В Раде взорвался газ. Пострадал Кабмин
11.01.2006 11:35
...отправлено в отставку с быстротой, удивившей бы и революционных матросов Ильича.

Курбан-байрам по-украински

О том, что после новогодних праздников Верховная Рада обещает резко отреагировать на итоги газового соглашения между «Нафтогазом» и Газпромом, говорили еще несколько дней назад, когда народ и власть увлеченно колядовали и закусывали кутьею. В том числе и о возможности отставки правительства, хотя серьезно эту информацию никто не воспринимал, лишь посмеивались – мол, пустые угрозы. Считалось, что либо не наберется достаточного количества голосов, либо процесс заблокирует спикер Владимир Литвин, которого определенные силы прижали «пленками Мельниченко», в которых он якобы фигурирует как один из организаторов убийства Гонгадзе.

Поэтому Кабмин бодро рапортовал о своих достижениях на газовом фронте, считая, что все проблемы уже позади, а Президент Ющенко и вовсе с декабря месяца ушел в праздничное турне - начав с иудейской Хануки, потом отгулял в Карпатах на Рождестве и плавно перелетел в Азию, где начиналась инаугурация Назарбаева и мусульманский Курбан-байрам.

Словом, серьезно держать ответ перед украинским парламентом никто не собирался. Более того, имеющие самое непосредственное отношение к газовому вопросу министр топлива и энергетики Иван Плачков и руководитель «Нафтогаза» Алексей Ивченко даже не явились на заседание Верховной Рады, а направили туда своих заместителей. То ли были заняты, а может быть, считали, что единственной народной властью в Украине является их непосредственный шеф Виктор Андреевич, а стало быть, чего там унижаться перед сборищем «олигархов» и «реваншистов»!

Такое отношение к парламенту и к себе, его спикеру, сразу же отметил Владимир Литвин – человек интеллигентный и добрый, всегда очень ранимо реагирующий на «неинтеллигентное» поведение. Сердить Литвина неуважением или чем-то иным (теми же «пленками Мельниченко») явно не следовало, только он мог бы затормозить, отложить или заблокировать фатальную для исполнительной власти процедуру. И это стало ясно, как только в сессионном зале заслушивание отчета и критика премьера Еханурова быстро переросли в требование отставки Ивченко и Плачкова, а затем в процедуру выражения недоверия Кабмину. Со скоростью взрывающегося газа, из-за которого все и началось…

За отставку правительства проголосовали: фракция СДПУ(о) – 18 депутатов, «Регионы Украины» – 59, КПУ - 55, БЮТ - 36, «Єдина Україна» - 14, Народная партия - 40, Народный блок Литвина – 20, плюс еще 7 внефракционных депутатов.

Почему «долой»?

Главными инициаторами стали три фракции, которые давно прокомментировали действия Кабмина на газовых переговорах как неудачные. Партия Регионов еще в декабре, когда напряжение между Украиной и Россией стремительно нарастало, а времени оставалось все меньше, не только критиковала действия власти, но и конструктивно предлагала свои услуги для «разруливания» проблемы. Это понятно – состоящих в партии промышленников отнюдь не радовала перспектива оказаться без газа или покупать его по 230 у.е. Им было не до конфронтации – спасти бы предприятия.

Однако и вариант «коктейля Ивченко» тоже оказался не самым лучшим. Газ по 95 у.е. – это не газ по 50 - 60 у.е. (а туркменский вообще частично оплачивался товарами), который можно было бы получать, если бы «оранжевая» власть не перечеркнула старые договоры с Россией, которые заключались еще при премьере Януковиче. Поэтому вполне естественно, что промышленники отнюдь не собирались с благодарностью принимать «подарок» от Ивченко-Плачкова.

Лидер СДПУ (о) Леонид Кравчук считает, что заключенное непрофессиональной командой газовое соглашение просто губительно для Украины, так как неизвестно, какая цена на газ ждет страну в следующем полугодии. Таким образом, топорно разрешив сиюминутную проблему, заложили фундамент гораздо более опасной. «Такое правительство, которое пренебрегает экономической безопасностью Украины, не может, по нашему мнению, выполнять свои полномочия», - сказал он еще до начала голосования. А по словам Нестора Шуфрича, перевод Кабмина Еханурова в разряд «и.о.» лишит его возможности принимать далее безответственные решения.

Ну и, конечно же, одним из самых радикальных критиков правительства была фракция БЮТ. Было бы невозможно представить, что столь значимая газовая тема пройдет без участия Юлии Тимошенко. Уже 4-5 января она и ее соратник Александр Турчинов обрушились на власть с, пожалуй, самой серьезной критикой, говоря не только о непрофессионализме, но и об измене и коррупции.

«Сегодняшнее недоверие Кабинету министров должно стать уроком для всех следующих правительств: измена национальным интересам никогда не останется безнаказанной», - завила фракция БЮТ.

Впрочем, кроме сугубо экономических, для отставки правительства существовали и политические причины. Среди них самая главная, пожалуй, состав самого Кабмина, в который входят лишь соратники Президента по «Нашей Украине» и социалисты. Заметим – такой верной и сплоченной в политическом плане команды не было у предыдущей власти. А значит – резко возрастает риск использования административного ресурса на предстоящих выборах. Отставка Кабмина этот риск снижает.

Что касается БЮТ, то помимо того, что партия Тимошенко сама может пострадать от админресурса, можно принять во внимание и личные эмоции Юлии Владимировны, желавшей отомстить Ющенко за собственную отставку.

