Вместо искоренения коррупции происходит ее переподчинение
11.05.2017 13:16

Раньше о борьбе с коррупцией в Украине лишь много говорили. При Викторе Ющенко – долго и витиевато, регулярно поминая «дух закона» и «европейский выбор». При Викторе Януковиче – обрывисто и сердито, то и дело оглядываясь на «папередников». Но сейчас в Украине все изменилось! Появились НАБУ, НАПК, антикоррупционная прокуратура, антикоррупционный суд, Центр противодействия коррупции и т.д. и т.п., на работу которых выделяют сотни миллионов из бюджета Украины плюс гранты западных фондов. Теперь о борьбе с коррупцией в Украине не только говорят, теперь её усердно и масштабно изображают!

Пойман, но не вор

Как это происходит, можно увидеть на примере Романа Насирова – который после своего спектакля в зале суда вышел под колоссальный залог (сто миллионов гривен). Никто не поинтересовался происхождением залоговой суммы, никого не возмутило, что человек, обвиняемый в нанесении миллиардных убытков госбюджету, спокойно попивает кофе с бурбоном у себя дома на диване. Главное, что состряпана видимость громкого резонансного дела.

Ждет озвучивания суммы залога и экс-депутат Николай Мартыненко, которого обвиняют в отмывании 17 миллионов долларов. Всего лишь?! Ведь Мартыненко – это не какой-то там мелкий жулик, случайно дорвавшийся до корыта!

Бывший секретарь Киевского горкома ЛКСМУ, депутат фракции «Наша Украина» с 2002 по 2011, депутат от «Фронта Перемен» с 2012 года (по списку БЮТ), называемый «кошельком» Арсения Яценюка. Многолетний «смотрящий» по «Энергоатому» - он обвинялся в получении «отката» за контракт от фирмы «Skoda JS» (российские владельцы), в хищении полутора миллиардов гривен через тендерные махинации, в аферах при закупках урановой руды, вместе с олигархом Жванией созвал схемы вывода сотен миллион из госпредприятия «Объединенная горно-химическая компания». В 2015 году Мартыненко по газовым схемам вокруг Одесского припортового завода (под «крышей» Сеньки Премьера) «надул» государство на 200 с лишним миллионов, в 2016 году он создал газовые схемы вокруг госпредприятия «Укргаз». Почитайте об этом в доступных СМИ, и вы поймете, что нынешние обвинение – это лишь один и далеко не самый крупный эпизод из бурной коррупционной биографии Мартыненко.

Кстати, как можно убедиться, Мартыненко не является «донецким» и даже никогда не был членом Партии Регионов – напротив, этот олигарх всегда являлся видным членом «проукраинских» партий. Так что сказки о том, что коррупция в Украине продолжает цвести по вине еще недолюстрированных экс-регионалов, не соответствуют действительности.

Причем, бывшим соратникам Януковича чаще всего предъявляют обвинения не в коррупции и хищении, а в сепаратизме и «преступлениях против Майдана». Например, за бывшим главой Луганской ОГА (1998-2005) и главой фракции ПР в парламенте Александром Ефремовым тянется очень длинный шлейф коррупционных схем, связанных с ЗАО «Луганский энергетический альянс», «Укркоммунбанком», госпредприятиями «Ровенькиантрацит», «Краснодонвугілля» (уголовное дело № 9118 УБОП УВМД от 2004 года), ГП «Луганскуголь», КП «Лугансклегинвест» и многих других. Но национал-патриоты видят в нем исключительно «украинофоба», а прокуратура обвиняет его лишь в голосовании за «диктаторские законы 19 января» и организации захвата Луганской ОГА (2014 год) – вот уже полгода не в силах доказать преступность первого деяния и причастность Ефремова ко второму. Такие процессы словно специально создают впечатление, как будто люди типа Ефремова больше ни в чем не виноваты и являются чисто политическими узниками.

Или вот свежий пример борьбы с коррупцией в провинции: в Луцке судья городского суда был уличен в незадекларированном получении «левых» доходов и приобретении имущества на сумму 150 000 гривен. Дело велось (цитируем новость) «совместными усилиями прокуратуры Волыни и Управления защиты экономики в Волынской области Департамента защиты экономики Национальной полиции Украины». И коррупционер не ушел от ответственности: его наказали соответственно части 2 статьи 172-6 Кодекса Украины об административных правонарушениях, оштрафовав на 100 необлагаемых минимумов, то есть аж на 1700 гривен!

При таком «суровом» наказании можно не сомневаться, что это будут далеко не последние его «левые заработки». Более того, ведь судью наказывают даже не за его потенциальные взятки, а лишь за то, что он забыл занести их в декларацию. Как говорится, заплати налоги – и спокойно бери дальше!

А судьи кто?

Успешность борьбы с коррупцией во многом зависит от того, кто именно ею занимается. Не зря Иисус говорил, что молодое вино (новое начинание) не стоит доверять старым сосудам (кадрам). Вот только Господь в своей святости не предполагал, что новые кадры могут управляться откуда-то извне. То, что новые антикоррупционные органы, созданные в Украине в 2014-2016 годах, зависят от западных грантов и испытывают огромное влияние американских «коллег», вызывает большое сомнение в их объективности и беспристрастности.

