Совет из Европы
24.04.2007 14:00
…из замечательной организации, гордо именующейся Парламентской Ассамблеей Совета Европы (не путать с Европейским парламентом!).

В конце минувшей недели соседи из Совета Европы, обожающие саморекламу, проснулись ни свет ни заря лишь затем, чтобы на экстренном заседании обсудить «Функционирование демократических институций в Украине». После дня горячих дебатов с представителями России, среди которых дольше всех не унимался вице-президент ПАСЕ Константин Косачев (полагающий, что намного лучше Президента Виктора Ющенко знает законы Украины), европейцы сочли большим достижением результат своих утренних споров: резолюцию «О текущей ситуации в Украине».

В этом документе европейцы написали: «ПАСЕ обращается с настоятельным призывом к Президенту Украины, членам парламента и правительству разрешить настоящий кризис законным и мирным путем при строгом соблюдении Конституции Украины». И мы, конечно же, жутко удивились бы, если б в ПАСЕ порекомендовали что-то другое – скажем, решать конфликт незаконным или немирным путем.

А так, в общем-то, после исполнения необходимых, но бесполезных ритуалов каждый остался при своем. Европейская бюрократия вернулась к своим скучным проблемам, а отечественные политики продолжили увлекательную игру «Чей штурвал главнее». О чем сегодня, во вторник, 24 апреля, и собираются рассказать журналистам, а через них – потенциальным избирателям.

Резолюция ПАСЕ: не вашим и не нашим, но все уже довольны

И не удивляйтесь, что украинские политики так долго ждали резолюций из Совета Европы. Потому что советы оттуда, как всегда, обтекаемые – и не вашим, и не нашим, и не Америке, и не России, и т.д. Пункт резолюции, в котором говорится, что «досрочные выборы являются нормальной практикой и могут быть приняты основой политического компромисса, но только согласно легитимной процедуре, которая делает возможной честную избирательную кампанию и свободный выбор для избирателей», дает широкое поле деятельности для всех-всех-всех.

Это можно было понять уже после того, как хитромудрый спикер Верховной Рады, едва услышав такие пункты резолюции, принялся благодарить за все европейцев. Мол, «я благодарен за возможность быть здесь и доволен принятым решением, мы его будем придерживаться. Мы конфликт в Украине локализуем сами, в том числе, защищая Президента от ошибок, поскольку это наш Президент», сказал Мороз, тут же вскочив с места прямо на заседании ПАСЕ.

А вот еще один присутствующий там украинский политик, услужливый соратник Президента Александр Чалый, работающий в Секретариате первым заместителем, досидел до конца заседания. И уже через прессу высказал свою радость: «Большинство рекомендаций, которые содержит утвержденный документ ПАСЕ, совпадают с предложениями Виктора Ющенко об урегулировании политического кризиса в Украине».

В общем, никто ничего не понял, что там сказали, но главное, что все остались довольны. Хотя бы это уже может радовать европейцев-миротворцев, дающих советы так, что никто ни к чему придраться не сможет.

Вот и члены Партии регионов уже заявили, что рады словам из Европы. «Есть программа, которая реализуется в отношении нашего государства. К сожалению, мы являемся заложниками данной программы… А отдельные политики – и, к сожалению, в том числе, те, которые сегодня должны стоять на защите законности, на защите Конституции – уже сами являются нарушителями. Но мы благодарны ПАСЕ за резолюцию», – так прокомментировал европейский документ член парламентской фракции ПР Александр Ефремов, не забыв напомнить и о поездке премьер-министра в Страсбург.

Бывший министр культуры, депутат от «Нашей Украины» Оксана Билозир, тоже побывавшая во Франции во время заседания ПАСЕ, сказала, что «принятая резолюция является политически нейтральной и корректной по отношению к Украине – готовя ее, докладчики пытались не становиться на сторону той или другой стороны, а быть на стороже демократического выбора украинского народа». В соответствующих пресс-службах уже рассказали, что написанным в европейской резолюции остались довольны также и Ющенко, и Тимошенко.

