А он, мятежный, право ищет
10.12.2005 01:34
…выбирать власть, честно работать, свободно выражать свои мысли и т.д. и т.п. Одним словом, все, что считается признаками цивилизованной (в отдельных случаях уточняется – европейской) страны. Вскоре исполнится год с того момента, как власть в Украине окрасилась в «оранжевый» цвет. Но вот ситуация с правами человека не совсем понятна. Если верить Президенту, в целом после падения «бандитского режима» они стали реальностью. Но когда доходит до конкретики, обнаруживаются мелкие недостатки и отдельные недоработки.

Чтобы прояснить наконец, что же происходит с этим щекотливым вопросом у нас в стране, редакция From-UA опросила на сей счет украинских политиков (которые, по идее, эти права и должны отстаивать). А тут и повод назрел – в субботу, 10 декабря, весь мир отмечает Международный день прав человека. В далеком 1948 году именно в этот день резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН была принята и провозглашена Всеобщая декларация прав человека.

А кому сейчас легко?

Начать было решено, естественно, с человека, испытавшего, что такое нарушение прав человека, на собственной шкуре. Отбывший 7 лет советских концлагерей Степан Хмара полагает, что преждевременно считать, что в украинском обществе наблюдается триумф полного обеспечения человеческих прав и гарантий этих прав. «Украина сделала большой шаг, и сейчас даже речи нет о политических преследованиях. Это большое достижение. Но мы еще не избавились от последствий старой системы: бездушного отношения к людям, бюрократизма, нежелания решать существующие проблемы».

Причина проблем с соблюдением прав человека, считает С. Хмара, состоит в том, что «эти вещи очень непросто делаются. Очень много осталось при власти старых кадров. Среди них, безусловно, есть и хорошие, но есть и такие, которые не отвечают своему месту, тем критериям, которые выдвигаются к любому госслужащему».

Нынешний однопартиец Степана Ильковича, первый заместитель Украинской народной партии Иван Заец со своей стороны добавил, что «мы еще далеки от того, чтобы гаранитровать права человека надлежащим образом», уточнив, что «речь идет о праве на чистую окружающую среду и политических правах».

По мнению Ивана Александровича, на это есть две причины: «недемократичный дух властных структур, с одной стороны, и низкое политическое сознание граждан - с другой». И. Заец пояснил, что «корни этих причин лежат в прошлом, в советском времени. Кроме того, неразвита сфера образования». Последнее – явный камень в огород давних политических оппонентов руховцев – социалистов, чей министр С. Николаенко вот уже 10 месяцев возглавляет Минобразования.

Третья причина, по которой права человека не гарантируются надлежащим образом, уверен Иван Александрович, – это очень суженная деятельность СМИ. «Они не выполняют свою роль», – констатирует он. Наконец, четвертая причина от И. Зайца – низкий уровень благосостояния граждан. «Нужно выравнивать социальные стандарты», – резюмировал народный избранник.

О последнем еще более нелицеприятно высказался и член фракции «Наша Украина» Юрий Кармазин. «Если минимальная зарплата ниже прожиточного минимума, то о каком соблюдении прав человека можно говорить?» – возмущенно вопрошает он. А далее переходит к конкретным примерам: «Против меня, народного депутата трех созывов, судья Притыка подает иск в Печерский районный суд г. Киева, хотя я живу в Шевченковском районе, и все об этом знают. Мне говорят: нет, надо здесь рассматривать, потому что так заказано. Хотя в гражданско-процессуальном кодексе написано, что иск подается в суд по месту проживания. О каком соблюдении прав человека можно говорить?»

Причина несоблюдения прав человека, по мнению Юрия Анатольевича, чрезвычайно проста: «У нас очень много хороших законов, отличная Конституция. Но состояние их соблюдения абсолютно неудовлетворительное. У нас на 85 - 90% не выполняются указы Президента. У нас нет закона, который бы выполнялся хотя бы на 30%. Поэтому для нормального соблюдения прав человека нужно просто обеспечить выполнение законов».

