После Трампа и Brexit. Что нас ждет в 2017 году
28.12.2016 13:18

После Трампа и Brexit. Что нас ждет в 2017 году

Подводя политические итоги уходящего 2016 года и говоря об ожиданиях от наступающего года, предлагаю исходить из того, что в нашей внутренней политике огромную роль играют события, происходящие в мире. Именно они определяют содержание и смысл «игры» украинских политиков и политических партий.

Самыми важными политическими событиями, происшедшими в мире в 2016 году с точки зрения влияния на украинскую политику, на мой взгляд, стали президентские выборы в США, Brexit, иммигрантский кризис в Евросоюзе, а также голландский референдум об ассоциации Украины и ЕС.

Неожиданный для политических наблюдателей результат президентских выборов в США может привести к изменению всей международной политики американской администрации. Новый президент Дональд Трамп, если судить по его предвыборным речам, считает, что Америка ведет избыточно активную политику в регионах, где она должна быть более сдержанной. В отличие от президентов США - выходцев из демократической партии, для которых всегда более характерной была идеологическая составляющая во внешней политике, Трамп, скорее всего, привнесет в свою внешнюю политику элемент холодного прагматизма в стиле realpolitik.

Трамп считает, что основная угроза США сейчас исходит не от России, а от Китая. Значительно укрепившаяся экономика Китая, по мнению Трампа, угрожает международно-политическому доминированию США в мире. Не случайно сегодня ряд высказываний Трампа по развитию будущих взаимоотношений США с Тайванем уже вызвал неудовольствие Пекина, который всегда считал Тайвань своей временно оккупированной территорией.

В вопросе сдерживания Китая можно допустить и вероятное сближение Штатов с Россией. И это может стать для Украины серьезным препятствием в плане решения проблем в нашем военно-политическом противостоянии с РФ. Остается только надеяться, что сотрудничество США и России далеко не зайдет, и США все равно будут поддерживать нашу независимость. Хотя ряд заявлений Трампа о радикальной переориентации политики США на решение внутренне-экономических проблем, должны заставить нас серьезно насторожиться.

Результаты Brexit потрясли основания ЕС. Из Евросоюза вышло одно из крупнейших государств этого международно-политического объединения - Великобритания. Конечно, оставшиеся в ЕС Германия и Франция в силу своего экономического положения и сами смогут стабилизировать положение в Евросоюзе. Без Британии произойдет относительное укрепление влияния Германии как самой мощной экономики Евросоюза, но, пожалуй, осуществится это за счет Франции. И это при том, что другие страны содружества, прежде всего Польша и Венгрия, в последние годы тоже проявляют известную независимость и нежелание безоговорочно следовать всем предписаниям Брюсселя. Это также не будет служить делу укрепления межгосударственных связей в Евросоюзе.

Но главные итоги Brexit – в том, что впервые был создан прецедент выхода страны из Евросоюза. До этого страны только туда входили. И если объединить этот факт с итогами голландского референдума об Ассоциации Украины и ЕС, то получается, что, во-первых, мы не знаем, кто еще захочет в дальнейшем выйти из ЕС, а во-вторых, непонятны в таком случае перспективы относительно политической интеграции Украины в объединение, которое не желает уже расширяться за счет новых стран. Для нашей внешней политики это очень серьезный вызов. Полагаю, нам стоит добавить новые идеи в текущую политику интеграции с ЕС.

Иммигрантский кризис в ЕС привел к небывалому со времен Второй мировой войны уровню ксенофобии в странах Западной Европы. Все больше и больше избирателей отдают свои политические симпатии партиям правой ориентации. Уже говорят о реальности прихода к власти во Франции лидера правой партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен и поражении на будущих парламентских выборах в Германии нынешнего канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Пока эти прогнозы сдержаны. Но вспомним, что даже в ночь президентских выборов в США, подавляющее большинство аналитиков прогнозировало победу Хиллари Клинтон. Если такой разворот в политической жизни ведущих стран ЕС произойдет, то Украина получит в Германии и Франции (второй вероятный победитель президентских выборов во Франции - Франсуа Фийон - тоже симпатизирует России) режимы, которые уже не будут занимать такую непримиримую позицию по вопросу оккупации украинских территорий Россией, какую сейчас занимают руководители этих государств. Тем более, что Запад всегда готов был идти на компромиссы за счет других стран для решения своих проблем (например, «Мюнхенский сговор» 1938 года).

Все это говорит о том, что будущий 2017-й обещает быть весьма непростым годом, который может принести Украине очень много неожиданных разворотов и неприятных сюрпризов, которые могут самым существенным образом повлиять на внутриполитическую обстановку в нашей стране. А эта обстановка, как известно, характеризуется крайней непримиримостью взглядов наших ведущих партий и нежеланием идти на компромисс в деле реализации экономических и институциональных реформ. Власть не получает необходимой поддержки не только от оппозиционных сил, но зачастую и от союзников. Думаю, что сейчас не лучшее время для разногласий, которые можно позволить себе в более спокойное время. В настоящее время у руководства страны есть стратегические подходы к реформированию экономики. Обоснованной и обязательно конструктивной критике должны подвергаться только тактические вопросы - вопросы методов реализации той или иной реформы или трансформации. Но мы видим у многих политических сил просто абсолютное отрицание всего, что делает власть. Однако в интересах страны нужно больше толерантности, широкие внутриполитические союзы, а не ожесточенная борьба непримиримых политических оппонентов.

Если наши политики хотят быть государственными деятелями, то в это тяжелое внешне- и внутриполитическое время следует помогать своим политическим союзникам, а порой и оппонентам, в решении важных экономических проблем государства. Кроме того, нельзя создавать у международных наблюдателей ощущение вечного раздрая в нашей внутренней политике, постоянной неспособности договариваться между партиями хотя бы по некоторому ряду вопросов в период между выборами. Постоянная внутриполитическая война «всех против всех» может плохо закончится для украинской государственности. Нам всем необходимо это понять.

И все-таки я верю, что тот опыт, который мы получили в недавней политической практике, особенно начиная с 2014 года, позволит Украине успешно обойти многочисленные «подводные камни» в международной и внутренней политике, отстоять нашу независимость и более успешно, чем в предыдущие годы, продолжать в 2017 году экономические и институциональные реформы.