Похищение Европы
01.06.2004 12:46
…рассчитывать на членство в ЕС не приходится.

Если раньше друг за другом раздавались заявления Гюнтера Ферхойгена, Фрица Болкенштейна, наконец, самого Романо Проди о том же, то теперь появился официальный документ. Европейский бал для Украины окончен, задуты свечи.

И понятно почему. В то время как жители стран Восточной Европы выражают восторг по поводу вступления в «цивилизованную европейскую семью», в Париже, Берлине и Лондоне будущее ЕС оценивают более критично.

Первого мая официально состоялось масштабное расширение Евросоюза. Теперь членами ЕС являются 25 стран. Совокупное население Евросоюза превысило 450 млн. человек, ВВП оценивается в 11,1 трлн. евро, что вплотную приближается к показателям США. Однако внушительные цифры вовсе не означают, что новую Европу ждет безоблачное будущее.

Евросоюз жив! Евросоюз будет жить?

Франция и Германия нацелились на строительство на европейском пространстве единого централизованного государства, все регионы которого полностью подчинились бы Парижу и Берлину. Не в восторге от перспективы полной потери суверенитета правящие круги стран-новичков ЕС, особенно ведомые американцами поляки. Нельзя исключить, что в скором времени может произойти изменение конфигурации европейского пространства. ЕС де-факто могут покинуть Великобритания и ряд «окраинных» государств южной, восточной и северной Европы.

Впервые жизнеспособность Евросоюза в его расширенном составе была всерьез поставлена под вопрос полтора года назад, когда американцы начали подготовку агрессии против Ирака. Тогда с резкой критикой американских планов единым фронтом выступили Франция и Германия, тогда как Великобритания, Испания и Италия вместе с большинством так называемых «младоевропейцев» поддержали американское вторжение. Выработать общую позицию так и не удалось.

Затем в центре внимания оказалась проблема единой европейской конституции. Лидеры Франции и Германии, учитывая проамериканскую направленность новобранцев ЕС, пришли к мнению, что необходимо ограничить их политический вес в Евросоюзе. Этот проект конституции Евросоюза ставит в привилегированное положение страны с наибольшим населением, то есть Германию и Францию.

Против этого проекта объединенным фронтом выступили Испания и Польша. Однако теракты в Мадриде в канун парламентских выборов повлияли на расклад политических сил в стране. Новый премьер-министр, социалист Хосе Родригес Сапатеро, заявил о поддержке общеевропейской, то есть франко-германской политической линии, и начал вывод испанских войск из Ирака.

Но, решив «пиренейский вопрос», французы и немцы столкнулись с проблемами в Великобритании. Ранее лейбористское правительство одобрило евроконституцию. Расчет англичан сводился к тому, что, блокируясь с Испанией, Италией, Польшей и другими «младоевропейцами», Лондон мог бы легко спускать на тормозах нежелательные для него инициативы Франции и Германии.

Однако после того как Испания резко поменяла курс, возможности Лондона влиять на политику Евросоюза резко сократились. В итоге в конце апреля британский премьер-министр Тони Блэр неожиданно для многих заявил о проведении в стране референдума по вопросу принятия конституции.

В Берлине и Париже прекрасно понимают, что проволочки с принятием конституции и затянувшаяся фронда со стороны «младоевропейцев» приведут к снижению темпов интеграции ЕС и к блокированию франко-германского проекта дальнейшего развития Евросоюза в направлении превращения его в единое государство. В конце апреля Жак Ширак заявил, что те государства ЕС, которые не ратифицируют проект конституции ЕС после его официального принятия, могут быть вынуждены в принудительном порядке покинуть Евросоюз.

Таким образом, нельзя исключить вероятности того, что Франция и Германия пойдут на отсекание от Евросоюза «лишних» частей, чтобы обеспечить лучшую управляемость нового государства.

Богатые тоже плачут

Нельзя забывать также о серьезных экономических трудностях объединенной Европы. Практически нулевой экономический рост среди старожилов ЕС может вскоре смениться откровенным падением. В первую очередь, из-за высоких цен на нефть. В последний раз такой скачок стоимости «черного золота» отмечали в 1990 г. Эксперты всего мира забили тревогу. Ведь повышение цены на нефть с 25 до 35 долл. за баррель «съест» 255 млрд. долларов мирового ВВП.

При этом больше всего пострадает еврозона. Ее потери в 2004 г. составят 0,5% ВВП, а инфляция возрастет на 0,5%. Меньше всех пострадают Соединенные Штаты, так как их собственное производство нефти частично покрывает спрос. Американский ВВП сократится лишь на 0,3%. Иногда даже думается, что кровавая игра, затеянная американцами на Ближнем Востоке, направлена также и против Европы.

Экспортеры сырья, напротив, будут чувствовать себя прекрасно. Так, экономисты уже высказали предположение, что ВВП России в 2005 году может увеличиться на 6,2% против предполагавшихся ранее 5,9%.

Как видно, у объединенной Европы сегодня проблем гораздо больше, чем готовых ответов на них. И надеяться, как это делают наивные новички ЕС, что Берлин с Парижем возьмут их «на полный пансион», сегодня не приходится.

Наоборот, от них уже требуют повысить налоги, затянуть ремни, снизить социальные расходы и стараться приблизить жизненный уровень в своих странах до среднего по ЕС самостоятельно. Любопытно, как бы в такой ситуации смотрелась Украина?