Появится ли украинский Макрон?
15.05.2017 12:45

Появится ли украинский Макрон?

Успех Эммануэля Макрона на выборах Президента Франции породил соответствующие ожидания и у нас. Последние три недели от самых разных людей – журналистов, политиков и простых граждан – я слышу один и тот же вопрос: Появится ли свой Макрон в Украине? И это не только следствие повышенного медиа-шума по поводу президентских выборов во Франции.

В условиях, когда две трети населения страны не доверяют ни одному из нынешних политических лидеров, абсолютно естественным является возникновение политического спроса на своего Макрона – молодого, обаятельного и, конечно, нового, "внесистемного" лидера, то есть не связанного с нынешней политической тусовкой и ее сомнительными нравами. Это потенциальный запрос на лидера нового политического поколения.

Раз такой вопрос задается, значит, явного претендента на эту роль пока нет. Но еще есть время на его появление – до очередных президентских выборов около двух лет. Кто же может претендовать на эту роль?

Есть ли потенциальные претенденты на роль "украинского Макрона"?

По идеологическим позициям (либерал-глобалист, опирающийся на европейские ценности) и возрастным характеристикам в наибольшей степени на роль "украинского Макрона" (причем задолго до появления французского прототипа) подходил Арсений Яценюк. Но его "звездным часом" стало премьерство в 2014-2016 гг., которое в итоге подорвало и рейтинги и репутацию молодого политического лидера. И теперь Арсения Петровича воспринимают не как знаменосца нового политического поколения, а, скорее, как молодого представителя старых политических элит.

По возрасту (всего 39 лет) на роль "украинского Макрона" мог бы подходить Владимир Гройсман. Но по социально-психологическим характеристикам он представляет совсем другой политический типаж. К тому же он действующий Премьер-министр. А выше уже отмечалось, что "типаж Макрона" – это новый, "внесистемный" лидер.

Есть ли подходящие персонажи среди оппозиционных лидеров? Среди парламентских оппозиционных лидеров таких нет либо по возрасту, либо по идеологическим и социально-психологическим характеристикам. Среди внепарламентских лидеров та же самая проблема. Андрею Садовому уже под 50, к тому же по своим идеологическим проявлениям он скорее консервативный политик, нежели яркий либерал.

Анатолию Гриценко вообще под 60, и его идеологический типаж совсем другой, чем у Макрона. Михеил Саакашвили по экономическим взглядам может считаться либералом, а вот его политическая стилистика скорее авторитарна. Опять-таки и по возрасту (в этом году ему исполняется 50) он выпадает из "ниши Макрона".

К тому же, большинство украинцев его воспринимают, все-таки, как чужого политика, как политического гастарбайтера. И по идеологическим характеристикам, и по возрасту к образу Макрона, казалось бы, ближе всего лидеры "Демальянса" (В.Гацько, М.Найем, С.Лещенко). Но ни один из них пока не проявил ни настоящего лидерского потенциала, ни харизматичности, которая привлекает избирателей.

В связи с темой Макрона отмечу один забавный политический парадокс – молодые умники-красавцы почему-то не в почете у наших избирателей. Большинство украинских избирателей весьма консервативны в своих политических предпочтениях и на президентских выборах чаще голосовали за таких, казалось бы, несимпатичных и не очень европейских (по сути и стилистике) политиков, как Леонид Кучма или Виктор Янукович. Пожалуй, единственное исключение – Виктор Ющенко, победивший на президентских выборах 2004 г.

Но ему тогда было уже 50 лет, к тому же он достаточно успешно успел поработать и во главе Нацбанка и Премьер-министром. Отмеченный парадокс подтверждают и электоральные неудачи украинских политиков с внешностью голливудских красавцев – Валерия Хорошковского и Николая Катеринчука.

А может быть "Она"?

Возможно нам стоит поискать "украинского Макрона" среди прекрасной половины нашего политикума? Увы, и здесь мы не видим подходящего персонажа. Юлия Тимошенко – это самостоятельный политический бренд и ей не нужно быть чьей-то копией. К тому же она принадлежит к совсем другой идеологической нише.

Надежду Савченко с Макроном роднит только политическая молодость. Во всем остальном она – полная противоположность Макрону, в том числе и как образчик агрессивной некомпетентности.

Остальные известные женщины-политики, как в парламенте, так и вне него, пока не проявили себя в качестве самостоятельных и рейтинговых лидеров.

Новому лидеру нужна история успеха

Итак, как и предполагалось в начале этого текста, не прослеживается пока на отечественном политическом горизонте потенциальный "украинский Макрон". Но, если что, откуда можно ждать его появления?

Еще раз напомню, что украинский избиратель весьма консервативен и достаточно привередлив ("не повірить, поки не перевірить"). Большинство наших избирателей проголосуют либо за яркую и харизматичную фигуру, либо за политика со своей историей успеха.

В нашем случае оптимальный вариант – яркий министр-реформатор. Кстати, сам Макрон свою политическую карьеру начинал именно в этом качестве. Но и на этом поле пока не видно подходящих персонажей, хотя они еще могут появиться.

