Крепкий орешек
06.02.2006 00:48
…в марте-2006. Чем объяснить сей феномен?

Украинский Лужков

Столица – это огромнейшие финансовые, человеческие и инновационные возможности. Тот, кто владеет столицей, кто полностью контролирует все происходящие в ней процессы, тот и принимает участие в распределении львиной доли бюджета Украины, регулирует значительную часть ВВП и «окучивает» до 7 - 8 % электората страны. Этим «кем-то» является Александр Омельченко.

Кепка по-московски......и кепка по-киевскиС распадом СССР появилась на просторах экс-империи занятная тенденция. Мэры «титульных» городов находятся в конфликте с руководителями региональных администраций. В Украине примеров хоть отбавляй – Одесса, Винница, Севастополь. В России – Краснодар, Красноярск, Ростов, Хабаровск, Саратов, Псков. Что уж говорить о столицах – и Юрий Лужков, и Александр Омельченко – одиозные политики районного масштаба, рвущиеся к вершине Олимпа власти, пользуясь особым статусом Киева и Москвы. Сильные хозяйственники, косноязычные ораторы и признанные мастера финансовых потоков не заняли первые места в общегосударственной иерархии. Их затерли новые звезды, свежие, лидеры помоложе и поактивней. Но свои насиженные места оба отдавать не спешат. Ситуация с А. Омельченко, при всей своей очевидности и предсказуемости, таит огромное количество подводных камней.

В свое время Сан Саныч сделал все возможное, чтобы при любом исходе президентской избирательной кампании-2004 сохранить свое место. Во время «революции апельсинов» он, с одной стороны, не создавал никаких препятствий оппозиции и, при этом призывал Л. Кучму, как единственно легитимного Президента, остаться на некоторое время в качестве главы государства до урегулирования сложившейся в стране ситуации.

Кто старое помянет...Такая комбинация была беспроигрышной. Сейчас А. Омельченко – единственный руководитель регионального уровня, который сохранил самые что ни на есть доверительные отношения с действующей властью и после смены Президента страны. Благодаря этому аппаратные чистки, реформы и сокращения госчиновников, «охота на ведьм» – борьба с симпатиками В. Януковича – обошла стороной городское руководство. Аппарат в условиях тотального контроля киевской мэрии за всеми процессами и ее мощными возможностями – это и громадные возможности на выборах. Вот только кому на пользу пойдут эти возможности, кому подарит их киевский мэр, не переметнется ли в стан оппозиции – таким вопросом задаются пропрезидентские политтехнологи. Власти не нравится Омельченко-человек, но она же нуждается в Омельченко-мэре.

Вряд ли кто-либо станет отрицать, что киевский городской голова владеет немалым финансовым и административным ресурсом. Об объеме первого можно судить по данным ГНАУ – налоги, собираемые в Киеве, составляют четвертую часть совокупных поступлений в консолидированный бюджет страны. Конечно, далеко не все отчисления идут из подконтрольных киевскому голове предприятий, но борьба за «коммунализацию» многих объектов ведется очень активно и жестко. Киев уже получил или намерен получить пакеты акций АО «Киевмлын», «Киевхлеб», «Киевметрострой», «Киевский речной порт», «Киевский мотоциклетный завод», «Радикал», «Киевхимволокно», ряда автотранспортных предприятий и многих других. А в сложившейся ситуации, что контролирует Киев - то контролирует и мэр.

Объемы властного ресурса оценить сложнее. Во-первых, не исключено, что возможности А. Омельченко в Киеве сейчас несколько преувеличены: все-таки некоторые пертурбации, реформы кадрового порядка затронули и вотчину мэра, его «святая святых» – аппарат городской администрации. Но, с другой стороны, не следует забывать и о существовании Ассоциации городов Украины во главе с все тем же Александром Омельченко. Так что только столицей влияние киевского головы не ограничивается.

