НЗФ взял курс на Европу
24.01.2006 12:27
...жалобы собственника 50%-ного пакета акций ПФК «Приднепровье» и самого завода на решение судов, признавших приватизацию предприятия незаконной, консорциум сообщил, что будет обращаться в Европейский суд по правам человека.

По мнению представителей «Приднепровья», Верховный суд во время заседания получил от государственных органов прямое свидетельство того, что покупатель пакета в процессе приватизации закон не нарушал. Претензии со стороны Генеральной прокуратуры к ПФК «Приднепровье» отсутствуют. Зато предъявляются к ФГИ как организатору приватизационного конкурса.

В подобных случаях европейская судебная система однозначно становится на сторону покупателя, который не обязан расплачиваться за ошибки государства. В студии телевизионного канала «Эра» (программа «Эра бизнеса. Итоги») адвокат Консорциума «Приднепровье» Алексей Резников рассказывает о перспективах НЗФ в Европейском суде.


Ера бізнесу. Підсумки [2006-01-22 23:00]

Гость программы – Алексей Резников, адвокат ПФК «Приднепровье»

Роман ЯНЕНКО: Почему, собственно, так закончилась судебная эпопея с Никопольским заводом ферросплавов, мы спросим у адвоката промышленно-финансововго консорциума «Приднепровье», собственника НЗФ, Алексея Резникова. Добрый вечер, Алексей.

Алексей РЕЗНИКОВ, адвокат ПФК «Приднепровье»: Добрый вечер. Единственное, чтобы поняли, что я не собственник НЗФ, я – адвокат.

Роман ЯНЕНКО: Промышленно-финансового консорциума, как собственника Никопольского завода ферросплавов. И первый вопрос. Как же Вы все-таки считаете, почему суд начал отступать в этом деле? Собственно, насколько я понял, он все-таки принял эту жалобу Никопольского завода, но потом почему-то испугался или как?

Алексей РЕЗНИКОВ: Вы знаете, действительно, по этому делу очень много возникает вопросов у меня как у юриста. Я абсолютно принимаю и уважаю решение Верховного Суда. Оно вынесено именем Украины. Но все-таки, как юрист, я перед собой поставил очень много вопросов. Предыдущий день заседания стал таким, что всем стало понятно, включая даже в первую очередь даже судей Верховного суда, что у государства нет ни единой претензии к покупателю. Все претензии, которые существуют, они к продавцу. То есть государство к себе, как к государству в другом органе, предъявляет претензии. И наверное, возможно, это и стало той отправной точкой, что судьи поняли, если они и дальше пойдут расследовать дело по сути, не отменять судебные решения, которые были постановлены по этому делу предварительные, было бы невозможно. Если наши оппоненты позволяют себе говорить, что Верховный суд подтвердил незаконность приватизации, то, извините, это опять же таки простой обман всех, кто их слышит, потому что в постановлении Верховного суда ни одного слова не посвящено тому, что… не дано оценки и анализа вообще приватизации ОАО «НЗФ». Там сказано, что отказано в удовлетворении жалобы завода, поскольку суд пришел к выводу, что его права не нарушены. Все, точка.

Роман ЯНЕНКО: Ну а как Вы считаете, завод вообще имел право подавать жалобу на свои…

Алексей РЕЗНИКОВ (говорит одновременно с ведущим): Абсолютно.

Роман ЯНЕНКО: … права? Он – заинтересованное лицо в этой?...

Алексей РЕЗНИКОВ (перебивает ведущего): Абсолютно. По моему убеждению, завод имел право. И суд должен был защитить нарушение прав завода, потому что в связи с исполне… заключением договора купли-продажи этих спорных пакетов между инвестором и заводом сложились новые правоотношения. Все они… производным источником было именно заключение предыдущих договоров, которые признаны недействительными. Поэтому завод реально начнет страдать сейчас.

Роман ЯНЕНКО: Если завод не мог защитить свои права в Верховном суде – где он сможет теперь их защитить?

Алексей РЕЗНИКОВ: Вы знаете, мы уже начали анализировать ситуацию на предмет подготовки заявок в Европейский суд по правам человека в городе Страсбург. И уже пришли к интересному выводу, что заявителей, скорее всего, будет два. То есть консорциум «Приднепровье», ПФК «Приднепровье», про это мы уже говорили. И уже мы нашли некоторые основания и обоснования, сейчас мы над ними работаем, что, возможно, вторым заявителем будет… будут или работники завода, как физические лица, либо профсоюзы завода, но в любом случае это, возможно, будет еще не один… то есть субъектов в обращении будет несколько.

