Что общего между Югославией и Украиной? ФОТО
28.07.2014 12:10

Горько осознавать то, что на Донбассе идет ожесточенная гражданская война под прикрытием белого знамени АТО, якобы освобождающего восточные регионы от российских оккупантов. Действительно, присутствие сепаратизма на Донбассе никто не берется оспаривать, так как провозглашение Донецкой и Луганской народных республик некоторыми бывшими провластными политиками (которые уже зачислены в ряды народных врагов), согласно Основному Закону, расценивается, как измена Родине.

Но, тем не менее, это явление потихоньку отходит на задний план. На первый выходит роль национального украинского движения во главе с украинской армией, которая, по словам самих же жителей Донбасса, уничтожает своих же сограждан за инакомыслие и другую гражданскую позицию.

Давайте вспомним начало конфликта, когда речь шла только о двух главных условиях от востока: расширить местные полномочия регионов и присвоить русскому языку статус регионального. Они отнюдь не хотели того, что сейчас происходит в их Донбассе. Но теперь уже, когда разгорелась война между украинцами, трудно разобраться, кто был прав, а кто виноват. Важно одно – гибнут люди. И люди эти – украинцы, которые гибнут на территории Украины, никак не россияне на территории Российской Федерации. Это важно понять.

И, возможно, в одном президент России Путин был прав. Когда малазийский Боинг потерпел крушение, российский президент обвинил украинское государство в том, что, цитируем, «этой трагедии не произошло бы, если бы на этой земле был мир, не были бы возобновлены боевые действия на юго-востоке Украины». И наша сторона, что бы ни произошло в дальнейшем, должна будет нести полную ответственность за происходящее.

Почему? К примеру,  если вы едете в другую страну, то обязательно страхуетесь от несчастных случаев, так как принимающая сторона – в ответе за вашу жизнь и сохранность, и что бы не случилось, она должна будет вам помочь. Спору нет, Боинг летел не к нам, но так получилось, что упал он на территории Украины. 

Кроме этого, не успел Порошенко приступить к своим обязанностям, его обвиняют в том, что он убивает украинский народ. Отметим, народ, который голосовал за него же на выборах. Или же все-таки не голосовал, учитывая то, что из-за военных действий люди не могли физически прийти на избирательные участки?!  

Украинская история в этом плане все чаще начинает напоминать историю Югославии 90-х годов. Тогда пришедший к власти глава Союза коммунистов Сербии Слободан Милошевич начал этническую чистку. Впоследствии она закончилась гражданской воной и развалом Югославии на семь государств: Македонию, Сербию, Хорватию, Словению, Черногорию, Боснию и Герцеговину и автономную республику Косово, которую США и ЕС в итоге признали суверенным государством.

Бывший югославский дипломат Живан Берисавлевич общее в украинском и балканском конфликтах выделил то, что «Украина, как и прежде Югославия, имеет региональное деление и является многонациональным государством».

Еще в мае он выступил с предупреждением, что Украину может ожидать гражданская война с ужасным кровопролитием, если в ближайшее время не будет найдено реальное политическое решение и консенсус по урегулированию ситуации в Украине и если все действующие лица в этом кризисе, в частности, ЕС, США и Россия, продолжат нынешнюю политику.

И он, как бы прискорбно это ни звучало, зрил в корень.

Кроме этого, схожим в украинском и югославском конфликтах, по его мнению, является именно начало кризиса, когда в начале 90-х в тогдашней Хорватии этнические сербы начали вооруженное восстание, блокирование дорог и самопровозглашение этнических республик.  Собственно, мы видим, что сценарий ДНР и ЛНР в точности повторяет историю Балкан.

«То, что сразу бросается в глаза – это «ожесточенные» националистические силы с обеих сторон разделенного украинского общества, которые и привели к первым признакам гражданской войны», – конкретизировал свое мнение бывший югославский дипломат.

Здесь, нужно отметить, господин Берисавлевич наверняка имеет в виду начало конфликта на востоке, когда сначала в Крым, а потом на восток, после окончания Евромайдана, перекочевали националисты «Свободы», «Правого Сектора» и прочие радикалы. Собственно, они, давайте вспомним, и устроили все заварушки, которые вынудили людей выйти на улицы города с призывами отделения и присоединения к России.

Кроме этого, по мнению сербского журналиста Михаила Рамача, параллелей между распадом Югославии и кризисом в Украине немало. Он рассказывает о том, что более 20 лет назад все началось именно из-за стремления Белграда ввести строгую централизацию в тогдашней Югославии.

Белград создавал в Хорватии и в Боснии и Герцеговине «сербские автономные области» и поддерживал их политически и оружием.

«В Хорватии, Боснии и Герцеговине произошло более десяти так называемых «референдумов». Люди собирались по трактирам, по ресторанам, даже по улицам и частным домам и голосовали за создание независимых республик на территории Хорватии и Боснии и Герцеговины. То же сделала Российская Федерация, которая начала с Крыма, а теперь уже основывает так называемые республики в Донецке и Луганске», – уверен сербский журналист.

Как видим, параллелей достаточно. То же самое сейчас происходит и в Украине. Сначала отделился Крым, а сейчас право на автономию пытается отвоевать Донецкая и Луганская народные республики. И что самое страшное – в этом хаосе люди, живущие в этих восточных регионах, настолько ошеломлены происходящим, что уже сами не понимают, хотят они быть в составе Украины или примкнуть к России. Они уже не просят признавать их право на существование, они просто борются за мир. И не важно уже, считают они себя украинцами или русскими, они – люди, которые имеют право на жизнь, так же как и чернокожие в Зимбабве.

И если украинские власти этого не поймут, то конфликт может перейти и на другие регионы и завершится подобно Боснии и Герцеговине в бывшей Югославии.

Так считает сербский преподаватель политологии, профессор Теокаревич: «После отделения Крыма может быть закончен «сецессионный этап» кризиса, а материковая Украина может быть определенным образом разделена на две части: на западную, которая является более интегрированной с Европой и под контролем Киева, и на восточную, которая будет иметь большую степень автономии, равно как и в случае Республики Сербской в Боснии и Герцеговине и будет оставаться под длительным и сильным влиянием России. Гораздо больше, чем влияние Белграда на Республику Сербскую в Боснии и Герцеговине».

Но так или иначе, а выход из конфликта есть, даже если его не хотят видеть украинские политики. И суть его в том, что сторонам, которые принимают в нем участие, нужно прекратить столкновения и сесть за стол переговоров. Подчеркнем, всем, сторонам.

Такого же мнения и украинский политолог, глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко, который тоже проводит аналогии югославского конфликта в украинском: «Некоторые российские коллеги уже намекают, что надо искать модель разрешения украинского кризиса на территории, которая напоминала то, как выходили из кризиса на территории Югославии, в частности из Боснийского кризиса. Я не уверен, что это сработает в полной мере, но здесь хотя бы есть определенные аналогии. Но наш кризис слишком нестандартен, и, опять-таки, очень в нем большая роль России, поэтому, не решив его через Россию, мы из этого кризиса не выйдем».

Юлия Процышена
Новости Украины – From-UA