В июле 2004 года съезд партии «Єдність» выдвинул Александра Александровича кандидатом в Президенты Украины. Декларацию о его поддержке подписали 129 общественных организаций из всех регионов государства. Во многом это получилось благодаря вышеупомянутой Ассоциации. В первом туре выборов Александр Омельченко получил 0,48% избирателей. Причем в столице киевский мэр получил лишь 4,48%. Но одно дело президентская булава да битва с символами уровня Януковича и Ющенко, другое – местные, тем более отданные на откуп властью, выборы. Поэтому 4,48 % – это очень и очень хорошо. Да и имидж эксцентричного мэра советской закалки – маразматического геронтократа-легкоатлета, показавшего трюк «стояние на голове» всей стране – идет ему на пользу.

Негусто у А. Омельченко с медиаресурсом. Киевский голова не контролирует ни один из всеукраинских телеканалов, а стольный ТРК «Киев» погоды не делает. Его рейтинг даже среди киевлян незначителен. С газетами ситуация вообще плачевная: «Вечерний Киев», «Xрещатик», «Столиця» - далеко не самые популярные издания и выживают, главным образом не благодаря читательской активности, а скорее, вопреки ей.

Раньше недостаток медиа-ресурса А. Омельченко пытался компенсировать за счет спортивных «звезд» – например, тех же братьев Кличко. А вот тут кто-то, похоже, пригрел змею на сердце. Конечно, значительных успехов ожидать от Виталия вряд ли стоит, но он работает на электоральном поле, столь нужном Омельченко – в зоне среднего класса.

Время собирать камни и время разбрасывать их

А. Омельченко – хороший хозяйственник, который реально смог поднять столицу, чрезвычайно сложный и комплексный инженерный объект. Огромный опыт строителя очень ему в этом пригодился. Он реально – на своем месте. Но, например, именно он внедряет план уплотнения центральной части Киева, что многим не нравится. Хотя это вообще черта коренных жителей города – они всегда консервативны и не любят, когда строят что-то новое вместо того, к чему они привыкли... Новый вид Майдана не нравится киевлянам, но он тешит глаз иностранцам и приезжим из других городов. А интересы мэра в сверхрентабельном строительном бизнесе часто не соответствуют интересам населения. Ведь столица – не только фасад государства, но и место жительства многих миллионов людей.

А. Омельченко – сейчас единственный проходной кандидат в мэры. Остальные не обладают такой поддержкой. Скажем, в конце ноября 2005 года Сан Санычу давали 27 - 30% поддержки, а его конкуренты не дотягивали и до 15%.

Александр Омельченко-младшийКиевский мэр всегда умел поддерживать ровные отношения «с кем надо»: и с Л. Кучмой дружил (благо родились в один день), и с В. Ющенко дружит (несмотря на то что когда-то последний его «прєдал»). Сын, тоже Сан Саныч, народный депутат, член фракции «Наша Украина» и 61-й номер одноименного блока. Кстати, из избирательного списка блока Сан Саныч-старший ушел тихонько – и его там не очень хотели, да и самому ему это не очень надо. Ошибка «оранжевых» политтехнологов была в том, что они считали: поддержка Омельченко-мэра трансформируется в паритетное количество голосов, поддерживающих блок НСНУ. Но тут вступает в силу закон масштаба. Мэр Киева – мощный безальтернативный лидер городского уровня со всеми вытекающими отсюда последствиями.

И договоренность А. Омельченко с лидером киевского отделения НСНУ Н. Мартыненко о поддержке – всего лишь маневры. Поддержку ему высказали уже и лидеры блока «Не Так!», и блок Литвина, и социалисты (последние – если верить словам самого мэра). Распрощались с претензиями на киевский престол и представители БЮТ, перед которыми стоит ряд куда более амбициозных задач.

Вот только дальнейшая судьба городского головы пока просматривается с трудом. Вряд ли он поддержит всеми силами на выборах НСНУ, хотя и рискует накликать жесткий вариант смещения: уход на пенсию с должности главы городской администрации по причине достижения предельного для госслужащего возраста в 65 лет. Подобный сценарий был безуспешно испробован в 2001 году и разрешился постановлением Конституционного Суда, разрешившего Сан Санычу сохранить свою власть. Впрочем, после выборов тот же суд может и пересмотреть свое решение.

Таким образом, А. Омельченко получил негласную отмашку на «головування». Вот только может статься так, что «дамоклов меч» отставки будет висеть над ним весь срок будущего мэрства.