Девушка с косой и горячим сердцем
14.02.2006 10:23
Между тем палатка стоит не просто так. Она призвана напоминать проходящим мимо людям о выборах. Ее поставили активисты Блока Юлии Тимошенко. Но, глядя на красиво нарисованное сердечко, меньше всего хочется думать о политреформе или Кабмине, фракциях и законопроектах…




Украинские выборы все больше становятся похожи на карнавал. «Оранжевое» стояние на Майдане не прошло зря. По крайней мере, в этом плане.

Блок Юлии Тимошенко (БЮТ) - закономерный фаворит предвыборной гонки. Почему закономерный - скажем чуть ниже.

Социологи ставят БЮТ то на второе, то на третье место в своих рейтингах. Не будем сейчас анализировать, почему так происходит. «Войну» экзит-полов мы уже проходили и знаем, чем она закончилась. В любом случае ясно, что бютовцы неспроста ввязались в эту кампанию.

Блоковость как явление

Типологически БЮТ представляет собой обычное порождение постсоветских партийно-политических систем. Популярный политик, обладающий к тому же изрядными финансовыми ресурсами, собирает под свои знамена всех, кто ему (или ей, как в нашем исключительном случае) симпатизирует.

После этого оформляется создание партии. Поскольку партии у нас рыхлые, плохо структурированные (анекдотом может показаться, что наиболее «партийная» по основным признакам сегодня организация – это КПУ), создание это получает форму предвыборного блока. В блок входят все, кому не лень. Это могут быть как рыхловатые партии, так и не менее эфемерные движения и другие блоки, входящие как составные части в более крупные объединения.

Как правило, идеологии у таких субъектов избирательного процесса и перераспределения власти и собственности нет и быть не может. Что и доказывает пример БЮТ.

Собственно, БЮТ неуловим для внимательного глаза на всех своих структурных уровнях. Как блок он состоит из целого ряда плохо сочетающихся между собой партий, персон и движений.

Партия «Батьківщина» была, по всей видимости, призвана олицетворять персональное участие Ю. Тимошенко во всем этом мероприятии. Но и с этой партией как партией не все понятно, или даже все непонятно. Кто ее активисты на местах, как они туда попали, что их туда привело? При чем тут сама Ю. Тимошенко? За что эта партия выступает? Нет, против кого, понятно, а вот все остальное..?

Да, что ясно, так это то, что БЮТ предельно персонализирован. Если убрать из списка саму Ю. Тимошенко, рухнет вся конструкция блока.

При своем создании и организационном оформлении в структурах БЮТ можно было выделить несколько течений. И стоит сказать, что с незначительными изменениями эта ситуация сохраняется и по сей день.

Окружение Ю. Тимошенко – различные бизнес-группы, лишенные всяческой идеологии. Это первое течение. Второе – «вечные» борцы с коррупцией и властью. Третье – бывшие чиновники, отставленные текущей властью. Четвертое – националисты из УРП «Собор». В последнее время к ним добавилось пятое «течение» - перебежчики из рядов «кучмистов».

Именно наличие среди ее сторонников активистов УРП позволяло противникам Ю. Тимошенко говорить о «национализме» БЮТ. УРП была правым крылом националистической, «руховской» оппозиции еще в начале девяностых. В середине 1990-х именно в их среде возник тезис о проводимой властями политике по строительству «неукраинской Украины».

На выборах 1998 года УРП вместе с ОУН и КУН создали блок «Национальный фронт». Его название сразу вызвало аналогии с французской лепеновской партией, называвшейся так же и выступавшей с позиций французского шовинизма. «НацФронт» не добрал тогда голосов и ушел в небытие, а УРП стала заигрывать с окружением В. Ющенко и Ю. Тимошенко.

Сомнительно, чтобы жившая и работавшая в русскоязычном Днепропетровске Юлия Владимировна была украинской националисткой. Но, как видно, судьбе было угодно, чтобы союзниками в политической борьбе она выбрала именно идейных потомков ОУН-УПА. В благодарность за это львовские активисты Майдана еще до ющенковской инаугурации выдвинули Юлию в премьер-министры.

