препятствуя их работе.

По инсайдерской информации, проблема Севостьяновой, как коррупционный риск, уже озвучена Послом ЕС в Украине Югом Мингарелли во время официальной встречи с Президентом Петром Порошенко. Сразу же после этого вышло разгромное журналистское расследование деятельности Севостяновой на «Громадськом», финансируемом европейскими донорами.

При этом другой источник сообщил, что Севостьянова достаточн спокойно воспринимает антикоррупционную компанию в отношении себя. Она дает понять экспертному полю, что лобистские услуги ее гражданского мужа Бернацкого заинтересовали Владимира Гройсмана, подумывающего об участии в президентской кампании 2019-го.

Блефует Севостьянова или нет, скажет только Гройсман, который в последние два месяца действительно занят формированием собственного политического проекта. При этом сохранение Севостьяновой ее политического веса, или его укрепление, будет означать то, что Гройсман действительно обеспечил ей политическую крышу и, что в нем вызрели президентськие амбиции, о чем давно говорят эксперты.