Молодежь, подвинься!
26.12.2005 11:08
…едва ли не за принца. В жизни я знаю как минимум один такой случай…

Алла, моя давняя приятельница, в свое время закончила факультет журналистики. Однако ее трудовая деятельность как-то не сложилась. Куда бы она ни устраивалась на работу, через месяц-другой ее увольняли под тем или иным предлогом. Муж, которого она боготворила, ушел, вдобавок бедолага попала в психбольницу с нервным срывом.

Последние несколько лет, встречая общих знакомых, я даже боялась о ней спрашивать. И тут оказывается, что за то время, пока все предполагали худшее (жалея Аллу, которая, хоть и со странностями, но добрейшей души человек), она превратилась в богатую преуспевающую женщину. Был у нее свой конек: Алла хорошо разбиралась в живописи и знала многих художников. Занявшись продажей предметов искусства, она весьма преуспела.

В кадровых агентствах отмечают, что в последнее время работодатели все меньше внимания обращают на возрастной ценз. Уже рассматривают кандидатуры и сорокалетних соискателей, и даже тех, кому под полтинник. Но хотят ли люди за сорок наниматься на работу?

В 1980-х на рынке занятости царил полный штиль. Все ключевые, не то что руководящие должности были наглухо заняты людьми предпенсионного и пенсионного возраста, которые на заслуженный отдых уходить не собирались.

Молодые специалисты ходили в «молодых» до 40 лет и носили бумажки. Мой начальник в информационном агентстве, где я тогда работала, на все намеки, что, мол, мне бы какое-то дело посерьезнее, отвечал, что у него люди по 20 лет работают. Ваш номер 16-й, ждите…

1990-е стали периодом головокружительных взлетов для… 20-летних. Они делали стремительную карьеру, возглавляли компании, в которых требовался прорыв. Естественно, остальной персонал подбирали под себя. 40-летние оказались глубоко за бортом.

Сейчас средний возраст топ-менеджеров – 30-35 лет. В большинстве своем это те, кто начинал в 1990-х. Свои позиции они держат прочно, так что молодым сейчас продвинуться будет сложнее. Однако в наукоемких отраслях, на производстве стали рассматривать и зрелых соискателей.

Собственно, сейчас задачи компаний изменились. Вместо прорыва требуется стабильность. Посему больше ценятся респектабельность, взвешенность, жизненный опыт.

В конце 1990-х гг. 70% руководителей среднего и старшего звена были моложе 35 лет. В ближайшем будущем, полагают аналитики, людей «за 35» среди руководителей станет процентов 50-60%.

Многие компании испытывают хронический недостаток квалифицированных специалистов. Резерв готовы пополнять, невзирая на возраст. Только вот те, кто в свое время многое знал и умел, либо растеряли навыки, либо приспособились к новой жизни и она их устраивает.

Кто-то занялся предпринимательством, кто-то сменил профессию. Когда-то мы считали национальной трагедией то, что кандидаты наук торгуют на рынке, а квалифицированные врачи делают ремонты. Сейчас мелкие предприниматели вовсю отстаивают свои рабочие места (как, например, в киевском метрополитене) и становиться наемными работниками не хотят.

Тем не менее, для государства это непозволительная роскошь, чтобы высококвалифицированный специалист торговал батарейками. Возможно, нужны специальные программы, как в свое время реабилитация уволенных в запас из армии. Ведь базовые знания у людей, временно не работавших по специальности, остались. Пройдя определенную переподготовку, они смогут влиться в полноценный трудовой процесс.

К примеру, моя знакомая, высококвалифицированная машинистка, несколько лет не работала. За это время пишущие машинки исчезли напрочь, а компьютера она не знала. Казалось бы, с работой покончено. Но ей посоветовали записаться на бесплатные курсы по программе расширенного доступа к Интернет, финансируемой правительством США. После нескольких занятий она стала набирать на компьютере с сумасшедшей скоростью и вскоре нашла хорошо оплачиваемую работу.

Кстати, на Западе, по результатам исследования The Path to the top: Changes in the Attributes of Corporate Executives за период с 1980 по 2001 год, отмечалось, что средний возраст бизнес-леди в 2001 году составил 47 лет, мужчин-бизнесменов – 52.

Пора и нам отказываться от стереотипов, что пепси – для молодых, секс – для молодых, карьера – для молодых…