Впрочем, некоторые украинцы считают, что «внешнее управление», равно как и приглашение «варягов» в правительство, является единственным вариантом установления законности в Украине, где практически все собственные кадры замешаны в коррупции – в прошлом, и даже в настоящем.

За примерами далеко ходить не нужно. Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко не имеет юридического образования, зато имеет судимость. Да, можно сказать, что это была политическая расправа, однако ведь и шили ему не политические статьи (как экс-регионалам), не «захват власти», а статью 191 часть 5 (завладение государственным имуществом в особо крупных размерах путём злоупотребления служебным положением), и статью 365 часть 3 (превышение служебных полномочий, повлёкшее тяжкие последствия).

Министр МВД Арсен Аваков сегодня выглядит чуть ли не профессиональным «ментом», никто уже и не вспоминает о том, что Аваков – это один из харьковских олигархов, за плечами которого немало коррупционных и даже уголовных скандалов. В 2011 году Аваков и его компаньоны (Ашот Амирян, Игорь Котвицкий, Геннадий Гаевой) бежали в Италию, предварительно распродав свой газовый бизнес в харьковской области и выведя в Италию большую часть своих активов – включая средства АКБ «Базис». Финалом этого бегства стало самоубийство аваковского управляющего Александра Мотылевского, обвинившего Авакова в том, что тот бросил и подставил своих сотрудников. Но дело на Авакова завели только по статье злоупотребления служебным положением (во времена его губернаторства), он находился в розыске Интерпола, и вернулся в Украину в декабре 2012 года, когда «заочно» получил мандат депутата Верховной Рады вместе с неприкосновенностью. А уже в феврале 2014-го Аваков крепко ухватил в свои руки портфель главы МВД.

Валерия Гонтарева, которую никак не выкорчуют из Нацбанка, имеет самое прямое отношение к пресловутым «облигациям Януковича», о которых так много говорят в последнее время. Ведь это её компания ICU (записанная на виргинский оффшор «ICU holdings limited») вместе с Колобовым и Арбузовым участвовала в схемах фактической кражи государственных денег и вывода их за рубеж с помощью облигаций внешнего займа в 2013-2014 г.г. А еще раньше, в «нулевых», ICU Гонтаревой тесно работала с «Рошеном», банком «Мрия», Богданом» и другими компаниями Петра Порошенко – в частности, помогая им в схемах с НДС. Неудивительно, что нынешний президент так категорически отказывается принимать её отставку!

Кстати, ходят слухи, что нынешний спектакль с «облигациями Януковича» был задуман Валерией Гонтаревой, и ею же осуществлен. Суть в том, что государство (в частности Нацбанк) вывело эти облигации из игры – их не будет погашать как «незаконно приобретенные» (о том кто их помогал приобретать ни слова). То есть никакие полтора миллиарда долларов в Украину не вернулись, тут Петр Алексеевич вновь нафантазировал перед своими доверчивыми избирателями, просто в нынешнем году бюджет сэкономит эти деньги, не потратив их на погашение «облигаций Януковича» (которые даже не ему принадлежат). Причем, устроили этот финт исключительно из-за общей нехватки средств в бюджете – в том числе на погашение облигаций, которыми владеют другие украинские олигархи и политики.

Хотите копать дальше? Можете почитать о прошлом министров нынешнего правительства. Или о том, как протаптывал себе дорожку к генеральским погонам и креслу председателя СБУ прапорщик Василий Грицак. Еще больше интересного вы найдете об их предшественниках 2014 года.

Желающие могу также открыть для себя много нового из старой жизни «милицейской мафии» Киева, выходцы из которой заняли высокие посты и занялись большим бизнесом. Кстати, там же вы можете узнать, как в 2013-2014 г.г. «Авант» не выплатил «Энергоатому» 78 миллионов - то есть, по сути, как «милицейская мафия» кинула на бабки «кошелек Яценюка», и ушла от ответа под прикрытием своего прокурора Яремы. Улавливаете суть? Коррумпированные кланы и «артели» украинской элиты кидают и грабят даже своих соратников по Майдану. А ответная месть, обличенная в форму уголовного дела, представляется обществу как борьба с коррупцией.

По сути, то, что мы ошибочно воспринимаем как борьбу с коррупцией, является лишь её очередным переподчинением новой правящей верхушке. На всех уровнях: в провинциях местные «бароны» переводят схемы на себя, в Киеве новые «семьи» отнимают потоки у отодвинутых конкурентов. Но в основном антикоррупционный топор используется ими лишь для запугивания, а не расправы – вот почему все эти громкие дела тянутся годами, а потом заканчиваются либо смешными приговорами, либо закрываются.

