Политические секреты «Евровидения»
21.05.2007 09:00
…заангажированный, а его победителей определяют внешнеполитические интересы Евросоюза и США. Так ли это? Если и да, то еще ни разу никто не взялся в открытую обвинить европейцев в шулерстве во время «Евровидения». Оно и понятно – такой ход событий сулил бы международный скандал, ведь доказательств этому нет! Хотя знающие, умные и догадливые мира всего, узнав факты из истории конкурса, сделают интересные выводы.

Победа на «Евровидении» – еще не путь к славе

Естественно, что соседние страны часто голосуют друг за друга, не считаясь с тем, какие песни были действительно лучшими. Например, скандинавские и прибалтийские страны постоянно голосуют друг за друга, как, впрочем, и балканские.

Рекордсмен конкурса «Евровидение» – Ирландия, чьи представители побеждали 7 раз – в 1970, 1980, 1987, 1992, 1993, 1994 и 1996 годах. Великобритания, Франция и Люксембург имеют по 5 побед. Кстати, Сандре Ким из Бельгии было всего лишь 13 лет, когда она победила в конкурсе «Евровидение» в 1986 году. Но по современным правилам конкурсанты должны быть старше 16 лет.

Победителей «Евровидения» быстро забывают. Мировая слава после конкурса посетила разве что «France Gall», «АББА» и Селин Дион. Обычно же победитель становится звездой в своей родной стране и, возможно, еще в соседних странах. Например, Руслана после победы в 2004 году стала суперзвездой у себя дома, на Западной Украине, но так и не смогла привлечь к себе большое внимание в Европе (за исключением разве что Бельгии и Греции). Однако эксперты в международной политике говорили: даже Руслане дали победу в первую очередь потому, что осенью 2004 года должны были состояться революционные президентские выборы.

«Евровидение» – итог противостояния России и Европы?

Вернемся в далекие послевоенные годы. Боясь «красного вируса» коммунизма, которым пахло с севера, Америка и Европа в 1949 году создали НАТО. В ответ Советский Союз создал военно-политический блок – 14 мая 1955 года были подписаны документы по созданию Организации Варшавского договора между Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией.

Пока «железный занавес» с ржавым скрежетом опускался все ниже и ниже, в октябре 1955 года на Генеральной Ассамблее Европейского вещательного союза (ЕВС) основали песенный конкурс «Евровидение», наподобие фестиваля в Сан-Ремо – как еще один способ сплочения против русских. Как рассказывает история, получил благословение на это генеральный директор Швейцарского телевидения Марсел Беценон от европейских участников «холодной войны», встретившись с ними под Новый год (в январе 1955 года) в Монако – на излюбленном курорте богачей.

Первый конкурс «Евровидения» состоялся в Лугано (Швейцария) в 1956 году. Его организатором и по сей день выступает ЕВС. Естественно, позиционирующий себя независимым органом. Хотя, сдается, все структуры, действующие в Европе, любят себя называть демократичными и независимыми. Европейский вещательный союз – это объединение из 74 телерадиокомпаний 55 стран мира (Европы, Северной Африки и Ближнего Востока). Нужно признать, что это крупнейшая в мире профессиональная ассоциация национальных теле- и радиовещателей. На сегодняшний день членами ЕВС от России являются ВГТРК, «Первый канал» и «Голос России», а от Украины – Первый национальный канал.

Мало кто обратил внимание, что с 22 по 24 марта этого года в Ялте прошла очередная ежегодная встреча представителей ЕВС. На ней присутствовало 65 руководителей и ведущих журналистов европейских телекомпаний, в том числе BBC и CNN. Обычно такие встречи проходят в крупных городах Европы, но в 2007 году впервые для проведения симпозиума была выбрана Украина. Хотя такой симпозиум – не более чем возможность европейских журналистов каждый год встречаться и как поговорить о работе, так и поболтать «за жизнь».

Несмотря на то, что в ЕВС входят представители даже из Украины, особого влияния они там не имеют. Высшим органом вещательного союза является Генеральная Ассамблея, созываемая раз в год. А вот все подсчеты голосов на «Евровидении» контролирует президент ЕВС – им на данный момент является немец Фритц Плайтген. У него также есть четыре заместителя – вице-президенты, которые следят за тем, чтобы события развивались правильно, как надо.

