Куда уходит спикер
19.01.2006 14:44
…сам того не желая, стал ситуативным лидером разнокалиберной украинской оппозиции. К чему он, судя по всему, оказался не готов.

Новый Лис

Сильный и расчетливый, амбициозный и скрытный… Как его только не называли: и «примирителем нации», и «серым кардиналом». Долгое время Владимир Михайлович работал в сугубо технологических политструктурах – ЦК КПУ и Администрации Президента. Приход одного из сотрудников аппарата Л. Кучмы в парламент в 2002 году воспринимался многими как попытка экспансии окружения Леонида Даниловича в «последний оплот оппозиции» – Верховную Раду. В. Литвин считался лишь выразителем воли вышестоящих людей (а выше него был только Президент). Но парламент получил не новую марионетку режима и не серого безликого чиновника.

Как бы то ни было, но во времена президентского правления Л. Кучмы сильнейшим госуправленцем считался Виктор Янукович, а опытнейшим мастером закулисных интриг – глава АП Владимир Литвин. В кулуарах его даже называли «вторым лисом» (звание первого заслуженно получил еще в советские времена Леонид Макарович Кравчук). Заняв спикерское кресло, В. Литвин неожиданно заявил о своей публичности и открытости. Четыре года маневров и компромиссных соглашений – и Герой Украины вполне может снова доминировать в парламенте еще четыре года. Вот только та самая пресловутая публичность сыграла или еще только сыграет с ним жестокую шутку.

Литвин образца 2002-2004 годов выгодно отличался от большинства современных публичных политиков: реальная докторская степень, незаангажированность и широкая поддержка провластных структур. Ораторские данные при всей научной обоснованности выступлений, их четкой структуре и логике оставляют желать лучшего, ибо не хватает экспрессии. Имиджа правдоборца или реформатора у него нет. Опыт успешной хозяйственной работы отсутствует. Безликий и невыразительный образ временщика, простого сельского парня, импонировал и коммунистам, и Банковой, и оппозиции.

В какой-то момент спикер решил идти по пути наименьшего сопротивления и придерживаться вооруженного нейтралитета. Подобно Александру Морозу, В. Литвин пытался находить компромисс с различными политическими силами. Владимир Михайлович же, даже возглавив Народно-аграрную партию, оставался одним в поле воином. Он слабо выражал свои политические симпатии или не выражал их вообще. Принцип «моя хата с краю», применяемый Владимиром Михайловичем во время помаранчевой революции, возмутил его сторонников из Центра Украины.

Тем не менее, во время «оранжевой революции» В. Литвина на Майдане воспринимали как своего, а в Раде он продолжал держать нейтралитет. Во многом, именно благодаря умениям спикера удалось провести пакетное голосование 8 декабря 2004 года, после которого стала возможна видимость хотя бы легитимной победы В. Ющенко. В лице Владимира Михайловича с «оранжевыми» заключила компромисс чиновничья армия, нашедшая под его крылом надежное укрытие.

После прихода к власти «оранжевых», перманентных расколов в их лагере В. Литвин перестал быть их союзником. Затяжные разговоры о необходимости создания Союза трех (Ющенко - Тимошенко - Литвин) так и остались разговорами. Если продолжить параллель с А. Морозом, то приходится констатировать, что социалисты имеют разветвленную структуру, стабильную финансовую и информационную подпитку. Новосозданный блок В. Литвина не имеет такого закаленного в публичных акциях актива. Зато у него все в порядке с подпиткой.

Я в премьеры бы пошел

Бесконечное балансирование, ситуационная поддержка диаметрально противоположных по позициям политических сил привели к тому, что сильные игроки перестали воспринимать В. Литвина как нормального партнера, достойного доверия.

Все понимают, что весной амбициозный Владимир Михайлович не прочь занять премьерское либо спикерское кресло – огромные возможности и мощный потенциал для рывка вперед. Но претендентов – и от провластных партий, и от «новых оппозиционеров», и от левых политических движений – хватает. Выгодный своим положением арбитра многим фракциям и блокам, В. Литвин ведет собственную игру – отдельно от курса правящей коалиции. Но тут и взорвалась мина публичности, заложенная им еще четыре года назад.