Запрещенный Кобзарь

Так что же делать, действительно отдать Украину под внешнее управление до полного искоренения отечественной коррупции? Нет, это было бы совершенно глупое, даже идиотское решение. И дело не только в утере независимости, хотя бы такой формальной, какую мы сейчас наблюдаем. Просто даже такой шаг не решит проблему украинской коррупции, а лишь усугубит её.

Вот пример: помните, с каким энтузиазмом многие украинцы аплодировали назначению на руководящие должности иностранцев? И вот не прошло и года, как коррупционные скандалы вспыхнули в возглавляемой Войцехом Балчуном «Укрзализныци», которую вместе с её главой правления взяли в оборот братья Дубневичи. Постоянно сотрясается скандалами Минздрав под руководством Ульяны Супрун, которую называют лоббистом западных компаний и чуть ли ни палачом украинского здравоохранения. Со вздохом облегчения страна избавилась от министра финансов Натальи Яреськи. А Михаил Саакашвили вовремя сбежал в отставку, чтобы не срастить с той самой одесской мафией, о которой он так долго кричал на всю Украину.

Украина для иностранцев – это коррупционный Клондайк, куда можно приехать на сезонный промысел и безопасно вернутся домой с целым состоянием. У Запада в этом деле четыре столетия опыта, он на этом построил свой колониальный капитализм, и до сих пор западные компании и отдельные специалисты неплохо наживаются на коррупции в странах третьего мира. И тут Киев совершил оплошность! Если украинские олигархи упорно не пускали иностранных экономических прохиндеев на украинский рынок, предпочитая кормиться на нем самостоятельно, то украинские постмайданые политики в 2014 году открыли страну для иностранных «специалистов». Разумеется, что в их число постарались попасть и жаждущие наживы «комбинаторы».

Украинцы, в своей наивности, судящие о Западе по придуманным ими же сказкам, очень долго убеждали себя, что все европейцы и американцы - это честные законопослушные люди в силу своего менталитета. На самом деле это чушь. Законопослушность на Западе обеспечивается не столько гражданским сознанием чиновников и бизнесменов, сколько эффективной работой правоохранительных органов, а также активность присматривающих за законностью общественных организаций и неравнодушных граждан. Потому вероятность «погореть» на взятке в США на порядок выше, чем в Украине, вероятность схлопотать за неё реальный срок – на два порядка. А теперь скажите, кто будет присматривать за американскими «специалистами» в Украине? НАБУ или Генпрокуратура, которые даже с собственными коррупционерами ничего поделать не могут?

Еще полтора века назад Тарас Шевченко написал стих, который в разное время, при разной власти, становился крамольным, почти запрещенным. Тот самый стих о «добре вигостреної сокирі», цитирование которого и сегодня может быть расценено как призыв к экстремистским действиям и даже терроризму:

А щоб збудить

Хиренну волю, треба миром,

Громадою обух сталить,

Та добре вигострить сокиру,

Та й заходиться вже будить.

А то проспить собі небога

До суду Божого страшного!

А панство буде колихать,

Храми, палати муровать,

Любить царя свого п’яного

Но это если воспринимать слова Кобзаря буквально. В общем же смысле – это посыл Шевченко к общественной активности, призыв к народу не ждать милости от царя (или выполнения обещаний политиков), а объединится и добиваться цели в рамках гражданского общества. В том числе и в вопросе борьбы с коррупцией. В конце концов, кто еще может заставить украинскую власть перейти от слов к делу?

Стоит вспомнить, что после второго Майдана такие попытки были. Правда, широкого развития это движение не получило: в нем участвовали в основном только активисты Майдана (киевского и местных), которые считали коррупционерами лишь экс-регионалов. Тех из них, кто поднимал хвост на новую власть (как Сашко Музычко) быстро убирали, а уже летом 2014-го общественное антикоррупционное движение выродилось. Его лидеров собрали в «комитеты», где и прикормили, а уличные активисты опустились до хулиганской «мусорной люстрации», которая извратила хороший замысел в дурацкий балаган. После чего монополию на антикоррупционные общественные протесты захватили чьи-то «титушки», наряжающиеся «патриотами» и «ветеранами» - которые вообще последние три года подменяют собою общественное движение в стране.

Как известно, у всех «титушек» есть хозяева: даже если сами «титушки» этого не подозревают, то их спортивный клуб, молодежное объединение или просто «бригада» всегда «работает» по чьему-то заказу. Нужно ли блокировать стройку или же разгонять протестующих против застройки людей, нужно ли толпиться у здания суда с требованием ареста Насирова или оправдания «торнадовцев» - всегда есть чей-то заказ. А значит, ни о каком общественном контроле над борьбой с коррупцией в Украине пока что не может быть и речи. Соответственно, не стоит ожидать и успешных итогов этой компании.

Наконец, не нужно забывать о главном: коррупция является неизбежным спутником украинского бизнеса, в первую очередь крупного, и основном средством существования украинских чиновников. Без коррупции эти люди до сих пор бы торговали на базаре или жили на одну зарплату в старых «хрущевках». Без коррупции они просто не смогут существовать.

Иван Пургин
Новости Украины – From-UA