Охота за «золотой акцией»
30.01.2006 09:26
...«третьей силой»...

«Мы пскопские!»

Во время Великой Отечественной войны у некоторых коммунистов, по разным причинам оказавшихся на оккупированной врагом территории, желание скрыть свое партийное прошлое было столь велико, что они даже зарывали свои партбилеты в огороде. Можно было бы, конечно, и в печке сжечь, но этого им не давала сделать мысль о победе Красной армии и возвращении советской власти.

В современной Украине немало политиков, у которых «зарыто» по несколько партбилетов. Переход из одной партии в другую или смена союзников, в зависимости от того, кто «держит масть», зазорным уже не считается. Более того, это умудряются обосновать высокими идейными мотивами, да так, что прямо слезы умиления наворачиваются. Впрочем, через все это развитые страны Запада прошли еще лет 100-150 назад. Да и известное ленинское «политические проститутки» было произнесено много десятилетий назад.

Но это, так сказать, эмоциональные комментарии отдельных лиц. В современном политкорректном мире рыночной демократии нет проституток, а есть работники секс-бизнеса, чей труд очень даже полезен, поскольку помогает одиноким мужчинам скрасить их одиночество. И уж, конечно, нет никаких «политических проституток», а есть уважаемые коллегами и избирателями политики с «гибкой стратегией», которые также крайне необходимы демократическому обществу. Потому что они помогают одиноким парламентским фракциям создать свое большинство. И называются такие политики и партии, на современном демократическом жаргоне, хранителями «золотой акции».

Нужно заметить, что быть таким «акционером» очень выгодно. С одной стороны, вы не власть и не несете ответственности за ее ошибки. С другой, вы не оппозиция, но зато вам не нужно вести политическую борьбу с властью (со всеми вытекающими последствиями). Помимо этого вы ни с кем ничем не связаны «до гробовой доски», у вас свободны руки (точнее, ноги - для перехода к новому союзнику), и хотя вы никому не друг, но в то же время и не заклятый враг. Вы лишь временный союзник или противник.

Но «золотая акция», согласно законам рынка, является золотой только тогда, когда за нее дают цену. А цену, как известно, дают за товар. Может ли политик или партия быть таким «товаром» - то есть менять союзников не просто так, а ради какой-то выгоды для себя как держателя этой «акции»? Разумеется, может, иначе чем еще пояснить большинство этих «переходов».

Хотя под «выгодой» многие из нас понимают исключительно звонкую монету, представляя, как по Верховной Раде снуют согнувшиеся под тяжестью чемоданов с долларами депутаты, на самом деле выгода для политика – это обширное понятие, прежде всего политическое. Все остальное – производное от нее. Но прежде чем рассчитывать на выгоду, необходимо создать эту самую «золотую акцию» и сохранить ее до нужного момента.

Киллер для Литвина

Вернувшийся на родину бывший не в меру бдительный президентский охранник Николай Мельниченко, никакой новой сенсации не вызвал. Кратко пересказал содержание и так всем известных пленок, уклончиво ответил на вопросы журналистов, чуть не получил «в пятак» от своих бывших сослуживцев. Словом, почти ничего интересного, если не считать необычно высокого внимания экс-майора к экс-главе администрации президента Кучмы Владимиру Литвину, на котором он сфокусировал свои обвинения в убийстве журналиста Гонгадзе.

Казалось бы, на тех же пленках якобы звучат голоса самого Кучмы, Петра Порошенко, Александра Волкова и многих других – есть к кому придраться. Однако экс-майор выбрал именно Литвина. Почему? Есть мнение, что неспроста.

Как все помнят, «кассетный скандал» был инициирован парламентской фракцией Социалистической партии, которая и прокрутила в Верховной Раде «пленки Мельниченко», взяв над «честным охранником» своеобразное шефство и даже было включив его в свой избирательный список в 2002 году. Таким образом, Мельниченко в какой-то степени можно считать «человеком Мороза», и уж точно – его орудием, которым Соцпартия проложила себе дорогу в парламент нынешнего созыва. А сам Сан Саныч, как известно, очень неравнодушен к Владимиру Литвину, особенно в последнее время. Поэтому можно предположить, что хотя Мельниченко свое уже отыграл, его (и его пленки) решили использовать еще раз как оружие против Литвина.

Вопрос – зачем? Казалось бы, в этом можно увидеть только две причины: гипотетическую сверхчестность Мороза или личный конфликт двух политиков. Однако более вероятна третья версия – Мельниченко снова пробивает Морозу путь в парламент, а на этом пути каким-то образом стоит Литвин со своим блоком «Мы». То есть они столкнулись на одном электоральном поле.

«Иди, товарищ, к нам в колхоз!»

Горожанам проблемы жителей деревни непонятны – равно как и наоборот. А большинство украинских партий отстаивают в основном интересы городского бизнеса, а не сельхозпроизводителя, который живет в глухой деревне без дорог и больницы. Между тем на селе живет немалая часть украинских избирателей, за чьи голоса стоит побороться - пусть даже в силу технических причин делать труднее, чем в городе.

