Тарифы и фантастика
19.03.2007 15:15
…«Гражданская коммунальная самооборона» – местная общественная организация, созданная осенью 2006-го года именно в целях борьбы с органами местного самоуправления, принявшими решение о повышении тарифов. О ней – чуть позже, а пока о митинге, кторый был приурочен к Международному дню защиты прав потребителей.

Данной статьей редакция From-UA продолжает серию материалов о тарифах в разных регионах Украины. Первый материал из этой серии, посвященный львовским тарифам, можно прочитать здесь.

Приятное с полезным

Организаторы обещали, что луганчане в массовом порядке выйдут на центральную площадь города, чтобы выразить свое решительное «нет» высоким тарифам, и, чтобы два раза не вставать, заодно заявят о необходимости роспуска всего городского совета.

«Простые» луганчане были представлены на акции протеста несколькими десятками особенно неравнодушных пенсионерок. Остальную же массу народа, примерно человек 200, составляли «нашеукраинские» активисты, представители областной организации БЮТ и члены недавно рожденной партии под пышным названием «Великая Украина». Оппозиционные флаги густо реяли над площадью, странно соседствуя с красными знаменами, принесенными коммунистами, находящимися сегодня у власти, в том числе, и в городском совете.

Малое количество простых жителей города объясняется тем, что около 23 тыс. семей Луганска оформили субсидии и, видимо, не почувствовали сокрушительного удара новых цен, другие посчитали, что власть все равно к ним не прислушается, и остались дома. Между тем, с трибуны звучали пламенные речи, суть которых все успели выучить наизусть задолго до митинга – власть обманула людей, тарифы повышены слишком сильно, жить так невозможно, пора протестовать и пр.

Акции – они на то и акции, чтобы спокойных и здравых речей на них не произносить, аналитических докладов не делать, доводов разума не приводить. На митингах всё решают эмоции, всеобщее воодушевление, радостное чувство единения в борьбе с властью. Однако мы не можем себе позволить, говоря о таких серьезных вещах, как тарифы, пренебрегать доводами рассудка. Ситуация непростая, и в ней есть как весомые «за», так и не менее убедительные «против». Отделить одни от других чрезвычайно сложно, потому что после каждого тезиса обязательно следует антитезис.

Тут повысим, тут понизим…

То, что тарифы следовало повысить, сегодня соглашаются все. Ясно, что в условиях роста цен на энергоносители, на людские ресурсы, тарифы оставаться прежними не могут. Тем более, что почти все они не пересматривались лет по пять. И если бы повышение стоимости услуг было проведено прозрачно, с понятными людям расчетами, обоснованностью каждой цифры, можно было бы избежать многих проблем.

Но если и есть что-то вечное под луной, так это упрямство и спесь чиновников. Ведь понимали же, что, например, повышение тарифа на теплообеспечение в Луганске до 4 грн. 60 коп., а в городах области и вовсе до фантастических 9, а то и 15 грн. за кв. метр площади, мягко говоря, не пройдет незамеченным. Чиновники упирают на чрезвычайно высокую себестоимость воды в области, но не только же вода определяет общую стоимость!

Именно невероятный рост цен на теплоснабжение вызвал больше всего протестных акций, скандалов и конфликтов. Общественная комиссия, проверявшая обоснованность тарифов, утверждает, что они рассчитывались, исходя из среднесуточной температуры в отопительный период… -25 градусов! В Луганске морозы такого уровня вообще большая редкость, а брать их в качестве основы этой супертеплой зимой – просто фантастическая наглость. Здесь есть одна особенно пикантная деталь – оказывается, методика расчета тарифов была принята в 2005-м году правительством Юлии Тимошенко. Но, как бы то ни было, виртуальный полярный холод в основе тарифа – не единственное, на что любой мало-мальски внимательный человек обращает внимание, когда изучает ситуацию.

Почему, скажите, тариф рассчитывается на единицу площади? Владелец квартиры поставил стеклопакеты в окна, утеплил двери, потратив на это чертову уйму денег, но тепловики, затратившие значительно меньшее количество килокалорий для обогрева этой квартиры, тем не менее, свое берут неукоснительно.