К слову, карьеру господин Плайтген строил с помощью Америки – с 1982 года он работал главой «Ассоциации региональных немецких дикторов» в вашингтонском округе Колумбия, а с 1987 года – главой «Ассоциации региональных немецких дикторов» в Нью-Йорке. С 1995 года он также является президентом Западной Немецкой Радиовещательной Организации, тесно сотрудничающей с Америкой.

Да, конкурс «Евровидение» отчаянно подозревают в преданном служении европейским и американским геополитическим интересам. Масло в огонь подливает и то, что за все годы существования конкурса российским певцам не дали ни одной победы – ни одной золотой статуэтки. Напомним, что Россия принимает участие в конкурсе «Евровидение» с 1994 года – тогда певица Мария Кац, которая выступала под псевдонимом Юдифь с песней «Вечный странник», заняла девятое место.

И шесть лет подряд достижение Юдифи оставалось лучшим среди выступлений России на «Евровидении». А вы думаете, не обидно было Алле Пугачевой десять лет назад, когда она в Дублине с песней «Примадонна» получила каких-то жалких 33 балла и заняла аж 15 место? На следующий год на «Евровидение» уже решили отправить не столь впечатлительную особу – Татьяну Овсиенко с песней «Солнце мое». Но уже после отбора выяснилось, что Европа не даст России принять участие в финале конкурса, так как среднее арифметическое баллов у россиян за последние пять лет на конкурсе было ниже, чем у других стран. После этого Российская Федерация уже было вообще демонстративно отказалась участвовать в «Евровидении» – и два года туда никто из россиян не ездил.

После этого – видимо, осознав, что погорячились – европейские чиновники побежали договариваться с российскими олигархами. В итоге уже в 2000 году на конкурсе пришлось отдать второе место Алсу – дочери вице-президента «Лукойла», нефтяного миллиардера Ралифа Сафина. Но и россиянам пришлось тоже пойти для этого на уступки – Алсу спела свою песню «Solo» на английском, а не на родном языке, как все остальные исполнители.

И, возможно, европейцы, организовывающие «Евровидение», ни разу не давали первые места России еще и для того, чтобы не проводить там свой конкурс. Не исключено, что такие махинации могли проходить и по обоюдному согласию. Ведь вряд ли Владимир Путин больно хотел видеть у себя толпы фанатов «Евровидения» и тонны европейского «вируса» в головах россиян перед выборами в Государственную Думу и президентскими выборами 2008 года. Авось, граждане восприняли бы эту победу так же близко к сердцу, как и избиратели Украины в 2004 году?

Так чем победа Шерифович выгодна Европе?

Скажем прямо: наша украинская Верка Сердючка особо не уступала на конкурсе в своих умениях Марии Шерифович. Но сербке, конечно же, было нужнее победить – хотя бы для того, чтобы поддержать новое проевропейское, антироссийски настроенное правительство премьер-министра Войислава Коштуницы.

А история эта началась еще в 1990 году, когда в Югославии – славянском государстве в сердце Европы, существовавшем на Балканском полуострове в течение почти всего XX века и имевшем выход к Адриатическому морю, прошли выборы. Югославию тогда составляли ныне независимые государства – Сербия, Черногория, Хорватия, Словения, Македония, Босния и Герцеговина. Так вот: в Сербии и Черногории в 1990 году проголосовали за коммунистов, а в Словении и Хорватии – за демократов. Словения и Хорватия заявили о том, что хотят выйти из Югославии, а вслед за ними решили сбежать Босния, Герцеговина и Македония.

Сербию и Черногорию же, в принципе, все устраивало – коммунисты там крепко обосновались. Но тут как тут подоспели американцы, которые ввели на территорию Боснии и Герцеговины войска – естественно, призванные защищать демократию. Затем у Сербии миротворческие силы ООН под руководством США стали отнимать Косово – на основании того, что там живет много албанцев. Понятное дело, учитывая особое отношение сербов к Косову как к своей исконной и священной земле, где растут глубокие исторические и культурные сербские корни (именно здесь в средние века находилось ядро сербского государства и самые почитаемые православные монастыри), президент Сербии Слободан Милошевич без боя решил Косово не отдавать.