Роман ЯНЕНКО: А на чем… В чем состоит Ваша уверенность такая, что нужно участвовать в Европейском суде, и что он будет защищать интересы, что Вы можете выиграть?

Алексей РЕЗНИКОВ: Ну, во-первых, юрисдикция Европейского суда распространяется на Украину. А если мы не нашли правды в Украине, в украинской судебной системе, то закон нам позволяет обращаться в Европейский суд. Наш анализ, причем очень критичный анализ практики Европейского суда, показывает то, что есть минимум 5 судебных дел, которые рассматривались в Европейском суде, которые каждая в своей части очень подобна нашей. Европейский суд в тех случаях защитил права заявителей. Мы считаем, что украинские судьи нарушили нормы конвенции, а именно право на мирное владение… мирное владение имуществом, право на справедливый суд, они провели экспроприацию де-факто имущества и возложили ответственность на частное лицо за нарушения, которые осуществило государство в лице органа. Такие вещи Европейский суд считает недопустимыми и выносит решение против государств, которые слушались соответственно под юрисдикцией этого суда.

Роман ЯНЕНКО: Насколько я помню, было заявлено о том, что любая приватизация может быть отменена только потому, что были нарушения в подписании документа купли-продажи со стороны государства.

Алексей РЕЗНИКОВ: Ну вот это и есть ментальность представителей государства на сегоняшний день. Они абсолютно не думают о том, что право меняется так. Как общественные отношения. Они живут сознанием 61 года, когда был принят тот старый цивильный кодекс. Поэтому единственный… И, к сожалению, большинство судей, которые принимали участие в рассмотрении этого дела, стоят на тех же самых позициях. То есть у нас народ еще не хочет измениться. Если мы публично декларируем, что мы идем в Европу, а на самом деле живем в Азии. У нас такое впечатление, что, знаете, азиатские законы там кровавой мести. Кому-то не понравился бывший президент, то давайте отомстим его зятю. Ну, давайте так… и так по каждому. А если власть изменится через полгода? Опять будет месть? Необходимо об этом забыть и сказать? Если мы идем в Европу, то давайте жить европейскими нормами.

Роман ЯНЕНКО: Как сейчас будут разворачиваться события вокруг НЗФ?

Алексей РЕЗНИКОВ (перебивает ведущего): Сейчас будут попытки, на мой взгляд, определенных инсинуаций со стороны известной группы «Приват» по захвату завода. Мы к этому готовы. Но самое главное, что к этому готовы работники завода, и вчера на пресс-конференции их представители заявили, что они не дадут забирать у них завод, они будут защищать…

Роман ЯНЕНКО (перебивает гостя): А что, опять оглашено заседание акционеров, собрание акционеров?

Алексей РЕЗНИКОВ: Пока что идет настаивание на том, что псевдособрание от тридцатого известного числа как будто было действительным. Параллельно, я так понимаю, будут проводиться определенные намерения перевести пакет акций из консорциума в пользу государства. Хотя мы про все это уже говорили, что судебные решения постановлены таким образом, что их выполнить невозможно. Но попытки будут делаться. Соответственно Фонд госимущества Украины будет настаивать на том, что они заберут этот пакет и будут объявлять о проведении общего собрания акционеров.

Роман ЯНЕНКО: Что сейчас происходит с мировым соглашением? Почему его не подписывают? Кто не хочет?

Алексей РЕЗНИКОВ: Я вот также этого не понимаю. Мы последний уже документ, который подан вот свеженький, в пятницу, с утра был подан в канцелярию Кабинета министров уже с конкретными предложениями по заключению мирововго соглашения. Закон позволяет заключать мировое соглашение и на стадии исполнения судебного решения, то есть даже и сейчас. Возможно, есть такие определенные силы, которые не хотят мира и покоя. Потому что понятно, что для трудового коллектива было бы хорошо, если бы был заключен мир между консорциумом и государством. Для консорциума, понятно, было бы хорошо мир. И для государства, поскольку она в лице первых лиц говорила, что предоставляться будут приоритеты путем мирного урегулирования споров. С реприватизацией покончено. Все говорят об одном и том же, но почему-то мы не движемся дальше. Это беда, вероятно, всего нашего государства, всей нашей Украины, что все говорят, как лучше мы будем жить, но есть определенные участки, на которых вот стоит, знаете, люди, которые на самом деле не хотят сделать этот шаг.