Владимир Литвин построил свою Народную партию и блок на основе Аграрной. Александр Мороз выступает как защитник селян от опасностей открытого рынка земли. По этим и ряду других вопросов оба политика близки селянству, поэтому имеют на деревне некоторый успех. Естественно, что между ними возникло состязание - кто больше получит там голосов. Причем нужно заметить, что сельское электоральное поле Литвина и Мороза гораздо уже, чем кажется на первый взгляд, поскольку не охватывает Западную Украину, где крестьяне традиционно голосуют за национал-патриотов. И тем жестче между ними борьба за избирателей сел и мелких местечек Центральной Украины.

Вместе с этим СПУ и «Мы» конкурируют и за голоса тех избирателей, которые предпочитают «принципиальных и честных», но вместе с тем и умеренных политиков. Вот тут уж различный компромат, в том числе и обвинение Литвина в причастности к убийству Гонгадзе, является грозным оружием.

От этой борьбы за урожай голосов зависит, пройдут ли и с каким количеством мандатов блок Литвина «Мы» и СПУ в парламент. Но на этом их конкуренция не заканчивается.

Акцию на бочку!

Владимир Литвин создал свою «золотую акцию» в дни «оранжевой революции», когда он и объединившиеся вокруг него депутаты дистанцировались от противостояния победителей и побежденных. И он благоразумно сохранял ее все это время, не становясь прямо ни на чью сторону. Заметим также, что помимо «золотой акции» нейтральной фракции у Литвина есть и другая – нейтрального спикера парламента, которую он потеряет в марте и которую он успешно применил в январе во время голосования за отставку правительства Еханурова.

Вопрос в том, кто станет новым спикером. Если это будет снова кто-то из «нейтралов», то он обретет эту спикерскую «золотую акцию». Разумеется, что Владимир Литвин был бы не против еще раз попредседательствовать в Верховной Раде. Однако не он один. Если в 2002 году он получил этот пост как лидер крупнейшего парламентского блока «За ЕДУ», то теперь за него придется бороться.

Спикером себя хотел бы видеть наверняка каждый депутат, но вот среди реальных конкурентов Литвина можно назвать представителей от НСНУ, «Баткивщины», Партии Регионов и… Александра Мороза. Казалось бы, странно, что партия и блок, которым прогнозируют в парламенте от силы 5 - 8% мандатов, могут претендовать на кресло, за которым будут «охотиться» победители выборов. Однако пока что расклад симпатий электората показывает, что абсолютного победителя выборов пока что не намечается. Рейтинг Партии Регионов и объединенный рейтинг НСНУ и «Баткивщины» не превышают 30%. Никто из них на 226 голосов пока рассчитывать не может.

Однако вот тут и может пригодиться парламентская «золотая акция» блока Владимира Литвина. Напомним, что 226 голосов – это прежде всего избрание нового премьер-министра, который после политической реформы получает расширенные полномочия. Должность серьезная, и он стоила бы того, чтобы ради создания пусть и временного большинства отдать владельцу «золотой акции» кресло спикера. Добавим – это был бы первый дивиденд с этой акции, но далеко не последний.

Цену «золотой акции» вы видите. Но есть один нюанс. А почему, собственно, обладателем «золотой акции» может быть один только Литвин?

Действительно, мы как-то совсем забыли про Александра Мороза, который странным образом ушел в тень с началом скандалов в «оранжевом лагере». С одной стороны, представители СПУ есть во власти, а другой – социалисты не спешат ассоциировать себя с ней и разделить ее ошибки. Не означает ли это, что СПУ решила также стать «нейтральной», чтобы разыграть свою «золотую акцию»?

Однако использование этой гипотетической «золотой акции» социалистов прошло бы в несколько ином варианте. Основной политический прогноз парламентской весны гласит, что за кресла спикера и премьера будут бороться два лагеря – «оранжевая власть» и «синяя» оппозиция (возможно, плюс КПУ и ПСПУ). В этом случае действительно роль «золотой акции» отводится блоку Литвина.

Но есть и иные варианты парламентских раскладок. Например, СПУ может не захотеть сразу войти в «оранжевое большинство». А может статься так, что даже вместе с блоком Литвина НСНУ и «Батькившина» не наберут 226 голосов - и тут уж на вес золота будут мандаты СПУ!

А если «Наша Украина» и «Баткивщина» не сойдутся в одно большинство, а о своей готовности присоединиться к кому-то заявят коммунисты, то варианты парламентских раскладок вообще увеличиваются до дюжины. И тут уж точно фракция СПУ - при умелом маневрировании ее лидера – станет еще одной «золотой акцией». Разумеется, что при этом Александр Мороз тоже захочет получить взамен кресло спикера. Таким образом, социалисты станут конкурентами Литвину еще и в этом отношении.

А теперь вспомним фразу из анекдота про Леонида Ильича: «А зачем нам два генсека?». Действительно, а зачем нам в будущем парламенте две «золотые акции» и два претендента на пост спикера от «третьей силы» - могли задуматься Сан Саныч и Владимир Михайлович, что только придало бы им уверенности в том, что чем глубже «макаешь» конкурента на выборах, тем меньше у тебя проблем после них….