«Немецкая машина». Почему немцы бьют пенальти лучше других

У немецкой сборной этот показатель — 93%. То, что немцы почти всегда попадают в ворота, — результат многочисленных тренировок, хитрости и... математических просчетов

Для футбольного игрока мирового уровня забить гол с короткого расстояния в 11 метров несложно. Нужно целиться в верхний правый или левый угол ворот и ударить мяч так, чтобы он летел со скоростью сто километров в час. Проходит менее полсекунды, а если точнее — 0,4 секунды, чтобы мяч долетел до линии ворот. Так, у голкипера есть 0,2 секунды, чтобы увидеть, откуда летит мяч, и еще 0,2 секунды, чтобы среагировать.

Мяч летит так быстро, что никто в действительности не ожидает, что голкипер защитит ворота — значительно лучшие шансы на стороне бомбардира. И дело здесь не только в скорости. Ворота в четыре раза больше, чем вратарь, и защитить их полностью практически невозможно.


Даже лучшие пропускают

Даже лучшие футболисты мира не всегда забивают пенальти. Диего Марадоне, Рональдо, Дэвиду Бекхэму, Мишелю Платини, Роберто Баджо и другим тоже не везло забивать мячи в ворота с 11 метров. «Иногда просто невозможно сделать точный удар.

Только представьте себе напряжение, которое они испытывают во время матча! Если бы они действительно могли забивать, как роботы, тогда шансы забить были бы 100-процентным. Но футболист, который бьет пенальти, — не робот», — рассказывает Метин Толан, экспериментальный физик Дортмундского технического университета, автор книги о футбольной математике.



Метин Толан

Также во время тренировки невозможно воспроизвести тот огромное психологическое давление, которое ощущается на поле во время реального матча. Поэтому игроки могут только отрабатывать технику. Крайне важно точно определить траекторию движения мяча, ведь даже небольшой просчет может привести к серьезной потере. «Если изменить начальную скорость мяча лишь на километр, а начальный угол удара мяча на один градус, мяч будет лететь аж на 50 сантиметров выше. То есть риск удара за пределы ворот достаточно высок», — отметил Толан в интервью Deutsche Welle.


Футбольная математика

Общая площадь ворот 2,44 на 7,32 метра, или 18 квадратных метров. Если исходить из того, что защищенная область (ворот — Ред.) вратаря с протянутыми руками 2,25 на 2 метра, он занимает площадь 4,5 метра. Это лишь одна четвертая площади ворот. «Фактически 75 процентов площади ворот голкипер не охраняет», — говорит Толан. «Это объясняет, откуда берется цифра в 75 процентов вероятности забить пенальти с 11 метров».



Впервые пенальти начали забивать с 1976 года на решающих матчах европейского первенства по футболу. С того времени статистики насчитали 343 всех пенальти, из них забитых — 258, что, собственно, и составляет примерно 75 процентов (данные аналитического сайта sportintelligence.com). Но три четверти забитых голов — это общая цифра. Некоторые национальные сборные играют лучше других, а особенно — чехи и немцы. По сравнению с ними успех англичан и нидерландцев в забивании пенальти существенно хуже.

Во время финала европейского первенства 1976 года между сборными Чехословакии и Западной Германии футболисты впервые били пенальти. Немец Ули Хенесс не попал в ворота. Тогда чех Антонин Паненка озадачил немецкого вратаря и сделал решающий удар по центру. Это был первый и единственный раз, когда сборная ФРГ проиграла, забивая пенальти.

Общий успех против немецкого

В общем итоге Германия забила 26 из 28 пенальти. Итак, команда не попала в ворота с 11-метрового расстояния лишь дважды. Количество успешно забитых голов немцев с короткого расстояния составляет 93 процента. Вторично раз сборная Германии не забила пенальти 30 лет назад. Это было в 1982 году во время полуфинального матча между Францией и Западной Германией на Чемпионате мира по футболу. Однако сборная Германии все равно выиграла игру, благодаря обороне национального голкипера Харальда Шумахера.


«Много времени на реакцию нет, поэтому нужно иметь в арсенале хитрые трюки, — сказал Шумахер в интервью DW. — Я записал для себя все, что я знал о футболистах, которые забивают пенальти: какая нога у кого сильнее — левая или правая, мягко или резко он бьет, высоко или низко летящий мяч.

Был один игрок, которому нравилось определенное направление, поэтому я обманул его, двигая верхнюю часть своего тела в противоположную сторону. Я знал заранее, что он будет целиться в свой любимый угол, и не прогадал». Знание предпочтений футболиста, который забивает пенальти, могут пригодиться наблюдательному вратарю.



«Я начинаю наблюдать за футболистом еще до того, как он целится в мяч. В течение нескольких секунд он смотрит в угол, куда будет целиться», — говорит Шумахер. Технические преимущества — на стороне того, кто забивает пенальти, однако психологические — однозначно на стороне вратаря. «Я никогда не боялся, ведь весь груз лежит на плечах того, кто забивает пенальти, — вспоминает Шумахер. — Он только за 11 метров от ворот, и все ожидают, что он забьет».

Решающее мастерство, а не статистика

Метин Толан имеет не только психологическое, но и математическое объяснение «пенальтной» успешности тех или иных команд. Оно базируется на так называемой биномиальные теории, подробно описанной в книге Толана. Одновременно он сам признает, что математика и теории — это ничто без постоянной тренировки на поле.


Чешский футболист Антонин Паненка рассказывает, что он много работал накануне своего легендарного удара против Германии. Тогда забитый пенальти принес сборной победу на Чемпионате Европы 1976 года. «После каждой общей тренировки я привык стоять напротив нашего вратаря и забивать пенальти. У меня появилась идея — если я задержу удар и легко перекину его, вратарь может перейти в угол ворот и пропустить мяч. Поэтому я просто усовершенствовал эту технику», — сказал Паненка.

Итак, тренировки — лучший способ увеличить шансы забить пенальти. «Повезти» может только благодаря длительным тренировкам. Известное изречение игрока в гольф Гарри Плейера «чем больше я тренируюсь, тем больше мне везет» оправдана как для немцев, так и для чехов.
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Диана Фонг/ Наталья Марьянчик
Deutsche Welle<br> Перевод: «Аргумент»
Поделиться в Facebook
Последние новости