Диктатура Госказначейства: почему медики взбунтовались против Татьяны Слюз?

О том, что у ведомства, возглавляемого Татьяной Слюз, — испорченная репутация, оно не перечисляет платежи, облеплено  “решалами”, придумывает разные предлоги, чтобы не платить вовремя, давно известно. Но только недавно об этом заявили открыто...

Что собственно происходит? С 2014 года у руля Государственной казначейской службы Украины стоит Татьяна Ярославовна Слюз: бывший депутат Верховной Рады Украины от “Батькивщины” и бывший председатель Государственного казначейства Украины (2007-2010 гг) во время премьерства Юлии Тимошенко.

По данным  СМИ, за время руководства Слюз Госказначейство минимум пять раз полностью останавливало платежи. Так было в ноябре 2008 года. Потом в декабре 2009 года. Следующие три раза приходятся на каденцию нынешнего президента Украины. Проблемы с финансированием расходов были в декабре 2019-го и 2020 года, а так же за месяц до 30-й годовщины Независимости.

Страх, что с 2022 года начнется что-то подобное и по времени совпадет с новой вспышкой COVID-19, которую прогнозирует Центр экономики здравоохранения KSE, привел к невиданной активности руководителей низовых медучреждений по всей стране. Они умоляют не забирать счета медучреждений из банков в казначейство.

Руководитель первичного центра медпомощи Светлана Литвин из Канева так объясняет  на   Facebook позицию медиков. “Работая более 15 лет экономистом в учреждениях здравоохранения и имея опыт работы с казначейской службой, я категорически против того, чтобы учреждения коммунальной и частной формы собственности с 2022 года сохраняли средства, которые им выплатила НСЗУ, на казначейских счетах...

Получение средств через Госказначейство приведет к существенному увеличению времени на проведение каких-либо платежей, ведь необходимо будет постоянно корректировать платежные документы, просто потому, что “запятая стоит не в том месте”.

Кроме того, каждый раз придется предоставлять объяснения на необоснованные требования работников Госказначества по каждой выплате - фактически выклянчивать свои же средства для оплаты счетов.

Работники Госказначества будут определять приоритетность тех или иных проплат, а все потому что, в тот момент на казначейском счете просто не будет средств, ведь согласно положению, утвержденному Госказначейством, государство может вернуть себе находящиеся на казначейских счетах средства, чтобы покрывать дефицит Пенсионного фонда, временные кассовые разрывы и предоставление ссуд местным бюджетам.

То есть существует риск неплатежей по всем, кроме незащищенных, статьям, что не позволит оперативно закупать изделия медицинского назначения, лекарства, остановит развитие медицинских учреждений...

Перевод на казначейское обслуживание предоставлятелей медицинской помощи частной формы собственности и аптек, получающих финансирование от НСЗУ, приведет к тому, что большинство этих заведений не смогут продолжить сотрудничество с НСЗУ, и соответственно большое количество пациентов останутся без их семейного врача и будут лишены возможности лечиться за государственный счет.

Кроме того, на сегодняшний день 80% аптек, получающих средства от НСЗУ по Правительственной программе реимбурсации "Доступные лекарства" являются частными. В случае переноса их счетов в Госказначейство большинство из них не смогут продолжить сотрудничество...”.

Спросите, почему частные аптеки, немедленно убегут из пула госпрограмм только при одном упоминании Госказначейства? Потому что всем известен печальный опыт исполнителей работ, поставщиков товаров и других контрагентов бюджетных распорядителей средств, которым приходится получать платежи в ведомстве Татьяны Слюз.

Сразу после своего назначения в 2014 году она остановила капитальные платежи более, чем на 1 млрд грн, мотивируя это “революционной необходимостью”. Потом так же легко “расправилась” с задолженностью по решениям судов на 3 млрд грн, хотя механизм выплаты был согласован с Минфином, Минюстом и госбанками.

Много лет на бухгалтерских и юридических форумах доминируют две темы — кому в Госказначействе заплатить “откат”?  И как выбить из казначейства деньги “силовым способом” -- через прокуратуру, суды, звонки на горячую линию КМУ и жалобы в Министерство финансов.


Особенно остро всегда стоял вопрос о проведении платежей по судебным решениям. Исполнительная служба могла подавать соответствующие документы (исполнительный лист) в казначейство, но оплаты не шли. Да, что там судебные решения...

Уволившиеся сотрудники, которые не выдержали постоянного давления руководства, рассказывают, что госпожа Слюз в разгар военных действий на Донбассе сумела построить (без согласования с Минюстом) незаконную систему задержки перечисления средств при помощи так называемой картотеки.

