Тягнибоковщина. Экспортный вариант
29.05.2007 14:00
…придумать невозможно, а вот же – побывал и даже выступил на 2-ой Международной научной конференции «Взаимоотношения Востока и Запада Украины: субъекты, интересы, ценности». Справедливости ради следует сказать, что организаторы конференции разослали приглашения всем значимым политическим силам, но те, увлеченные боями, не откликнулись, а г-н Тягнибок приглашение принял.

Перед луганскими студентами, преподавателями и журналистами предстал адаптированный вариант главного украинского националиста, можно сказать, Тягнибок lights в экспортном варианте. Его речи звучали более или менее миролюбиво, за щеками почти не ходили желваки, и даже увесистый подбородок казался мягче и меньше обычного. Никаких таких москалей и жидов, а только исполненные любви и пафоса тексты о любви к независимой Украине, о единстве украинских земель, о национализме как превалировании украинских интересов над иными прочими.

«Мы не говорим, что другие народы хуже, но для нас самый главный и самый лучший – наш собственный украинский народ!» – уверял собравшихся пан Тягнибок, но не забывал при этом крепко лягать Россию, кремлевских политтехнологов, назначенных раз и навсегда виноватыми во всех негараздах дурацкой украинской политики.

Собственно, профессиональный националист прибыл в Луганск по приглашению национального педагогического университета, который организовал и провел конференцию. Желая поощрить хозяев за их гостеприимство, пламенный трибун произнес речь, суть которой сводилась к тому, что он необыкновенно поражен и даже потрясен тем обстоятельством, что встреченные им луганчане, заслышав украинскую речь – «а я говорил нарочито громко и с подчеркнутым галицким акцентом», – не бросались сей же час на пана Тягнибока с дрекольем и вязанками чеснока, а все понимали, вежливо показывали ему искомую дорогу, отвечали на вопросы и даже (!!!) улыбались.

Из этого впечатления Олег вынес такой научный вывод: «Гнусно врет тот, кто говорит о расколе Украины! Мы одной крови, от одной матери, из одного корня». Что ж, с этим можно и на трибуну научного собрания выходить, тем более, что все человечество, как говорят ученые, таки из одного корня, даже ненавистные Тягнибоку жиды и москали. Уж не знаю, что именно ожидал повстречать на улицах областного центра наш гость, возможно, белых медведей в косоворотках и с балалайками, распевающих хор Глинки «Славься ты, славься, ты Русь моя», но такого не случилось. Поэтому пан Тягнибок испытал культурный шок, чем и не замедлил поделиться с научными кругами Луганска и соседних с ним территорий, и подарил хозяевам красочный календарь с самыми важным для националистов событиями.

Гостеприимство луганчан, тем временем, простиралось еще дальше. Докладчики, говорившие по-украински, то и дело вворачивали абсолютно диаспорные словечки типа «визия» и «опиния», точно отсутствующие в литературной мове. Возможно, галичанам были приятны такие реверансы, но слух местной аудитории они резали, к тому же многие в зале – например, студенты, их просто не понимали.

Впрочем, практически все гости с Западной Украины представляли более или менее радикальные националистические течения в философской и политологической науке; Олег Тягнибок среди них просто наиболее раскрученная фигура. В плане работы конференции значилось несколько десятков выступлений философов, социологов и политологов из Ивано-Франковска, Харькова, Донецка, Львова, Киева, Дрогобыча, Симферополя и других научных центров Украины.

И хотя ситуация в стране мало располагает к научным дискуссиям, доклады на вечнозеленые для Украины темы Востока и Запада были весьма поучительны. К сожалению, журналист не располагает временем для полноценного участия в научных конференциях, но некоторые тенденции философской и социологической мысли удалось все же отследить.

Вот, например, как трактуют прикарпатские ученые взаимоотношения Донбасса и Галичины. Оказывается, идеей независимости Украины больше других в стране болели… луганские шахтеры! На мой взгляд, это настоящий научный прорыв, полноценная сенсация. Еще в начале 90-х горняки обращались к Президенту Украины с политическим требованием обеспечить настоящую незалежность и даже бастовали по этому поводу.

«Даже экономические лозунги стояли на втором месте, главное же, на чем настаивали шахтеры, – реальный суверенитет Украины! В этом плане я даже говорил землякам, что жители Донбасса обошли галичан. А ведь в тот момент, когда мы испытывали подъем, жители Донбасса, шахтеры, среди которых 30% были судимыми, ощущали настоящий стресс!» – уверял собравшихся Сергей Адамович, доцент кафедры права Прикарпатского университета (Ивано-Франковск). Уважаемый ученый ссылается на архивные документы, как бы фантастично это ни звучало.

