Верни, Россия, братскую любовь!
23.02.2006 10:13
…красноречиво объявил словами «Боливар двоих не вынесет».

Окончание. Начало читайте здесь: Москва - Киев: Мы разошлись, как в море корабли…

Разумеется, что в действительности Россия могла бы и далее продавать Неньке газ по 50 долларов, однако зачем? Ранее причиной этого был «льготный» же тариф на транзит этого газа, который Украина сама же и возжелала пересмотреть. После инициативы Ивченко-Плачкова этот основной аргумент отмер сам собою. Другие были «похерены» еще раньше - например, отказом от участия в ЕЭП.

Однако у «оранжевых» были еще несколько месяцев на то, чтобы еще раз тщательно взвесить все «за» и «против», выбрать, какой вид отношений с Россией для Украины более выгоден, и, возможно, исправить ситуацию. В конце концов, кто в свое время не «горячился»? Помнится, Лукашенко как-то вообще собрался перекрывать газопровод, когда вел с Москвой свою «газовую войну», и обидные речи при этом толкал. Ничего, все утряслось, и Бацька сейчас опять лучший друг Кремля. Поэтому то, что и переговоры по газу затянулись до самого 2006 года, и Россия никаких серьезных шагов против Украины до самой зимы не предпринимала, возможно, говорило том, что Киеву все же давали время «подумать».

Но, как известно, команда Ющенко свою позицию не изменила и даже пошла в контратаку – на Черноморский флот России. Одновременно заявив о форсировании интеграции в НАТО. Еще раз подчеркнем – это ее право, возможно, даже такая непреклонность даже делает ей честь, однако вместе с этим нужно и понимать, что таким образом украинская власть подставила под неприятности всю страну.

Выстраданный газовый договор имеет столь неопределенные перспективы в отношении цены и объемов, что до сих пор вызывает в украинском политикуме один скандал за другим. Но даже сегодняшняя, в 95 долларов, уже вынуждает украинские предприятия потуже затянуть пояса. Самый оптимистический прогноз – это сокращение поступлений в бюджет от металлургической и химической отраслей, являющихся флагманами украинской экономики. Тем более что под угрозой и экспорт в Россию продукции этих предприятий. Однако сократятся и доходы населения, как следствие – размер товарооборота внутри государства. То есть реакция будет цепной.

Но на этом «сюрпризы» не окончились. «Братские» отношения, похоже, разорвались в авиастроении. Россия еще в прошлом году как-то вдруг охладела к совместным с Украиной проектам самолетов АН. Теперь очередь дошла и до двигателей: появилась информация, что она прекратит закупать их на запорожском ОАО «Мотор Сич», а наладит собственное производство. Это практически грозит ОАО остановкой и вообще крахом (есть мнение, что его ведущие специалисты переедут в Россию). Причем решение принималось не в рамках общего разрыва отношений, а на конкретный шаг Украины – намерении вступить в НАТО. А, как известно, производство комплектующих для боевой техники на территории вероятного противника (каковой для России есть все страны альянса) недопустимо.

Однако проблемы «технарей» не так взволновали общественность, как запрет на экспорт в Россию мясо-молочной продукции. Тут уже более аргументированных обоснований, чем реэкспорт Украиной индийской «буйволятины», не нашли. Возможно, этот шаг Россия предприняла уже не адресно в ответ на какой-то шаг Украины в этой же отрасли, а в плане общего закрытия своего рынка для украинских товаров. Как бы там ни было, а убытки украинских производителей оценивают в 40-50 миллионов долларов ежемесячно. Поэтому шутка о том, что наконец-то «москали» перестали есть наше сало, веселит немногих. Это относится и к «горилке» - в ряде регионов России отказываются от украинской водки. А недавно поступило сообщение о закрытии российского рынка и для украинских круп.

