Гормон весенней политактивности
19.03.2007 09:00
тепло и… готовящая к выяснению отношений в политике.



То, что было сложно сделать зимой, очень хочется сделать сейчас. Пойти на Киев, размахивая оранжевыми флагами. Поездить по регионам, угрожая императивным мандатом. Просто организовать какое-нибудь движение с непонятной программой, но понятными названиями континентального звучания.

Президент Ющенко ведет переговоры то с Тимошенко и своими однопартийцами, то с Морозом и Януковичем, то со всеми вместе. А в это время условно-«оранжевый» лагерь находится в состоянии брожения. НСНУ и БЮТ пытаются оформить неравный брак по расчету, Николай Катеринчук очень хочет казаться самостоятельным политиком, а Юрий Луценко думает, что можно заполучить при этом раскладе. «Антикризисники» кажутся более сплоченными и угрожают применением войск МВД.

Да, теплая погода провоцирует политиков национально-демократической ориентации на резкие движения. Которую неделю Юлия Тимошенко мотается то по регионам Украины, то по штатам США, то еще где-то. Юрий Луценко формирует «Народную самооборону» и демонстративно уходит в отставку с поста советника Президента. Катеринчук отстает, но тоже что-то замышляет.

От кого обороняемся?

Даже людям, далеким от политики, понятно, что «Народная самооборона» строится по типу тех самых уличных армий, что обеспечили успех команде Виктора Ющенко в 2004 году. И полевым командиром этих армий был именно Юрий Луценко.

Будучи неплохим организатором массовых мероприятий, Луценко не может пройти мимо такой возможности, как весенний марш на столицу. Звучит угрожающе, но если разобраться, все может показаться не таким уже и страшным.

Идея сплочения майданного электората гуляет в воображении отдельных политиков еще с осени 2005 года. После первых расколов в лагере революционеров многим очень хотелось вернуть старые добрые времена борьбы с «кучмизмом». Понятно, что Луценко хочет своей акцией поставить под одни знамена избирателей НСНУ и БЮТ, Соцпартии и «Поры».

Если вспомнить его вояжи на восток страны, то возникает впечатление, что вербовать сторонников бывший министр МВД готов и в стане потенциальных сторонников Партии регионов. Людей, недовольных повышением жилищно-коммунальных тарифов, там хватает. Опытному политику, коим является Луценко, будет несложно свалить всю вину на местные власти, формируемые там из кадрового резерва «регионалов».

Поход на Киев может в таком случае вылиться в марш нищих и обездоленных, напоминающий Первый крестовый поход из Европы в Иерусалим в конце одиннадцатого века. Тогда смекалистые отцы церкви так забили головы местным маргиналам идеей борьбы с сарацинами, что на долгие десятилетия избавили себя от революционных ситуаций. Только вот участники похода так до Святой земли толком и не добрались, сгинув по дороге.

Думается, что Луценко будет по максимуму эксплуатировать идею борьбы с «нечестными политиками», которых надо поставить на место. Имидж борца с коррупционерами всех мастей будет работать в пользу этой затеи. Однако образ моральности в политике – хитрая штука. Кто сейчас поверит в «моральность» Мороза или Ющенко? А ведь их политическая карьера начиналась как раз с такого образа.

Главное, что в этом мероприятии непонятно: как возникла «Народная самооборона»? Как инициатива «снизу», вовремя подхваченная политиками в столице? Как идея, возникшая в голове у министра, предвидевшего свою скорую отставку? Или как политический бизнес-проект в очередных олигархических играх? Судя по развитию ситуации, ближе к истине третий вариант.

Двойная игра в свою пользу

Месяц назад стартовал тур по регионам Украины Юлии Тимошенко. Предварялась и сопровождалась эта кампания бурными голосованиями в Верховной Раде и заключением политических союзов. Причем союзы часто противоречили голосованиям и наоборот.

БЮТ продолжает с достойным удивления упорством настаивать на идее досрочных выборов. Нельзя сказать, что тур в регионах преследует именно эту цель. Надо еще своих сторонников в областных советах мобилизовать. Благо, императивный мандат вовремя оказался под рукой.

Может быть, на региональные подвиги Юлию Владимировну вдохновил успех в Киеве? Именно благодаря ее харизме дрогнули ряды мэра Черновецкого и тарифы подкорректировали. А ведь тема коммунальных тарифов – болезненна для всей Украины. Вот где есть простор для собирания очков перед досрочными выборами. И неважно, что их не будет. Процесс борьбы интереснее.

Все это происходит на фоне официально оформленного союза с НСНУ. Тур идет самостоятельно, союз с Балогой сам по себе, визит в Америку с очередной порцией провокационных заявлений – вообще отдельная тема. А до этого императивный мандат из рук Януковича. Не слишком ли много случайных политических связей для одной фракции?

Кризис и антикризис

Что же в этой ситуации глобального наступления их оппонентов делать Антикризисной коалиции? А ничего. Потому как серьезной угрозы их интересам пока не видно.

У Тимошенко нет возможностей для продавливания идеи досрочных выборов. Да и не помогут они особо бютовцам. Все равно по всем опросам первое место занимает Партия регионов.

Уличная форма борьбы, предлагаемая «Народной самообороной», тоже имеет весьма ограниченные перспективы. Так развести людей, как это было сделано в 2004 году, уже не удастся, а финансовых ресурсов, достаточных для искусственной дестабилизации, у национально-демократических сил тоже не найдется.

Со стороны «оранжевых» есть еще Катеринчук, но он человек парламентско-судейский. К уличным формам борьбы прямого отношения не имеет, а в суд сейчас идти тоже бесполезно. Команда Януковича действует в соответствии если не с буквой, то с духом поддержанной самими же «оранжевыми» политреформы. Поэтому можно сколько угодно забрасывать Конституционный суд жалобами, но реальной пользы от этой волокиты будет немного.

Все эти три колонны «оранжевых» не помогают, а скорее мешают друг другу, распыляя силы вместо того, чтобы действовать единым фронтом. А ведь в этом лагере политических сил есть еще НСНУ с Балогой, и у них, как говорится, тоже «своя игра».

Успехом «антикризисников» стало вытеснение Президента даже из сферы внешней политики, считавшейся его неприкосновенной вотчиной. А уж с политикой внутренней коалиция пока сумеет разобраться. Резерв политической прочности у них еще есть.