С тем, что в сфере прав человека есть проблемы, согласен и член фракции БЮТ Сергей Шевчук. Он, например, как и И. Заец, обеспокоен социальными и экологическими правами. «Мы традиционно, когда идет речь о правах человека, говорим о свободе слова, о праве на демонстрации, правах заключенных. Но есть другие права: право на здоровье, право на безопасную окружающую среду, право на работу и образование. К сожалению, по этим критериям Украина не может считать себя достаточно европейским государством, которое выполняет известные копенгагенские требования для того, чтобы войти в Европейское сообщество».

Однако причину Сергей Владимирович, в отличие от Ивана Александровича, усматривает не в наследии старой системы, а в кризисе менеджмента. В качестве примера он привел ситуацию с «птичьим гриппом» в Крыму.

«Президент объявил в отдельных районах Крыма чрезвычайную ситуацию, – напомнил он. – Но на протяжении 10 месяцев в государстве отсутствует государственный санитарный врач, лицо, которое отвечает за безопасность нации относительно инфекций, эпидемий, пандемий. Я просто удивляюсь: зачем объявлять чрезвычайное положение? Может быть, лучше назначить государственного санитарного врача и поручить ему проводить предупредительные мероприятия? Теперь Президент увольняет государственного ветеринарного инспектора. И кто же будет выполнять эту функцию, О. Рыбачук или кто-то другой? Такая бессмыслица в управлении, к сожалению, сказывается на правах человека».

Человек? Имеешь право

Ситуация с правами человека в Украине заметно изменилась лишь однажды – после развала СССР. В этом убежден член фракции Народной партии В. Литвина, народный депутат Виктор Кириллов. «За последние годы у нас улучшилась ситуация с защитой прав человека, четкая тенденция обозначилась еще со времен обретения Украиной независимости, – пояснил он. – Но я не могу сказать, что намного лучше стала ситуация по сравнению с тем, когда Украина только обрела независимость, и сегодняшним днем».

Это проявляется «во всем», отметил Виктор Дмитриевич и в заключение констатировал, что «у нас нет стойкой тенденции к развитию или, как было модно говорить, к "усилению углубления"».

Состояние с соблюдением прав человека при нынешней власти примерно такое же, какое было до этого, полагает народный депутат, академик и доктор исторических наук Петр Толочко. «Я не вижу принципиальных изменений. Каким соблюдение прав человека было при Президенте Л. Кучме, таким же оно осталось и при Президенте В. Ющенко», – пояснил он. Так, политические преследования, по мнению Петра Петровича, носят точечный, но не тотальный характер. «Это имеет место, но это явление не приобрело всеукраинского масштаба».

На сегодняшний день права человека нарушаются, вынужден был констатировать народный депутат, социалист Виталий Шибко. Отметив для начала, что «Украина находится в переходном состоянии от полного пренебрежения правами человека к какой-то настроенности что-то выполнить хотя бы в рамках Европейской конвенции», он перешел к тезису о том, что «на сегодняшний день существуют половинчатые действия власти. Так что, понятное дело, нарушения прав человека еще есть».

А далее Виталий Яковлевич предложил неожиданный тезис о том, что «права человека выстраиваются не только на позиции власти, но и на том, насколько развито гражданское общество страны. Пока что мы живем атавизмами, синдромами. Пока что население ждет, что все сделает власть. И вообще у народа присутствуют патерналистские настроения. Власть никогда не будет до самого конца проникаться пониманием того, что нужно соблюдать права человека».

Кому в Украине жить хорошо

Самое нелицеприятное мнение о состоянии прав человека в Украине, как и следовало ожидать, у политиков, представляющих оппозицию.

Коммунист Леонид Грач был краток. «Если сегодня по данным ООН Украина по социальным стандартам находится на 98-м месте, о каких правах человека можно говорить? Сегодня не меньше 70% жителей Украины находятся за чертой бедности. А ведь социальность – это прежде всего. Сегодня более 77 млн. населения находятся на заработках за пределами страны. О каких правах, защищенности граждан можно говорить? Сегодня в судах многотысячные очереди на рассмотрение. О каких правах граждан можно говорить?»

