Спикерами не рождаются
28.05.2004 09:00
За это время Владимиру Михайловичу доводилось почувствовать себя и водителем гоночного болида, и рулевым асфальтного катка. Однако кормила из рук он так и не выпустил.

Тише едешь – дальше будешь?

До того как возглавить высший законодательный орган страны, Владимир Литвин не имел опыта публичного политика. Несмотря на высокий чин главы Администрации Президента, в лицо Литвина знали единицы. Он считался кропотливым чиновником и доверенным лицом Президента. Звездный час Литвина наступил во время парламентских выборов 2002 года, когда Владимира Михайловича «выдвинули в политики», поставив во главе блока «За единую Украину».

Однако радости получилось не много: «ЗаЕдУ» и СДПУ(о) на последних парламентских выборах собрали на двоих лишь 18% голосов. Хотя они сумели оперативно образовать за счет мажоритарщиков коалицию в 200 с лишним голосов, рассчитывать на главный приз в спикериаде явно не приходилось. На роль главы парламента уже прочили некие компромиссные кандидатуры, как вдруг 28 мая с ювелирно точным количеством голосов – 226 – поддержку получил «пакет» во главе с Владимиром Литвином.

Однако первая, почти случайная, победа отнюдь не гарантировала долгосрочность проекта «Литвин-спикер». Первые недели на посту главы парламента наверняка долго еще снились Владимиру Михайловичу в страшных снах. И правая, и левая оппозиция, сильно огорченная крушением надежд заполнить кресла в президиуме своими представителями, устраивала В. Литвину «вырванные годы».

Еще долго для оппозиционных лидеров «человек Президента» на посту спикера стал чем-то вроде красной тряпки для быка. Не имеющий опыта парламентских баталий Владимир Михайлович терялся, поддавался на провокации, нервничал, закрывал пленарные заседания…

Спасением для спикера стали летние каникулы. На открытие новой сессии В. Литвин пришел практически новым человеком. С первых же дней работы парламента он принялся воплощать в жизнь совершенно новую тактику.

Литвин немедленно заявил, что хочет стать спикером всего парламента, а не какой-то его части, начал позиционировать себя «независимым политиком», пытаясь слегка отстраниться от «пуповины Банковой». Со временем глава ВР перестал настолько сильно раздражать оппозицию, в то же время парламентское большинство продолжало воспринимать В. Литвина как человека, говорящего от имени Президента. На чем и базировался авторитет спикера.

Председателю парламента после каникул удалось довольно лихо взять вожжи в руки. Спикер даже, как говорят, «выжил» с поста неудобного для себя координатора парламентского большинства Александра Карпова.

Раз реформа, два реформа…

О том, что Литвин пришел всерьез и надолго, заговорили после парламентского кризиса в декабре 2002-го. Тогда центристы не на шутку сцепились с оппозицией за парламентские комитеты. Верховная Рада оказалась едва ли не на грани роспуска, а под спикером основательно зашаталось кресло.

В тот момент Владимир Литвин принял неожиданное для многих решение. Он не одобрил перераздел комитетов, поддержав таким образом оппозицию. Многие в большинстве тогда смертельно обиделись на спикера. Говорят, что даже начался сбор подписей за отставку председателя парламента.

В первой половине 2003-го года, которая стала бенефисом Литвина как политика, он вновь позволял себе реверансы в сторону оппозиции, в первую очередь, правой. Помнится, он отклонил представление Генпрокуратуры о привлечении к ответственности лидера БЮТ Юлии Тимошенко, направленной в ВР Святославом Пискуном, а также возмущался по поводу «темников» на украинском телевидении и призывал правительство побеспокоиться о свободе слова.

В ноябре 2003 Владимир Литвин вполне мог лишиться спикерского портфеля. После того как «правую руку» спикера Геннадия Васильева «перебросили» на должность Генерального прокурора, а социал-демократы заговорили об отзыве «левой руки» - «своего» (в прошлом) вице-спикера Александра Зинченко, нельзя было исключать вариант, что президиум сменят в пакете.

Особо рьяно скорый уход Литвина с поста спикера прогнозировал Виктор Ющенко. Однако и в этот раз такой радости не приключилось благодаря коммунистам. Они посадили по правую руку от главы парламента своего представителя Адама Мартынюка, с которым у Владимира Михайловича образовался дружный тандем, скрепленный еще былой работой в ЦК КПУ.