Честное слово, смешно нам было наблюдать со стороны за тем, как в далекой Франции политики из разных стран на заседании Парламентской ассамблеи спорили о том, что делать украинцам в «сложившейся опасной ситуации». В этот момент мы могли себя чувствовать пациентами, которые подслушивают в щелочку двери за сплетнями соседей, перемывающих нам косточки. Особенно когда в тексте резолюции написали: «Украине не хватает сегодня гарантий, встроенных в ее демократические институты, которые консолидировали бы новообретённые свободы». Да, красиво написали – этого у них не отнимешь. И тут же оказалось, что в ПАСЕ даже знают, как обрести эти демократические институты, свободы, гарантии: «Ассамблея отмечает, что текущий кризис в Украине является также результатом поспешной и незавершенной конституционной и политической реформы 2004 года, в соответствии с которой в Конституцию Украины был внесен ряд изменений, без учета предостережений Венецианской Комиссии и без проведения широкой публичной дискуссии в стране».

Вывод: слушайте, ребята, Венецианскую комиссию. «Ассамблея выражает сожаление в связи с тем, что острая критика, выраженная в ее резолюции в 2005 году, и ее неоднократные призывы к органам власти Украины остались неуслышанными». И действительно было бы интересно узнать: а как же «органы власти Украины» должны реагировать на «острую критику Ассамблеи»? Вероятно, европейцы на этот наш вопрос тоже ответят в своем любимом стиле. В ПАСЕ скажут что-то вроде «украинцы должны демократизировать демократию, развивать и переразвивать недоразвитые институты, освобождать несвободных украинцев, добиваться гарантирования гарантий от всех гарантов – и обязательно это делать законным и мирным путем при строгом соблюдении Конституции Украины».

Вот только какой Конституции? Новой? Старой? Еще ненаписанной? Как демократизировать демократию? Но вы только ни в коем случае ни у кого не уточняйте: что именно значат все вышеперечисленные термины, кем и для чего они были в Европе придуманы. Ибо там, где не хочется говорить четко, ясно и конкретно, приходят на помощь слова о миротворчестве и пожелания легитимной законопослушности.

Как украинцам сделать «советы» ПАСЕ четкими и ясными?

Наверное, все же следует нашим политикам напомнить некоторую информацию о самой резолюции, принятой на прошлой неделе в отношении Украины. Чтобы они людей поменьше путали в ее значимости. Ведь резолюция — это всего-навсего текст-обращение, принятое совещательным органом или международной организацией (в данном случае, консультативным органом Совета Европы). И формально он абсолютно ничем не отличается от письма-обращения Мороза к Ющенко с просьбой отменить указ о роспуске парламента!

Ведь резолюция не имеет никакого серьезного веса – это так, всего лишь совет-пожелание из Европы. Так называемое письмо из-за границы – получите, распишитесь и прочтите (добавим: если хотите). Для того, чтобы принять резолюцию, членам Совета Европы достаточно проголосовать простым большинством присутствующих в тот момент в зале. В итоге и получилось, что утром 19 апреля на заседании в Страсбурге 107 собравшихся человек, так ни о чем и не договорившись, всего-то проголосовали за текст-письмо в Украину. Чтоб обидно никому не было – не просто ж так рано утром просыпались. И разместили в этом письме обтекаемую информацию, словно списанную с философского словаря о демократии и свободах граждан.

А вот для того, чтобы принять рекомендацию, которая является серьезным официальным документом, имеющим юридический вес, ПАСЕ потребовалось бы большинство в две трети – то есть от 200 человек. Которые там собирают о-о-очень редко. Ведь в целом в ПАСЕ входят 315 членов: Австрия (6), Азербайджан (6), Албания (4), Андорра (2), Армения (4), Бельгия (7), Болгария (6), Босния и Герцеговина (5), Венгрия (7), Германия (18), Греция (7), Грузия (7), Дания (5), Ирландия (4), Исландия (3), Испания (12), Италия (18), Кипр (3), Латвия (3), Литва (4), Лихтенштейн (2), Люксембург (3), «бывшая Югославская Республика Македония» (3), Мальта (3), Молдова (5), Монако (2), Нидерланды (7), Норвегия (5), Польша (12), Португалия (7), Россия (18), Румыния (10), Сан-Марино (2), Сербия и Черногория (7), Словакия (5), Словения (3), Соединённое Королевство Великобритании и Ирландии (18), Турция (12), Украина (12), Финляндия (5), Франция (18), Хорватия (5), Чехия (7), Швейцария (6), Швеция (6), Эстония (3).