«Власть как Л. Кучмы, так и В. Ющенко так и не поняла, что права человека – это первичная вещь», – заявил один из нынешних лидеров Партии регионов Тарас Чорновил. Тот факт, что ситуация с правами человека «чуть-чуть выровнялась», вовсе не является следствием того, что власть что-то поняла, считает народный депутат. «Просто власть оказалась более слабой, и прессинг уменьшился, – уверен он. – Ослабление пресса связано с субъективными обстоятельствами межвластной грызни и т.п.».

А в случае с социальными правами, продолжил Тарас Вячеславович, «мы получили постоянно действующий прессинг, который шаг за шагом урезает человеческие права. Мы видели проект бюджета, который вносится правительством, это бюджет полного бесправия. Там просто игнорируется право человека на жизнь. Очень многие люди вследствие принятия этого закона могут быть обречены на медленную смерть».

«С приходом к власти "оранжевых" правовое поле для всех категорий граждан сузилось», – утверждает один из лидеров блока Народной оппозиции Н. Витренко Иван Симоненко. Так, по его словам, «сегодня никто не задается вопросом обеспечения права на труд, есть ли у человека квартира и возможность ее иметь».

Иван Петрович заметил, что сужение прав и свобод произошло по всем направлениям. «Возьмем конкретно вопрос о статусе русского языка, – предложил он. – В Конституции записано, что не допускается сужение прав и свобод граждан. А сегодня ставится вопрос о том, чтобы вывески у нас были только на украинском языке. Это уже нарушение Конституции. Кроме того, приняты кодексы, согласно которым в правовом обеспечении судов нет вообще русского языка. Это тоже ущемление прав граждан. И таких примеров я могу привести массу из разных сфер жизни наших граждан».

Со стороны нынешней власти в сфере соблюдения прав человека есть лишь декларации вместо системной работы, считает народный депутат, член фракции СДПУ(о) Вадим Мисюра. Он напомнил, что за 10 месяцев обещания, данные на Майдане, не были доведены до конца. «Система работы власти осталась старой, – констатирует Вадим Ярославович. – Попытки демократических преобразований носили косметический характер».

Перейдя к конкретике, народный депутат начал с того, что «не решены до конца вопросы о равных возможностях работы прессы. На сегодняшний день есть попытка пересмотреть вопросы, связанные с выдачей лицензий ряду телеканалов, которые не занимают провластную позицию. Это и КРТ, и НТН, и ТРК «Украина». До сентября прошлого года было повсеместное давление, пока эти факты не были вынесены на всеобщее обсуждение во время сентябрьского кризиса власти».

Затем социал-демократ напомнил о политических преследованиях. «Эти факты подтверждены так называемым меморандумом, подписанным В. Януковичем и В. Ющенко», – сказал он и заметил, что «вообще-то, задача Президента – не подписывать меморандумы, а быть гарантом конституционных прав и свобод. А мы знаем, что десятки тысяч людей были уволены по политическим мотивам за то, что они занимали другую позицию на выборах».

Под конец В. Мисюра добавил, что были «попытки забрать бизнес у людей, которые оппонировали сегодняшней власти. Это также вскрыл сентябрьский скандал во власти».

Его однопартиец, народный депутат Владимир Воюш также не считает, что политические репрессии (читай – нарушение прав человека) продолжаются. «Несмотря ни на какие заверения Президента», – подчеркнул он.

Владимир Дмитриевич уточнил, что речь идет «о восточных и южных регионах, где победил В. Янукович. О том, что людей преследуют в Херсонской области (например, директора местной школы), я знаю прекрасно».

Ну а в качестве заключения ко всему сказанному можно привести мнение члена фракции СДПУ(о) Ефима Фикса. Он сказал, что соблюдение прав человека – это одна из важнейших проблем сегодня в Украине, от которой идут и другие – в экономике, политике, международных отношениях, социальной сфере. И предложил тем, кто «действительно переживает за судьбу страны, за национальные интересы государства», объединиться, чтобы «сказать власти, что пора в сфере соблюдения прав человека перейти от слов к делу, не заниматься пустословием и болтовней».

Конечно, до парламентских выборов-2006 вряд ли стоит ожидать подобного объединения. Ну а права человека, между тем, продолжают оставаться, мягко говоря, в неопределенном состоянии.