Главные испытания на долю Владимира Литвина выпали во время прохождения через парламент политической реформы. По сути, именно политреформа стала решающим фактором, определившим «незаменимость» и «неповторимость» Владимира Михайловича на посту спикера.

Спикер все это время балансировал на грани фола. Он поддерживал политреформу по сути, чем очень радовал большинство, но безостановочно критиковал техническую часть ее прохождения через ВР, вызывая одобрительные возгласы оппозиции.

23 - 24 декабря 2003 года, во время предварительного голосования за изменения в Конституцию, когда оппозиция фактически стояла на голове, представляя демократические методы борьбы с неугодными решениями во всей красе, Литвин стал «добрым ангелом» политреформы. Именно он «легализировал» ручное голосование за законопроект по политреформе, а затем подписал его и отправил в суд, сделав возможным его дальнейшее прохождение.

Из шашки – в дамки

Со времени бурных предновогодних событий в Раде Литвин еще больше укрепился в статусе парламентского «авторитета». «Наши украинцы» и бютовцы уже не считают зазорным в многочисленных интервью отвешивать Владимиру Михайловичу комплименты. Впрочем, и Литвин в некоторых моментах отвечает «нашим» взаимностью, поднося им, как когда-то выразился Президент Кучма, «патроны».

По сути, именно «Наша Украина» все это время последовательно играла на рост авторитета спикера. Благодаря «диким танцам» орлов Виктора Андреевича вокруг парламентской трибуны Владимиру Литвину и удалось в полной мере проявить свои уникальные качества. Нынешний спикер упорно не хочет знать других способов решения внутрипарламентских проблем, кроме как «за столом переговоров». Он настроен решительно не замечать оппозиционных хороводов вокруг президиума парламента, готов простить «нашим украинцам» дудки в ухо и воду в лицо. Лишь бы не было войны…

Однако очень сомнительно, что закаленный парламентскими боями Литвин периодически симпатизирует оппозиции из чувства благодарности. С тех пор как Литвин пустился в относительно автономное плавание, греб он исключительно под себя. Спикер копил политические дивиденды, здраво полагая, что такого исторического везения, как 28 мая 2002 года, ему больше может и не представиться.

А посему Владимир Михайлович пытается «выжать» из своего шанса максимум. Пост спикера способствует развитию серьезных политических амбиций, особенно с учетом того, что получил он этот пост все-таки авансом.

Где ваше войско, генерал?

На данный момент Владимир Михайлович достиг немалого. Нынешний вес Литвина в Верховной Раде во многом зиждется уже не на авторитете Президента, а на его собственных личностных и политических качествах. Он сумел в некоторой мере отойти и от центристов, и от оппозиции, практически достигнув столь желанного им статуса более-менее независимого политика. Благодаря этому В. Литвин по сути стал гарантом нынешней относительной стабильности парламента.

В то же время Литвин стал заложником этой «независимости». Не примкнув на постоянной основе ни к одной политической силе, спикер так и остался политиком-одиночкой, за ним по-прежнему не стоят серьезные экономические и политические силы.

И эта пустота вокруг, которая пока воспринимается как достоинство, серьезно подкашивает растущие амбиции председателя Верховной Рады. Он вполне уже созрел, и лично, и в восприятии окружающих, в качестве лидера «третьей силы». Одна лишь загвоздка: лидер есть, а силы по-прежнему нет даже в проекте. Намеки на то, что спикер может возглавить Аграрную партию, некую партию на базе группы «Центр» или даже коалицию всех «маленьких центристов» сам Владимир Михайлович отвергает, поскольку понимает, что такой силы, которую бы он мог возглавить и повести в бой без ущерба для своей репутации, еще нет.

Празднуя свой «спикерский юбилей», Владимиру Литвину нельзя почивать на лаврах. Ведь в следующем историческом моменте могут сорвать джек-пот следующие, такие же, как он, «темные лошадки» из коридоров власти… А Владимиру Литвину придется зарыть в землю свой спикерский талант и снова заняться научной деятельностью.

Впрочем, не будем о грустном. С праздником, Владимир Михайлович!