Анатолий ШАРИЙ. Украинский мозгомор
06.04.2010 07:00
Уж где-где, а здесь встретить такую тему не ожидал. Здесь люди все по поводу искусства высказываются, живопись обсуждают, тенденции, привлекательность того или иного художника с точки зрения инвестирования. Бывают и споры жаркие, когда не могут прийти к единому мнению по поводу стоимости той или иной работы, или когда бывалый, тертый и уважаемый коллекционер сталкивается с деревянноголовой упертостью самоуверенного молодняка. И вдруг – тема о глупости.

Тема называется «ART-Kiev 2009». Сообщение: «В Киеве в Украинском Доме открылась выставка Арт-Киев 2009. Современное актуальное искусство. В основном живопись».

Далее, собственно, идет небольшой рассказ о том, чьи работы были выставлены на выставке. И фото выложено. После того, как искусствоведы ознакомились с содержимым культурного мероприятия, появилась просьба от администратора сайта к «украинским коллегам» прокомментировать отдельные фотографии. На смутивших народ фото – плакаты с фашистскими солдатами, свастикой и лозунгами в стиле «Слава немецкому солдату – освободителю Европы!»







Последовал ответ от коллекционера из Одессы: «А что комментировать? Художественной ценности не представляет. По смыслу носит чисто провокационный, антиукраинский характер. Позор устроителям выставки из-за недоумия или за «хабар» допустившим подобное безобразие.

Посмотрим, как отнесутся к этой выходке провокаторов остальные участники. Уважающие себя художники и галереи прекратили бы своё участие в выставке. Может, найдутся такие. Современный не значит – всеядный»
.

Комментарии от россиян носили какой-то растерянно-недоумевающий характер: «Это даже провокацией-то назвать трудно – глупость какая-то, перерисовано с нацистских агиток времён оккупации Украины 60-летней давности», «На Украине был мозгомор? Где искусство живописи?» и так далее.

После этого кто-то из форумчан выложил фотографии с другой выставки, организованной злокохучим мэном, почитателем сельского гламура Антоном Мухарским.

Те же фашисты, но к ним присовокупили еще и Махно с черепами, какающих мужиков, пулеметы и теток-бандеровок. Такое себе искусство. В стиле заплеванного сельского клуба, воспетого Олегом Скрипкой.







Судя по лицам посетителей, их больше интересовало не то, что намалевано на плакатах, а раздаваемое «на дурняк» спиртное. Выпил, походил с умным видом вдоль стен, поцокал языком, разглядывая голые жопы и пулеметы. К искусству приобщился. Потом в разговоре с сослуживцами или собутыльниками ввернул – «я тут недавно в галерее был...».













Самое странное – данная чепуха, все эти кости и испражняющиеся мужики представлены как нечто чрезвычайно интересное. Плакаты с фашистами – просто-таки культурное наследие, а пулемет с глупой надписью – настоящий арт-шедевр.

Можно было бы посмеяться, да вот в голову лезут цифры погибших в войне – миллионы людей, выбитый напрочь генофонд, навсегда ушедшее в землю будущее Украины. Неужели смешно смотреть на свастику в центре города, население которого за три года оккупации уменьшилось в разы благодаря уродам в нацистской форме? Неужели «гламурно» фашистские плакаты выставлять в галерее города, при освобождении которого погибло 417 тысяч советских солдат?

Россиян-коллекционеров после новых фотографий прорвало. От недоумения и разочарования уровнем украинского столичного (!) культурного мероприятия «всё как-то уж совсем провинциально. Какие-то «капустники» 80-х, такой уровень... Совсем скучно», обычно весьма сдержанные ценители и собиратели прекрасного перешли в наступление. Основной вопрос «почему украинцы допускают такое?» и «для кого устраиваются такие «выставки»?».

Ответ так и не прозвучал. Да мы и сами знаем – для кого. Для народа. Для быдла. Для баранов и быков. Для скота, коим считают украинца.