Самоободряющие заявления украинских чиновников о том, что Россия де никуда без украинских харчей не денется и что в ней уже якобы начался дефицит этих продуктов, в точности повторяют позицию Ивченко на переговорах по газу, который уверял украинцев, что "Газпрому" ничего не остается, как пойти на условия Киева. А проблема как раз в том, что мясо и сыр России есть где приобретать - это может быть собственный производитель, может быть дальнее зарубежье (где они встречаются и по более низкой цене), а возможно, это будет Беларусь и Казахстан. Действительно, возможна передача им своего рынка – своеобразный дар «верным братьям».

Конечно, просто так взять и заявить, что поскольку настоящим «братом» России оказался не Киев, а Казахстан, а значит рынок мясо-молочных продуктов будет передан ему, Россия не может. Это не рыночный метод. И Украина уже опротестовала ход России в международных инстанциях. Однако ведь и закрытие рынка для Украины оформлено по вполне рыночной причине – по причине якобы несоответствия качества.

Беда в том, что пока будет идти волокита переговоров, украинские коровы и куры, по сути, «работают» вхолостую, а ведь их нужно кормить и обогревать. И может наступить такой момент, когда содержать их окажется убыточным. Переживет ли мясо-молочная промышленность Украины очередной массовый забой?

Кроме того, в энергетической сфере ожидается подорожание российских ТВЭЛов для украинских атомных станций, что приведет к некоторому подорожанию электроэнергии, а также появилась информация о возможном подорожании для Украины российской нефти.

Какие еще сюрпризы приготовила Россия, неизвестно. Надо полагать, что если Киев будет со своей стороны стремиться атаковать Москву в Крыму, возобновив свою «маячню», то та постарается сделать так, чтобы известная фраза «вы мне еще за Севастополь ответите!» не была пустым звуком.

Можно предположить, что новые «отказы» коснутся прежде всего ВПК, с которым, по причине неистового желания Украины вступить в НАТО, будут разорваны все совместные контракты. Для Украины, которая практически не закупает для своей армии никакой военной техники, это означает абсолютную смерть ВПК. Высказываются опасения насчет экспорта в Россию продукции украинских сахарных заводов, кондитерских изделий.

Слабость позиции Украины в этой развернувшейся экономической войне в том, что официально Россия находит для всего этого довольно убедительные – прежде всего для мировой бизнес-общественности - рыночные аргументы. Украина же не имеет, чем «крыть», и отвечает только монотонным завыванием «они на нас давят за нашу независимость». Разве что вот нашлись: решили наложить антидемпинговые санкции на российские… спички.

Да, действительно, Украина страдает за свою независимость – точнее, от последствий политики «абсолютной независимости от России», проводимой последний год. Даже на беглый взгляд абсолютно непродуманной, если не сказать жестче. Однако выбор сделан, и теперь взывать к похеренным самими же «братским» чувствам просто глупо.

Можно ли повернуть все назад? Во многом это будет зависеть от исхода выборов и формирования парламентского большинства, того, какую политику в отношении России оно будет проводить. Но заметим, что удары по вышеуказанным предприятиям - одновременно и удары по их владельцам или директорам, многие из которых входят в Партию регионов, блок Литвина. И в Москве об этом наверняка знают, а значит сознательно идут на удар по экономической базе политических сил в Украине, которые выступают за дружественные отношения с Россией. Что вызывает догадки: то ли Россия не считает, что они на парламентских выборах создадут свое большинство и правительство, то ли уже не считает их пророссийскими.

А может быть, в силу того, что в Украине еще очень долго будут бороться две основные политические группы – пророссийская и прозападная, ожидать долгосрочной стабильности тут невозможно. И даже если на ближайших выборах победят «синие» и «красные», то где гарантия, что на следующих у них снова не вырвут власть национал-патриоты и прозападники, и все не начнется сначала? Иметь дело с таким соседом, который то бросается в объятия с криком «брат, прости!», то демонстративно от тебя отрекается, просто опасно. И политически, и экономически.