Мы его слепим из того, что было

Если "украинский Макрон" о себе заявит сам, то мы это увидим, а далее будем оценивать его соответствие нашим ожиданиям. Но если этого не случится, то сторонникам данной политической модели придется выбирать из того политического материала, который есть в наличии. На самом деле речь идет не столько о потенциальных сторонниках гипотетического "украинского Макрона", сколько об избирателях, у которой есть достаточно четкое представление о том, кого они не будут поддерживать на предстоящих президентских выборах (Петр Порошенко, Юлия Тимошенко, Юрий Бойко, Олег Ляшко и т.д. и т.п.), но которые еще не определились за кого они будут голосовать, хотя имеют смутные интенции в виде ожиданий нового проевропейского лидера...

И если исходить из запроса на условного "украинского Макрона" сугубо политтехнологически, то кандидатом на пост Президента от этой политической ниши целесообразно выдвигать не действующего политика, а яркого и успешного представителя неполитической среды. Таким образом может быть продемонстрировано дистанцирование от нынешней политической элиты.

Ключевое условие – кто тогда должен выбирать претендента на роль украинского Макрона, точнее кандидата, альтернативного нынешним политическим элитам? Если это будут сами политики, претендующие на лидерскую роль (Саакашвили, Садовый, Гриценко), тогда данный проект будет обречен на провал. Если уж действовать по-новому, то средой и институтом отбора "украинского Макрона" (альтернативного кандидата) должны стать сами избиратели, заинтересованные в таком выборе и объединяющиеся в широкое общественно-политическое движение.

У реального Э.Макрона ситуация была совсем другая – он создавал свое движение под себя. Но это очень по-украински. И в наших условиях подобная политическая модель себя дискредитировала. "Украинского Макрона" целесообразно выдвигать снизу. И если идти этим путем, то в качестве процедуры отбора можно использовать "праймериз" (первичные выборы). Именно праймериз на последних президентских выборах в США превратили Дональда Трампа из политического маргинала в будущего Президента США.

Нечто подобное возможно и в нашем случае, если это будут настоящие первичные выборы, а не их имитация. Когда и как проводить эти выборы – вопрос организации, ресурсов и подходящих политико-правовых технологий. Сразу оговорюсь, праймериз не гарантируют выбора действительно нового и оптимального (с политтехнологической точки зрения) кандидата.

В той же Франции праймериз республиканцев и социалистов определили не самых эффективных кандидатов на президентские выборы (по оценкам экспертов и по результатам первого тура выборов). Но в наших условиях праймериз перед президентскими выборами могут стать инновационной политической технологией, которая способна существенно изменить украинскую политику.

Конечно, описываемая модель очень идеалистична и в случае своей реализации столкнется с массой подводных камней, объективных сложностей и субъективных противоречий. Для начала проблема состоит в том, кто всем этим будет заниматься? И ответа на этот вопрос также пока нет.

Электоральные ограничения для украинского Макрона

Запрос на "украинского Макрона" будет характерен прежде всего для избирателей молодого и отчасти среднего возраста, преимущественно из среды городского среднего класса, ориентированных на европейские ценности. А эта электоральная группа у нас достаточно ограничена (ориентировочно, и по максимуму – около 20%).

Этого недостаточно для победы на выборах, но при эффективной консолидации этой электоральной группы голосов может хватить для выведения соответствующего кандидата во второй тур президентских выборов. Но, скорее всего, за голоса этих избирателей будут бороться сразу несколько кандидатов.

Однако, главная электоральная проблема для условного "украинского Макрона" будет заключаться совсем в другом – общественный запрос на европейское обновление украинской политики существенно уступает (в количественном выражении) запросу на социальный и политический популизм, на быстрое и чудодейственное решение всех существующих проблем.

Выборы как соревнование ролевых номинаций

Выборы – это всегда парад и конкуренция различных ролевых номинаций. В нашем случае "украинский Макрон" в 2019 г. может соревноваться с "украинской Жанной д'Арк" или "Маргарет Тэтчер", "бравым полковником" или даже генералом, "пламенным борцом с коррупцией" (таких может быть сразу несколько) и даже "украинским Трампом".

Список потенциальных политических ролей-образов можно продолжить и далее. Очень надеюсь, что при этом выборы главы государства не будут походить на конкуренцию "Ленинов" и "Наполеонов" в психлечебнице. Такой жесткой аналогией я намеренно заземляю тему "украинского Макрона". Не стоит нам зацикливаться на привлекательном образе молодого французского политика. Не будем искать образец пророка и политического проводника в чужом отечестве.

Весьма вероятно, что "украинский Макрон"так и не появится. В конце концов, Украина не только не Россия, но и не Франция. К тому же, еще неизвестно, насколько успешным окажется реальный Макрон на посту Президента Франции.

Выбирать нам предстоит Украинского Президента, соответствующего особенностям национальной политической культуры и специфике задач, которые ему предстоит решать. Главное, чтобы у нас был реальный и достаточный выбор, и чтобы к своему голосованию мы отнеслись максимально ответственно.