Но, как мы помним, в Организации Объединенных Наций решили-таки забрать Косово у Сербии – себе под протекторат. В 1999 году Милошевича в ООН и в НАТО обвинили в военных преступлениях, нарушении Женевской конвенции и геноциде. Ну а территорию Сербии с ее населением подвергли бомбардировке авиацией НАТО. Югославию же продолжали дерибанить – последней из нее вышла Черногория 3 июня 2006 года.

Бои на территории Сербии – в Косово – продолжаются до сих пор. После того, как по государству Милошевича стали стрелять в мирных целях, тут же в 2000 году провели демократические выборы. По оглашенным результатам на них победил соперник Милошевича Войислав Коштуница. Слободан Милошевич отказался признать поражение и потребовал повторного тура голосования, но уже не смог удержать власть. Новым президентом объявили Войислава Коштуницу, премьер-министром – Зорана Джинджича.

В июне 2001 года Милошевич был передан Международному трибуналу структур ООН по военным преступлениям в бывшей Югославии, а 11 марта 2006 он умер в тюрьме в Гааге. Президент Коштуница заявил, что будет вести страну к интеграции в Евросоюз, добавив: «Для Сербии и Черногории на нынешний момент нет альтернативного пути, кроме пути в Европу». А премьер-министр Зоран Джинджич пытался воплотить в жизнь эту крайне прозападную политику, о которой говорил Коштуница. За это в 2003 году Джинджича и застрелили в холле дома правительства Сербии. А в 2004 году Коштуница проиграл президентские выборы Борису Тадичу.

Ну а недавно, 21 января 2007 года, состоялись выборы в парламент страны (там 250 депутатов). На них победила Сербская радикальная партия (81 место), возглавляемая Войиславом Шешелем – враждебная к Америке и Европе. Однако радикалы вместе с Социалистической партией, за которые проголосовало большинство населения Сербии, сейчас сидят в оппозиции. Президент Борис Тадич решил, что правительство сформируют либеральные партии – это его партия на пару с партией премьер-министра Войислава Коштуницы и движением «G-17» министра финансов страны Младжана Динкича. В итоге поздно вечером во вторник, 15 мая, за полчаса до истечения законного срока, предусмотренного законом для утверждения Кабинета министров, Народная Скупщина (парламент) Сербии таки проголосовала за новый состав правительства – во главе с Войиславом Коштуницей.

О том, что Коштуницу хотят назначить премьер-министром, знали еще несколько месяцев назад. Однако победа сербки Марии Шерифович и так называемое признание Европой Сербии с помощью «Евровидения» помогли создать в стране нужный эффект и эйфорию, схожую с украинской во время победы Русланы на «Евровидении». Ведь когда «Дикие танцы» победили, радовались даже те, кто голосовал за Партию регионов и Виктора Януковича, а не за «Нашу Украину», депутатом которой впоследствии и стала Руслана.

Теперь в состав кабинета министров Коштуницы, помимо премьера и вице-премьера, войдут еще 22 министра и один министр без портфеля – все сторонники прозападной политики. Министром по делам Косово стал представитель Сербии на международных переговорах о статусе автономного края Слободан Самарджич. А глава Сербской радикальной партии Воислав Шешель, имеющий нынче поддержку большей половины населения страны, остался «у разбитого корыта» – в оппозиции, фактически ничего не решающей в Сербии.

31 января 2006 года заседала контактная группа по Косову на уровне министров иностранных дел России, США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, ЕС и НАТО. Россия выступила против установления конкретных сроков урегулирования конфликта в Косово – так же, как и Сербия. В итоге все договорились о том, что Косово не может быть возвращено под управление Сербии, не может быть разделено и не может быть присоединено к другому государству. Слоган «Так не доставайся же ты никому!» на деле сейчас означает, что Косово может только приобрести независимость. Однако только после интеграции в ЕС. До этого времени Косово продолжат руководить из ООН и НАТО. И приезд толпы европейцев следующей весной на «Евровидение» призван смягчить сердца сербов, отдавших Косово хоть и в «миротворческие», но все же чужие руки.