Лекарство от "нечего делать"
23.01.2006 16:26
…преимущественно детективы. В чем секрет популярности столь неприхотливого жанра?

На этот вопрос ответил классик детектива Джеймс Хедли Чейз - автор порядка 80 романов, переведенных на 30 языков мира, британец, известный на родине не меньше, чем английская королева, и в США - почти как президент.

«Думаю, от неприкаянной жизни, - сказал мэтр. - Люди сегодня живут в постоянных стрессовых ситуациях. Им необходима релаксация, они хотят спастись от реальности».

…Во время оранжевой революции я прочитала все детективы, которые были в нашей районной библиотеке. Все равно делать было нечего - никто никакие интервью давать не хотел, а строить прогнозы, когда завтра может начаться гражданская война или вообще непонятно что, тоже как-то не получалось. Моя знакомая, переводчица, владеющая несколькими языками, которая обычно работает с иностранными бизнесменами, приезжающими в нашу страну, и у которой, как правило, рабочий день расписан по часам на неделю вперед, четыре месяца просидела без единого предложения. Иностранцы боялись ехать в Украину.

Я приобщила ее к детективам. Сейчас мы меняемся книгами, хотя работа у нее и появилась.

Безусловно, детектив - коммерческий жанр. Автор пишет то, что хочет читатель. По мнению Дж.Х. Чейза, читатель хочет действия и ритма. От себя могу добавить, что в детективе хочется найти и безупречную логику. Если преступника в конце произведения выводят из-за угла, как-то, знаете, неинтересно.

Любопытно, что свои первые книги, в которых действие происходит в США, Чейз писал, черпая информацию из туристических справочников. Говорит, никто не заметил подвоха. А вот правовой уровень детективных романов другого классика - Эрла Стенли Гарднера - настолько высок, что юридические коллизии, описанные им, не раз обсуждались в кругах специалистов. Ситуация же из одного из его романов во время судебного процесса в Аризоне помогла изобличить убийцу. Ничего удивительного нет - в течение двадцати лет Гарднер был практикующим юристом, славился как большой знаток процессуальных норм и мастер перекрестного допроса.

Любопытно, как писатели, работающие в жанре детективного романа, оценивают друг друга. Например, у Донцовой целые пассажи отведены конкуренткам: «Все читают такую-то…» Или просто резюме: «Пишите, девочки, а я буду читать».

Чейз говорит, что Жорж Сименон и Агата Кристи слишком статичны, а потому - скучны. Что Ян Флеминг неинтересен, потому что наперед знаешь, что сделает его Джеймс Бонд и что в следующем романе найдешь его целым и невредимым.

У меня несколько иные вкусы. И то, что у героя хороший удар правой, как он нанес хук, а затем - апперкот, в моих глазах не делает его более интересным. Больше привлекает психологическая мотивация тетушки Агаты.

Из современных писателей у нас, пожалуй, больше всего читают Донцову. В библиотеке ее дают только под залог, в местах обмена книг (есть такая услуга - приносишь свою книгу, доплачиваешь 1 гривну и берешь другую) Донцову меняют только на Донцову. Действительно, пишет она легко. Но часто ее заносит далеко в сторону от сюжета. Да и обилие трупов как-то не вяжется с нашей действительностью.

По моему мнению, будущее - за компактными, что ли, формами - за рассказом, новеллой. Ну что это за детектив, который по объему напоминает сагу? Детектив надо прочесть за один присест, пока свежи в памяти все детали, анализ которых и приведет к разгадке.

Вот Агате Кристи присущ лаконичный стиль. Это примерно так, как меня когда-то учили: если слово или предложение можно выбросить из текста без ущерба для содержания, это надо делать без сожаления. У нее нет ничего лишнего. Все работает на сюжет. А ненужных слов мне хватает и в жизни.