Присоединившиеся к ним коммунисты и «литвиновцы», вероятно, прежде всего руководствовались политическими мотивами. Отношение национал-патриотов к КПУ известно давно, а «оранжевая» власть в целом в последнее время начала «давить» на Владимира Литвина и его предвыборный блок «Мы». Поэтому их голоса за отставку – это своеобразная политическая защита. Хотя непосредственно рейтинга им это и не прибавит.

Российский политолог Сергей Марков считает, что одной из причин может являтся и общая безответственность власти в управлении страной. Президент Ющенко отрешился от всяких решений, появляется лишь для того, чтобы выдать пространные речи, увлекся путешествиями и переложил груз государственных забот на правительство. Которое, в свою очередь, показало себя не с лучшей стороны – экономическая ситуация продолжает ухудшаться, а Кабмин занят не столько ее решением, сколько «замыливанием глаз» избирателям.

Наконец, нельзя упускать из виду и отношения Ющенко и его команды к факту состоявшейся политической реформы, которую они, пока что намеками, пытаются объявить «незаконной». В этом усматривается, прежде всего, не только боязнь выпустить из своих рук полномочия, но и явное неуважение к парламенту. Да, состав Верховной Рады не нравится многим из «оранжевой власти». Кто-то хотел бы, что бы в ней преобладало пропрезидентское большинство. Однако парламент формируют избиратели. Поэтому отставка правительства – это еще и своеобразное предупреждение Президенту и его окружению о том, что Верховная Рада также является органом власти, с которым нужно считаться.

Почему «низя»?

Реакция пропрезидентских фракций была, разумеется, резко отрицательной. Но если лидер СПУ Александр Мороз был сдержан в выражениях и лишь сетовал, что это «акция сил, не желающих брать на себя ответственность», то его бывший соратник Юрий Луценко (временно беспартийный) тут же узрел «заговор». Главный милиционер Украины считает, что истинная цель отставки – дестабилизация страны.

Практически паника обуяла в первые минуты после голосования фракцию «Наша Украина». Ее член, народный депутат Борис Беспалый от имени фракции зачитал воззвание к народу, в котором назвал голосовавших «антиукраинским блоком» и призвал население не подчиняться решению Верховной Рады, а «следовать курсом правительства Еханурова». Таким образом, дело запахло новым Майданом, но только уже не против, а за власть. Вот только является ли Ехануров той фигурой, ради которой тысячи людей согласятся снова морозить поясницы на Майдане? Тем более что на его трибуне уже не будет стоять самый популярный лидер уличных акций Юлия Тимошенко.

Затем «Наша Украина» перевела все стрелки на Россию. «Волю северо-восточных патронов выполняли политические марионетки…» - клеймили позором оппонентов депутаты пропрезидентской фракции, явно рассчитывая на волне русофобии получить сочувствие у национал-патриотического избирателя. И потребовала ввести в Украине прямое президентское правление – до следующих выборов.

Разумеется, что такой вариант как нельзя лучше устроил бы «Нашу Украину». Вся власть сосредотачивается в их руках, парламент с его несносными оппозиционными фракциями обезврежен, а значит можно провести выборы так, как это требует оранжевая революционная целесообразность.

Однако из Европы на этот раз никакой поддержки не поступило. Более того, Еврокомиссия заявила, что отставка украинского Кабмина - это «проявление демократии». Таким образом, получить в Европе политическое благословение на введение президентского правления Ющенко явно не удалось.

Вероятно, поэтому он решил обратиться к конституционным методам обороны, а именно: объявить решение Верховной Рады противоречащим Конституции Украины и подать жалобу в Конституционный Суд. Правда, последний так и не сформирован. Однако один из соратников Ющенко, Николай Катеренчук, считает, что Президент должен назначить свою половину судей и привести их к присяге… перед телекамерами, в прямом эфире. Очевидно, такая публичность должна придать некую легальность действиям Президента.

Однако вместе с этим Ющенко заявил и о возможности роспуска парламента, правда, не уточнил, как это произойдет. Очевидно, что первое время после своего поражения пропрезидентская команда будет лихорадочно искать способы нанесения ответного удара по взбунтовавшемуся парламенту. В том числе продолжая наводить «мосты» с Западом – видимо, неспроста сразу после отставки произошел телефонный разговор между Ющенко и Кондолизой Райс, которая питает к украинскому Президенту нежную заботу.

Однако если «оранжевые» сочтут, что достаточно лишь поддержки США, то они рискуют потерять при этом хорошие отношения с европейскими «демократизаторами». Разумеется, проамериканское лобби ЕС – Польша и Прибалтика – снова безоговорочно поддержат Ющенко. Но вот что скажет «Старая Европа» и не будет ли опрометчивый шаг украинской власти еще одной трещиной между франко-германской и «проамериканской» половинками Евросоюза?

Таким образом, у команды Ющенко есть два пути. Либо начинать действовать радикально, показывая кто в доме хозяин, но при этом рискуя действительно дестабилизировать ситуацию, вызвав «цунами», которые дойдут и до Европы. Либо проглотить оскорбление, ведь Ехануров все же будет выполнять роль главы правительства, пусть и с обидной приставкой «и.о.».

Второй вариант был бы предпочтительней. Однако есть мнение, что многое будет зависеть от того, насколько для команды Ющенко в последние перед выборами месяцами окажутся важными некоторые финансово-имущественные вопросы. Ведь «и.о.» уже не имеет право принимать по ним решения…