Однако состав верхушки БЮТ слишком пестрый, чтобы те же самые поклонники Юлии Владимировны могли сейчас спать спокойно. И возможно, что УРП всего лишь политическое прикрытие для совершенно других групп с принципиально иными интересами.

Персональные вопросы

Что общего между антисионистом Л. Лукьяненко и господином М. Бродским, весьма часто отстаивающим интересы БЮТ на публичной арене? Ничего. Но тем-то и замечателен блок, что он предоставляет им место для общей площадки.

Л. Лукьяненко – отдельный разговор. В своей диссидентской молодости он не был замечен в откровенных проявлениях антисемитизма. В лагерях дружил с еврейскими заключенными, до недавнего времени состоял в дружеской переписке с эмигрировавшим в Израиль Я. Сусленским. Я. Сусленский, правда, переписку эту прервал, завершив ее открытым письмом.

Что побудило известного диссидента стать на путь обострения межнациональных отношений, нам пока неизвестно.

Однако господина М. Бродского такое соседство ничуть не смущает. Он уже растворил свою карликовую партию «Яблоко» в недрах БЮТ, что, впрочем, не должно сильно повлиять на рейтинг блока.

Еще один знаковый представитель БЮТ – А. Шкиль. Он начинал свою политическую карьеру в УНА-УНСО, но затем присоединился к более «системным» группам. В ходе «оранжевой революции» принимал участие в организации защиты революционеров от «бандюков».

В то же время после победы «революции» к окружению Ю. Тимошенко приобщились такие, мягко говоря, далекие от интересов украинского национализма люди, как владелец харьковского рынка «Барабашово» и по совместительству еврейский общинный лидер А. Фельдман. А.Фельдмана даже не смутило то, что рядом оказался Л. Лукьяненко?

Как видно, только личная харизма Ю. Тимошенко помогает всем этим людям органично чувствовать себя вместе?

Призеры весенней гонки

Сентябрьская отставка только сыграла на руку тимошенковцам. Теперь они ни за что не отвечают. Груз ответственности падает исключительно на НСНУ.

И хотя всего за полгода из победителей «оранжевой революции» бютовцы превратились в полуоппозиционную партию, ресурс Майдана еще полностью не исчерпан. Еще можно, размахивая виртуальными оранжевыми ленточками, говорить о прошлом, скромно умалчивая о настоящем и будущем. Еще можно звать людей на баррикады, понимая при этом, что второго Майдана в обозримом будущем не видать. Еще можно говорить о «втором этапе помаранчевой революции» (как это делает господин Н. Томенко, так и не сумевший взорвать изнутри партию «Реформы и порядок»), понимая при этом, что и первого этапа толком не было и не могло быть в условиях обычной олигархической борьбы за власть.

В целом можно выделить несколько групп избирателей, симпатизирующих БЮТ. Во-первых, это частично жители западных областей, упорно не замечающие признаков превращения БЮТ в обычную олигархическую группировку и по-прежнему видящих в Ю. Тимошенко «национально-ориентированного политика».

Во-вторых, это опять же частично бывшие ющенковские избиратели, разочаровавшиеся в своем кумире. Для них теперь именно БЮТ то самое, чем «Наша Украина» была еще за полтора года до этого. Они опять готовы верить и прощать, ждать и надеяться. Столько времени, сколько для этого потребуется.

В-третьих, это люди, симпатизирующие Ю. Тимошенко по личным причинам. Она нравится им как человек, как политик (хотя второе более сомнительно), как лидер и как оратор. В конце концов – как женщина. Личные вкусы - непредсказуемая вещь.

Понятно, что вышеназванное разделение условно. Одни и те же люди могут быть отнесены к первой, второй и третьей группам одновременно.

В любом случае, у БЮТ хорошие шансы на призовое место в результате мартовского голосования. Первыми они вряд ли станут, но вторыми очень может быть. Вариант с избранием Ю. Тимошенко на пост премьер-министра был бы наиболее желателен для этой партии.

Но византийский характер украинской политики не позволяет делать даже краткосрочные прогнозы. Единственное, что можно сказать уже сейчас, так это то, что повторная коалиция «оранжевых» в ее дореволюционном виде исключена. Любые другие самые невероятные союзы очень даже возможны.