Эта система базировалась на принципе складывании платежей в картотеку, якобы с целью их анализа. Из-за чего распорядители средств не могли оперативно и своевременно проводить расчеты с поставщиками, в том числе касающиеся боеспособности Вооруженных сил и критической инфраструктуры государства.

В декабре прошлого года ситуация вновь повторилась — в Минобороны жаловались, что у них зависло 11 млрд грн бюджетных средств, а казначейство отказывается их проводить

На казначейство сетуют все. Даже юристы, что по исполнительным листам, почти невозможно  получить выплаты. Даже те, по которым государственная исполнительная служба подала документы. Нужно несколько месяцев ждать или бороться с казначейством.


Подчиненные Татьяны Слюз говорят, что она лично давала устные указания останавливать платежи по судебным залогам и люди продолжали находиться в СИЗО даже после внесения назначенной судом суммы. 

Есть еще популярная уловка — якобы “ошибочные реквизиты”, такая себе “черная дыра”, где деньги теряются и откуда их крайне сложно вытащить, чтобы переправить на корректный адрес. Об этом вам расскажут опытные адвокаты.

Поразительно, но никого в руководстве Госказначейства ни разу не наказали. Сама Слюз успешно списывала проблемы на бюджетный дефицит и слабое техническое состояние ведомства. В итоге в модернизацию влили уйму денег, но электронные сервисы, на которые потрачены миллионы казенных гривен, работают плохо. Нетрудно догадаться почему.

В 2016-2019 гг подчиненные Татьяны Ярославовны в центральном аппарате успешно оприходовали 200 млн грн на закупку товаров и услуг в сфере информатизации. По слухам, объемы откатов составляли до 25% от договорных сумм.

В 2018 году разразился скандал  вокруг закупки системы электронного документооборота на 2,6 млн грн, когда наиболее дешевое предложение отклонили, но “прокинутый” участник обжаловал тендер на том основании, что от него требовали несуществующий документ.

Действительно, фирме отказали, потому что она не подала “копії сертифікату чинних експертних висновків Держспецзв’язку”, в то же время подобной формы документа нет в принципе. Есть экспертное заключение. Подобных “казусов” много, просто этот стал достоянием гласности.

Очевидно, что вся система такая, какой ее построила Татьяна Слюз, сгнила с головы. Почему все молчат и только бурчат об этом в соцсетях? Неправда! Публикаций на эту тему было немало. Одна из первых -- появилась в 2015 году. 

Ее автор -  блогер Владимир Воробьев, директор агентства экономического развития PPV Knowledge Networks, которому казначейство без объяснений завернуло договор по международному проекту,  написал в отчаянии большую статью под заголовком “Государственное казначейство - система саботажа реформ в Украине”. Там он публично перечислил все претензии к ведомству Слюз, которые звучали в кулуарах.

“Государственная казначейская служба – это сердце бюрократической системы сегодняшней Украины, ее воплощение, ее красивое лицо, ее символ. Новые реформаторы власти еще не поняли или еще не столкнулись с этим монстром...”

“Монополия без эффективного надзора... Кому жаловаться? Где этот орган, который решит эту проблему через два дня, а не два года? Мы поставлены в ситуацию, когда мы должны решать вопросы — нас  красиво, системно принуждают к коррупции”.

“Тысячи людей в органах местных властей тратят время на процедуры, которые создало Госказначейство и не имеют смысла. Эта структура тратит время на других людей, а ее работники выполняют ненужные механические работы, имеют монопольную власть над проведением или непроведение платежей и никакого внешнего контроля...”

“Эта структура перемалывает работников, даже если они приходили в службу адекватными... Невозможно заставить это учреждение заплатить штраф за задержку платежей, соответственно нет стимулов для низовых чиновников выполнять свои обязанности вовремя. Эта структура сверх законов экономики, сверх законов страны... Даже представительство ЕС в Украине только "просит" - так боятся этого монстра, и порчи отношений с этим учреждением, за которое мы все платим...”.

Увы, крик души никто не услышал. Замены Слюз и ее команде не искали. На тот момент, чтобы получить деньги, приходилось обращаться за помощью к посредникам, которые брали за услуги от 10% до 17%. Сейчас эта сумма, если верить публикациям, удвоилась. А Слюз все ныне там. И не факт, что бунт отчаявшихся от беспредела Госказначейства медиков в разгар пандемии поставит крест на ее карьере.

Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Поделиться в Facebook
Последние новости