По его словам, в Донбассе была «ужасающая ситуация с украинским языком и культурой». И это в начале 90-х, когда едва ли ни в каждую квартиру носили по 3 экземпляра той или другой местной украинской газеты, потому что жителей Донбасса заставляли подписываться на них в нагрузку к литературно-художественным русскоязычным изданиям! Одно из двух – или мы все жили в это время в другом, марсианском, Донбассе, или профессор смело строит мифы, на которые так горазда современная украинская историческая и социологическая наука. Олег Тягнибок, кстати, выразил сильнейшее неудовлетворение «извращением истории Украины», которую, по его мнению, целенаправленно проводили советские ученые и продолжают проводить российские.

Да что там начало и середина 90-х! Идеи незалежности полным ходом пробивали себе дорогу уже в годы Великой Отечественной, когда, по словам ряда докладчиков, в Донбасс были направлены передовые отряды УПА, организовывавшие здесь сопротивление фашистским оккупантам. Нечто подобное луганчане, кстати, уже слышали от Зиновия Гузара, назначенного вскоре после помаранчевых событий главным идеологом областной госадминистрации. Тогда мы очень потешались, но выходит, Зиновий Тадейович опирался на научные изыскания галичан!

Тем удивительнее недавняя жесткая отповедь местных бютовцев нардепу Александру Ефремову, цитировавшему эти острые идеи. Остается рассчитывать на то, что почетный ректор педуниверситета Виталий Курило, побывавший на конференции, вразумит своих единопартийцев и подтвердит, что открытие таки принадлежит галичанам, а регионал лишь процитировал его – без должного, впрочем пиетета, что да, то да.

То, что Галичина на протяжении всей новейшей истории Украины выполняла и выполняет взятую ею на себя миссионерскую и мессианскую функцию, вовсе не плод обиженного воображения юго-востока. Сами галичане вовсе не скрывают таких намерений и считают, что именно в 1991 году их борьба за независимость завершилась победой (кого над кем?) и сделала возможной выполнение миссии по распространению галицких идей на Восток.

Они, правда, самокритично допускают, что в своем стремлении цивилизовать дикие племена несколько перегибают палку, но лишь из благородных побуждений немедленно создать единую украинскую нацию по разработанной ими кальке. Однако это стремление так велико и так горячо, что галичане даже пренебрегают собственными интересами. Понять, в чем заключается пренебрежение и о каких собственных интересах идет речь, автору не удалось – докладчики, повторявшие этот тезис неоднократно, так ни разу и не расшифровали его. Но остро вдруг захотелось от всей души попросить не надрываться так, сосредоточиться на своих интересах, какими бы они ни были – а я уверена, что они самые благородные.

Профессор Луганского национального педагогического университета Илья Кононов, исследовавший в сравнительном плане ценности жителей Востока и Запада, обнаружил, что если для галичан нация понимается как этнически однородная общность, то для жителей Востока на первое место выходит гражданский фактор. А ведь именно такой подход характерен для развитых европейских демократий, относящихся к идеям национализма с явной брезгливостью.

Впрочем, Илья Федорович считает, что процесс диффузии двух культурных образований Украины идет в правильном направлении, хотя и очень медленно. «В Украине есть только 2 крупные культурные общности – Галичина и Донбасс. Между ними много различий, но есть и факторы, их объединяющие. Грустно, что политики так упорно разыгрывают как карту галичинофобии, так и донбассофобии. А ведь все не так просто. Сегодня и на Галичине есть кризис политического выбора. Есть разочарование во вчерашних политических кумирах. Они смотрят на восток…» – оптимистично заявляет Илья Кононов.

Правда, даже он не может сказать, в чем готова идти на компромисс Западная Украина в создании единой нации, что согласна она воспринять и усвоить у своих восточных собратьев, намерена ли поступиться своими миссионерскими и даже мессианскими устремлениями.

Пишу статью, а рядом работает телевизор. В нем сидит румяный мальчик из БЮТ и сладко хвалит регионалов: «Мы должны сказать им спасибо за их Майдан. Они привезли своих людей в Киев, показали им красивый европейский город, показали, что такое толерантность и культура. Гости увидели, что такое чистота, поняли, как себя вести. Теперь эти люди повезут домой культурную бомбу, они будут внедрять увиденное в столице у себя дома».

Эта высокая нота показывает нам, оптимистам, что процесс взаимоуважительного объединения культур в Украине продолжается. Жаль, что румяный мальчик не пришел на Майдан раздать туземцам бусы.