Оппозиция №1
13.02.2007 09:00
…уступки по мелочам, они никак не могут договориться по принципиальным вопросам. Вот и недавно – не успели лидеры фракций БЮТ и НУ разродиться заявлением об общих действиях, как член «нашеукраинец» П. Жебривский поспешил его дезавуировать. Так что де-факто в Украине остается по-прежнему две, а не одна оппозиция из числа тех сил, которые ранее составляли общий «оранжевый лагерь». Это если не учитывать тот факт, что сейчас усиленно занимаются собственными политическими проектами Николай Катеринчук и Юрий Луценко, также претендующие занимать нишу оппонентов действующему правительству и Антикризисной коалиции.

Роль оппозиции в украинской политике сложна и противоречива. Теперь она стала еще менее ясной. Более того, даже ее облик раздвоился и стал каким-то туманным, взаимоисключающим, конфликтным. БЮТ и «Наша Украина», по их словам, начали совместную игру против Антикризисной коалиции. Однако кто играет первую скрипку в этой борьбе, догадаться нетрудно.

Майданулись

После Майдана с оппозицией было трудно. В преддверии парламентских выборов ею хотели быть все, кто только мог на это рассчитывать. Реально в противостоянии с кабинетами Ю. Тимошенко и Ю. Еханурова находились только объединенные социал-демократы, коммунисты и прогрессивные социалисты. Остальные то «забывали вещи» в коридорах Кабмина или иных органов власти, то демонстративно уходили, но обещали вернуться.

Но вот прошли выборы марта 2006 года, сформировалась правящая коалиция, куда совершенно случайно не вошли сразу все пять парламентских фракций. Они очень хотели этого, и Пятый универсал должен был им в этом помочь. Но Мороз всех перехитрил, и две фракции остались за бортом праздника правительственной жизни. И тут началось самое интересное.

Одна из фракций стала уверять, что ее оппозиционность круче. Другая вначале даже не хотела себя признавать противостоящей Антикризисной коалиции, потому как продолжала вести переговоры о расширении формата антикризисности. Идея широкой коалиции антикризисных и демократических сил то выходила на передний план, то вновь отходила за кулисы. Так бы они и дальше продолжали друг друга измором брать, но «нашеукраинцам» эта игра надоела. Ради отказа от коалиции они пошли даже на потенциальный раскол своей партии, то есть, простите, блока.

12 января 2007 года коалиция антикризисных сил добилась своей главной победы. Закон о Кабмине был принят в обмен на утверждение в первом чтении закона об оппозиции (да простит читатель за постоянное употребление этого слова в статье!). И тогда «Наша Украина» начала тихо паниковать. Если теперь правительство – это антикризисники, а оппозиция – БЮТ, то кто тогда «нашеукраинцы»?

Лидеры фракций НУ и БЮТ – Вячеслав Кириленко и Юлия Тимошенко – наконец-то начали договариваться. Озвучили угрозу «импичмента» в адрес А. Мороза и всерьез заговорили о досрочных выборах. Зачем им это нужно?

Что хочет БЮТ?

БЮТ даже голосование по поводу закона о Кабмине превратил в подготовку к досрочным выборам. Теперь, если они состоятся, эта группировка может рассчитывать на участие в правительстве. Став первой скрипкой оппозиции, бютовцы великодушно согласились на заигрывания с другой, теперь уже точно оппозиционной фракцией. Не сложилась «оранжевая коалиция», сложится «оранжевая оппозиция»!

Безусловно, что смещение А. Мороза с должности председателя Верховной Рады хотя и представляется маловероятным, но в эмоциональном плане необходимо для обеих фракций, предложивших эту инициативу. Именно Александр Александрович стал могильщиком тройственного союза майданистов (правда, реально этот союз не сложился по другим причинам). Отомстить ему за это хотят как бютовцы, так и «нашеукраинцы».

Может показаться странным, что получивший от Антикризисной коалиции мандат на оппозиционность БЮТ хочет играть вместе с «Нашей Украиной». Однако такая линия объяснима. Чтобы на равных разговаривать с мужчинами из Антикризисной коалиции, БЮТу нужно большое число депутатских штыков. Такое возможно только с участием НУ. Тем более, что, настояв на рассмотрении закона об оппозиции, бютовцы фактически приватизировали оппозиционный статус и теперь великодушно разрешают «нашеукраинцам» к ним присоединиться.

В таком же ключе стоит рассматривать заявления Ю. Тимошенко о дальнейшей поддержке Президента В. Ющенко. С таким же успехом можно было поддержать итальянского премьера Романо Проди или кандидата на пост президента США Хиллари Клинтон. Никакого реального влияния на усиление или ослабление позиций Президента это заявление не оказывает. В то же время продавливание идеи досрочных выборов действительно может поставить жирный крест на перспективах «нашеукраинцев» и их почетного председателя. Только вот почему они сами к этому ведут?

Наша оппозиция

Кого в этой ситуации сложно понять, так это «Нашу Украину». Единственная видимая польза, о которой упомянул В. Кириленко, – это создание условий для невозможности преодоления президентского вето.

Однако в последнем случае сразу же прорисовываются два «но». Во-первых, «нашеукраинцы» вряд ли смогут диктовать условия БЮТу, и ежели последние сочтут, что преодоление вето в их интересах – никакие совместные заявления тому не помешают. Ну а во-вторых – действенность парламентского тандема БЮТ + НУ вначале нужно доказать на практике. Лишь после этого можно рассуждать о его эффективности и перспективах.

Что может выиграть «Наша Украина» от смещения А. Мороза? Ничего. А если коснуться озвученной ими же темы досрочных выборов…

Второй эшелон современной украинской оппозиции может потерять многое, если не все, в результате роспуска нынешнего созыва Верховной Рады. Такая возможность уже была летом 2006 года, когда часть окружения подталкивала Президента к роспуску Рады. Не распустил, и все равно вскоре стал стремительно терять власть. Правда, сделай он прошедшим летом такой радикальный шаг, лучше бы для его родной партии не стало.

А теперь как НСНУ, так и весь блок «Наша Украина» может даже не преодолеть трехпроцентный барьер. Вероятно, поэтому часть фракции не поддерживает действия ее лидера В. Кириленко. Борьба внутри «Нашей Украины» еще не окончена, если вообще будет окончена когда-либо. Слишком разные группы влияния есть в этом блоке, слишком различные у них интересы. Слишком искусственным объединением была в свое время «Наша Украина», и последствия этого факта приходится расхлебывать до сих пор. И здесь история повторяется в виде фарса.

Так же, как часть блока «Нашей Украины» весной и летом 2006 года выступала против союза с Партией регионов, сегодня часть «нашеукраинцев» противится блокированию с бютовцами. Трагедия НУ заключается в том, что некоторые ее лидеры до сих пор считают себя «партией власти». Имея в качестве почетного лидера Виктора Ющенко (пусть даже без полномочий и харизмы), постоянно заявляя, что они единственная фракция, представляющая в парламенте интересы Президента, они не могут себе позволить союз с Юлией Тимошенко.

Беда лишь в том, что сама Юлия Владимировна может построить свое политическое будущее без «Нашей Украины», а вот «Наша Украина» без БЮТа или другого сильного партнера – вряд ли.