Почему мы должны сначала платить за несуществующие услуги ЖЭКа, а уж потом доказывать, что он нам их не оказал? Представляете – возле вашего дома стоит магазин, и вы платите ему за теоретическую возможность покупки, а уж потом доказываете, что ничего не покупали. Но то, что невозможно представить себе в нормальной рыночной ситуации, легко воплощается в жизнь в сфере ЖКХ.

Или вот еще пример. В прошлом году правительство, напуганное Алчевском, активно призывало граждан ставить в квартирах системы индивидуального отопления. Многие призывам вняли, взяли кредиты, влезли в долги, но котлы в свои жилища поставили. Хорошо ли им? Конечно, хорошо. Тепло и горячая вода всегда есть. Безопасно ли это для многоквартирных домов, проекты которых не предусматривали таких радикальных изменений? Никто с уверенностью сказать не может. Да и не об этом речь в данной статье. Речь о том, что большая котельная тратит на обогрев оставшейся в доме, скажем, половины квартир ровно столько же газа, воды, электроэнергии и человеческого труда, что и на обогрев всего дома. А платить придется именно жильцам этой оставшейся половины дома. Значит, тарифы вырастут еще и будут расти пропорционально числу квартир с автономным отоплением.

Молчание чиновников

Кому бы из начальников коммунальных предприятий города, из чиновников городского и областного совета я ни задавала вопрос о том, как быть с этой ситуацией, реакция всегда была одной – они вздыхали и разводили руками. «Да, ваши рассуждения абсолютно правильные, логичные, но мы же не можем теперь запретить ставить автономное отопление!» – говорили мне председатель профильной комиссии областного совета Александр Арапов, начальник областного управления жилищно-коммунального хозяйства Николай Андрийчук, начальник городского управления жилищно-коммунального хозяйства Виктор Андреев.

Другой вопрос вообще неизменно вызывает тяжелое свинцовое молчание или, в лучшем случае, невнятное бормотание. Речь идет о необходимой – с этим все соглашаются – реформе системы теплоснабжения. Даже человеку неискушенному в технических вопросах понятно, что огромные котельные имеют низкий КПД, потому что требуют десятков, а то и сотен километров теплотрасс, в которых потери тепла просто колоссальные. К тому же трубы давно износились, и это – самое слабое звено во всей системе теплоснабжения.

Между тем, выход давно известен – локальные, модульные котельные, обогревающие один или несколько домов. О них всегда говорят, но почти никогда не строят. Почему? Ответить трудно. Мне кажется логичным такой ответ – тепловиков и чиновников в какой-то степени даже радует эта тотальная изношенность теплоснабжающего хозяйства, ведь под бесконечный и бессмысленный ремонт и латание этих труб можно списать любые суммы. И всегда есть убедительная «отмазка», уж простите за слэнг.

По словам председателя областной общественной организации по защите прав потребителей Валерия Полякова, тарифы на услуги ЖКХ если и завышены, то незначительно. На вопрос – почему же тогда он принимает участие в митинге и произносит пламенные речи с трибуны – ответить оказалось нелегко. Что-то вроде «мы же должны защищать права потребителей!» весело заявил Валерий Борисович. Он отрицает, что при расчете в тариф были заложены задолженности прошлых лет, всякие «бантики» в виде затрат на благотворительность, оплату труда «подснежников».

Однако Генеральная прокуратура, проверявшая в числе других и Луганскую область, обнаружила серьезные нарушения в расчетах. «Одно из коммунальных предприятий г. Харькова за принятие мер по ликвидации дебиторской задолженности за водоснабжение заплатила коммерческой структуре свыше 1 млн. грн. Луганское городское коммунальное предприятие "Теплокоммунэнерго", имеющее собственную юридическую службу, заключило договор о ликвидации задолженности за ЖКУ с частной структурой и оплатило ей сотни тысяч гривен. По этим и другим аналогичным фактам прокурорами возбуждены уголовные дела. Ведется следствие», – вот только несколько строк из пресс-релиза, распространенного Генпрокуратурой. Там же говорится о том, что ряд предприятий области включали в структуру тарифов не только завышенные амортизационные отчисления, несуществующие рабочие места, безнадежную дебиторскую задолженность, но и расходы по уплате налога на землю и на прибыль предприятия.