Россияне же в ходе дискуссии пришли к единодушному мнению – современное украинское искусство называться искусством не может. Это не провокация, это просто унылое ничто, пыль, стертая медная монета, закатившаяся за продавленный диван.

Когда-то украинская живопись покоряла сердца миллионов людей. Она и сейчас покоряет, потому что ушедшие в вечность мастера, такие как Глущенко, Кашшай, Манайло, Глюк, Коцка, Семан, Эрдели, Бокшай, Шолтес, Мартон, Яблонская, Цветкова и многие-многие другие оставили нам богатейшее наследие. Это наследие постепенно оседает в частных коллекциях, дорожает год от года. Этим наследием гордятся ценители всего мира, а мы, уже имевшие мощную школу по-настоящему хорошей, сочной, самобытной живописи, скатываемся сегодня к каким-то порнографическим плакатам.

Творцы современного искусства уронили это несчастное искусство ниже плинтуса. На выставках с громкими названиями всплывает что попало, и воспринимается это «что попало» за чистую монету. Ходят молодые люди, разглядывают «бандеривок» и полагают, что это оно и есть искусство.

Полное пренебрежение профессионализмом и интеллектом, откат чуть ли не к каменному веку в живописи приводит к тому, что в стране просто вырождается эстетическое восприятие искусства. За искусство всерьез выдается дерьмо, прокисший ширпотреб.

Вот что пишет некое издание об авторе «шедевров» с фашистами, жителе Западной Украины Игоре Переклите: «Плакатний виклик, відверта вживання нацистської символіки з першого погляду справляє на непідготовленого глядача не аби яке емоційне враження, відбувається своєрідна мистецька ініціація, що змушує його замислитися над змістом побаченого, розібратися в ситуації, вступити в діалог чи дискусію з автором, а значить мету досягнено – глядач лишився небайдужим».

Так можно еще половые акты рисовать не только женщин с зайчиками, а крупным планом – мужиков с детьми, к примеру. Тоже эмоции вызовет и равнодушным не оставит. Можно дерьма по полу галереи разбросать – то-то статей такому грандиозному «авторскому посылу» посвятят!

Когда смотришь на работы закарпатца Золтана Шолтеса, душу распирает гордость за то, что Шолтес – украинец. Теплые, светлые, яркие, мягкие – эти картины не зря являются украшениями очень серьезных коллекций как в нашей стране, так и за рубежом. Имя Валентины Цветковой известно любому коллекционеру, хоть раз соприкасавшемуся с украинской живописью 20-го века. Работы Валентины Петровны – поразительная энергетическая экспрессия буйства красок, а ее цветы – это маленькие островки огня. Антон Кашшай – поэт Карпат, писавший горы и людей, как единое целое, слившееся в экстазе жизни под голубым небом, покрывающим красивейший край... Да о каждом достойном художнике-украинце говорить – не переговорить.

О каждом книгу писать в тысячу страниц, о каждом бы фильм снять. И пишут, и снимают. Книги для избранных и фильмы для закрытого просмотра. В искусстве «массам» разбираться вовсе необязательно. Границу между ширпотребом и чем-то по-настоящему талантливым нужно стирать. Ширпотреб – в массы, в трущобы. Искусство – избранным. Лучше всего – в частные коллекции, на стены особняков. Подальше от дикарей, от обезьян, разбазаривающих вечное и меняющих золото на стеклянные бусы.

Нас обворовали, всю нацию безжалостно обокрали, обманули. Но мы не заметили. Мы смирились с подменой. Потому не понимают нас, «обокранных», российские коллекционеры. Потому жлобы с довольными рожами продолжают прохаживаться вдоль стен отдельных киевских галерей, занавешенных плакатами и бессмысленными, бездарными картинами современных «мастеров», чьи имена уже завтра поглотит река забвения...