Декларировалась принципиальность и неподкупность, а сознание избирателей давно волнуют вопросы о лоббировании некими парламентариями интересов компании «ТНК-Украина». То проходит благодаря стараниям спикера бюджет-2006, то поддерживается законопроект об использовании средств от приватизации «Криворожстали» (интересный регионалам). Неясные моменты биографии уж слишком заретушированы и заглажены – история с плагиатом при написании докторской широкой публике неизвестна, в случае с интеллектуальным мошенничеством вообще получено занятное решение Генпрокуратуры. Вроде бы и «чистые руки», но особо хвастаться нельзя. Тем более негласная защита спецслужб ввиду сложившихся обстоятельств ушла.

В. Литвин имел и имеет серьезное влияние в парламенте – ни одно важное решение не осуществится без его явной или негласной поддержки. Последняя же соломинка сломала спину верблюда – активное участие главы парламента в процедуре отставки правительства ставит все точки над «i».

Против В. Литвина может быть сформирована негласная коалиция – как в парламенте, так и вообще в политическом истеблишменте. Даже временные союзники по отставке премьера – Ю. Тимошенко и В. Янукович – легко могут стать его «заклятыми друзьями». 250 голосов, добытые с таким трудом, – всего лишь промежуточная победа. В. Ющенко вполне может начать «разбор полетов» с зачинщиками отставки правительства не только на словах. Удар был тем более силен, что, кроме устранения технократического правительства, он негативно повлиял на имидж Президента, показав миру неспособность Гаранта контролировать ситуацию в стране. И тот факт, что в четверг, 19 января, Виктор Андреевич предпочел выкупаться в проруби, таким образом демонстративно высказав свое нежелание вести переговоры в стенах парламента, предоставив это своему представителю. Таким образом, Владимиру Михайловичу не удастся проявить себя в очередной раз миротворцем: с ним явно не желают вести переговоры.

Скорее всего, на положении спикера в Раде это никак не отразится – по крайней мере, до марта 2006 года. Сейчас Владимир Михайлович – сила, с которой пока вынуждены считаться все – и власть, и оппозиция. По результатам социологических опросов, блок В. Литвина имеет шансы попасть в парламент – но на грани фола. Малейшие колебания, любые события на политической арене, в которых спикер снова проявит свое двуличие и хитрость, – и электорат сделает свой выбор не в пользу «публичного» лидера политического центра.

Кроме того, временная растерянность среднестатистического избирателя испарилась, как роса в солнечный день. На волне слухов о предполагаемом покушении на спикера, которое будет инсценировано как самоубийство, популярность его выросла, но ненамного. Не тот масштаб – не такими делами ворочает В. Литвин, чтобы его нужно было устранять. Это осознали почти все. Сделав ставку на специфический электорат, В. Литвин вполне может проиграть.

Рекламная кампания рассчитана на разочаровавшихся в «оранжевых» политиках представителей Центральной и частично Западной Украины, а также уставших от предвыборной войны технологий избирателях Востока. Однако активная агитация блока «Не Так!» вполне может отбить несколько процентов сторонников, а сейчас для спикера это смерти подобно. В. Литвин всегда позиционировал себя как человек команды, как амбициозный политик нового образца. Но достаточной харизмой лидеров ПСПУ и БЮТ он не обладает. Разветвленную структуру, какой обладают коммунисты, социалисты и тот же блок «Не Так!», его политическая сила еще не создала. Странно, что автор диссертации о деятельности Коммунистической партии мог забыть железное правило: «Все решает аппарат». Придя в новый парламент весной 2006 года, спикер может оказаться во главе солидной фракции, но в полной изоляции. Ведь в политике, по словам того же Литвина, друзей не бывает.

* * *

В. Литвин слишком рано почувствовал себя фигурой грата для избирателя, политиком общенационального масштаба. Одно дело – быть подобно Жириновскому обладателем «блокирующего пакета» в парламенте и выражать интересы Президента; другое – не имея надежного тыла, попытаться стать оплотом украинской государственности. Проблемы с Президентом и его окружением гарантированы, а вчерашние временные сторонники могут уйти из его «команды». Эксперт в закулисных играх сделал упор на открытую борьбу, забыв, что без базиса нет надстройки. Похоже, новый Лис сам себя перехитрил.