Наконец, Генпрокуратура отмечает, что в области общественные организации не были допущены к обсуждению тарифов. Это не совсем так. Уже упомянутая «Гражданская коммунальная самооборона» была инициатором проведения общественных слушаний, на которых представители гражданских объединений и организаций, политических партий, органов местного самоуправления могли высказать свои замечания к методике расчета тарифов, их обоснованности. Другой вопрос, прислушались ли чиновники городского исполкома и депутаты городского совета к выкладкам общественной комиссии. Увы, не прислушались. В кулуарах многие депутаты, вздыхая, признают, что тарифы рассчитаны не вполне правильно, что туда включены, в том числе, и затраты, которые не должен нести простой потребитель, но, как только требуется официальный ответ, он звучит однозначно – все проверено, все идеально.

После этого деятельность коммунальных самооборонщиков сосредоточилась на призывах к гражданам игнорировать новые тарифы и вообще не платить за услуги. Последнее, чем рьяно занимаются активисты «Гражданской коммунальной самообороны», – подготовка к процедуре роспуска горсовета, сопровождаемая агрессивным и сверхпопулистским пиаром.

Тарифами по рейтингу

В конце февраля область посетили нардепы-бютовцы. Одной из целей визита было намерение заставить депутатов горсовета вновь вернуться на сессии к тарифам. Те почти единогласно проголосовали «против», мотивировав такое решение недопустимостью политического давления на них оппозиции и заранее утвержденной другой повесткой дня. Юлия Владимировна лично в Луганск не приезжала, но ситуация разъярила ее до такой степени, что БЮТ намерено судиться с горсоветом в связи с отказом включить в повестку дня сессии вопрос о тарифах.

Тем временем оппозиция продолжает осваивать тему ЖКХ, рождая все новые и новые креативы, часть из которых просто потрясает своей изощренностью. Так, зампред областного отделения партии «Батьківщина» Валерий Грибанов заявил, будто остановить повышение тарифов на услуги ЖКХ можно за счет налогов с телеканалов, проводного радио и Интернет-провайдеров. По словам В. Грибанова, сегодня дома луганчан «опутаны проводами кабельных сетей». «Дома обезображены проводами телеканалов, радио. Кто-то от этого получает сверхприбыль и ничего не платит жилищникам», – отметил он.

Представитель «Батьківщины» также подчеркнул, что, по его расчетам, если бы «Луганское кабельное телевидение» компенсировало затраты жилищным коммунальным предприятиям, то тарифы в течение года можно было бы не повышать: «Городской власти нужно вникнуть во все экономические рычаги и снять груз тарифов с населения».

Гендиректор ОО «Луганское кабельное телевидение» Герман Кудинов назвал это предложение «проявлением вялотекущей шизофрении». По его словам, не кабельный оператор ЖЭКу, а, напротив, ЖЭК кабельному оператору должен платить за то, что тот доставляет услугу к каждой квартире. «Нам ЖКХ должно компенсировать наши затраты, которые мы несем на обеспечение населения телекоммуникационными услугами. Можно же договориться до того, что потребовать деньги с энергетиков за провода, с газовиков – за трубы, с водоканала – за канализацию и т.д. Вряд ли наши провода, которые мы, кстати, очень аккуратно закрываем в специальные трубы, радикально уродуют дома. Они изуродованы совсем другим – отсутствием ремонтов, обвалившимися козырьками, дырявыми крышами…».

Пока политики соревнуются, кто больше любит народ, сам народ тихо игнорирует коммунальные платежи. Задолженность с момента введения новых тарифов выросла многократно. Этому очень способствуют призывы «правозащитников», которые точно знают, чего добиваются. Причем не платят как раз самые обеспеченные. В Луганске есть дом, построенный по программе молодежного строительства, к подъездам которого невозможно подойти из-за обилия больших и шикарных машин. Услуги жителям предоставляются неукоснительно и в полном объеме, что чрезвычайная редкость в Луганске. При этом на каждом подъезде прилеплена бумажка с суммой долга – где 3 тыс., где 5 тыс. грн…

В общем, обиды взаимные. Представителей частного капитала, пытающегося заработать на предоставлении коммунальных услуг, правозащитники и воодушевляемые ими граждане тоже не жалуют. Не успел «Дуссманн» поставить ногу в городе, как его обвинили во всех возможных грехах.

В общем, агония ЖКХ продолжается. Она лишь приостановлена в результате необычно теплой зимы. Но зима имеет обыкновение возвращаться.