Пленарные сессии Ассамблеи проходят четыре раза в год и длятся по одной неделе каждая. Помимо этого, два раза в год проходят сессии «Постоянной комиссии», или «мини-сессии», в которых участвуют члены Бюро и главы национальных делегаций. Постоянная комиссия вправе принимать резолюции и рекомендации по поручению Ассамблеи. Пленарные сессии проходят в штаб-квартире Совета Европы в Страсбурге, сессии Постоянной комиссии – как правило, в других странах по их приглашению.

Все, что умеют в ПАСЕ – это принимать резолюции (не имеет веса) и рекомендации (имеет вес) на основе докладов, которые готовятся депутатами, а также выбирать Генерального секретаря Совета Европы с заместителями, судей Европейского суда по правам человека и принимать заключения на проекты всех международных конвенций, разрабатываемых в Совете Европы.

Можно сейчас долго спорить о влиятельности ПАСЕ как органа – при такой «разношерстности» ее членов (трудно собрать большинство при голосовании за рекомендации). Однако если бы украинцы захотели получить какую-нибудь четкую позицию из ПАСЕ, то им надо было бы в первую очередь собрать необходимое число подписей (от 50) других членов и подать председателю Ассамблеи нидерландцу Рене ван дер Линдену свою просьбу-предложение о разработке доклада (motion). Затем, если члены Бюро Ассамблеи согласятся с тем, что такой доклад необходим, то поручает его разработку одной или нескольким комиссиям. В комиссии (-ях) будут думать, сколько захотят – о том, нужно ли украинцам давать возможность сделать доклад и узнать четкую позицию из Совета Европы, или же не нужно.

Если ответ будет положительным, то комиссия назначает докладчика, который в течение 1-2 лет (!) подготовит доклад. При этом регулярно докладывая комиссии о ходе работы. Приятно только то, что в рамках подготовки доклада депутат сможет совершать ряд ознакомительных поездок, организовывать слушания. Потом окончательная версия его доклада вместе с проектом рекомендации опять принимается назначенной комиссией. В комиссии решат, выносить ли кропотливый труд на пленарную сессию ПАСЕ или нет.

Если решат, что нет, то вынесут только на сессию Постоянной комиссии – чтобы еще раз хорошенько все обдумать, затормозив процесс. А вот если многострадальный доклад, являющийся проектом рекомендации, таки дойдет до заседания ПАСЕ, то украинцам еще надо будет обзвонить глав минимум двадцати государств-членов Ассамблеи с просьбой, чтобы их представители за данный доклад проголосовали. Этим мог бы заняться, например, Виктор Ющенко или же Виктор Янукович – высшие должностные лица государства. Ведь представители стран-членов ПАСЕ полностью находятся в подчинении руководителей своих государств.

Но остается вопрос: а стоит ли делать эти самые «советы» ПАСЕ более четкими и ясными? Вряд ли в комиссиях, да и в высшем руководстве самой Ассамблеи, уже на начальном этапе пропустят украинцев с их докладами, если они будут касаться каких-нибудь принципиальных вопросов. Не стоит забывать, что на мировой арене есть традиция: обо всем договариваться втихаря между собой и делить мировую карту по-крупному, не мелочась. А вот до простых людей долетают лишь обрывки этих договоренностей – хорошо профильтрованная информация, обернутая в ничего не значащие слова о «мировых ценностях», «демократических гарантиях» и эфемерных «свободных институтах».