Мы не ели, мы не пили, коалицию лепили!
23.02.2006 16:36
...политические амбиции, но и крайне непопулярная даже среди своих потенциальных союзников экономическая стратегия президентской команды…

«Кто любит меня - за мной!»

Несколько дней Украина - во всяком случае, «оранжевая» половина ее электората – с напряжением следила за начавшимися было переговорами о создании предвыборной коалиции между «Нашей Украиной», БЮТ, «Пора-ПРП», СПУ и блоком Костенко-Плюща. В выпусках новостей на экранах мелькали загадочно улыбающиеся соратники вождей этих партий, вселяя оптимизм в бабок Парасок и бывших майданных барабанщиков.

Но очередная попытка создать новую «оранжевую коалицию» завершилась ничем – а точнее, демаршем Юлии Тимошенко, которая решила-таки сыграть в украинскую Жанну д'Арк. Не дождавшись, пока переговорщики от «Нашей Украины», «Батькивщины» и «Пора-ПРП» окончательно расплюются, Юлия Владимировна пошла на оригинальный шаг - она поставила свою подпись под собственным проектом коалиционного соглашения.

На первый взгляд, документ был составлен в лучших предвыборных традициях: сквозила безразмерная любовь к Неньке и перечислялась масса «подарков» для «маленьких украинцев», как то «обеспечение 10% ежегодного роста ВВП», повышение стипендий и пенсий, зарплат бюджетникам и т.п. Пункты о национализации ряда предприятий, недопустимости «федерализации Украины», привлечении к ответственности виновных в «сепаратизме и фальсификациях», отмене неких «гарантий неприкосновенности представителям старой власти», по всей видимости, призваны привлечь на сторону Юлии Владимировны голоса ура-патриотов.

Под всем этим, конечно, с радостью бы подписались и другие «оранжевые» партии». Однако «газовая принцесса» не забыла и о главном – потребовала денонсации газовых договоренностей с Россией. Среди прочих явно неприятных для команды Виктора Ющенко пунктов было требование расторжения проекта о строительстве хранилища для ядерных отходов. Ну а требования не применять на выборах админресурс и не вести переговоры с Партией регионов были таким очевидным намеком в сторону «Нашей Украины», что могли восприниматься как политическая пощечина.

Шестьсот лет назад, когда «Орлеанская дева» внезапно схватила знамя и воссела на мерина с криком «Кто любит меня – за мной!», опешившим французским рыцарям ничего не осталось, кроме как догонять «блаженную», на ходу дожевывая окорока и застегивая латы. Рассчитывала ли лидер «Батькивщины» на повторение этого сценария - неизвестно, однако «скакать» ей пришлось в гордом одиночестве – потенциальные союзники не только не поспешили присоединиться к ней, но просто оскорбились. Переговорный процесс тут же затих.

Представляющий «Нашу Украину» Роман Зварыч воспринял это как ультиматум и заявил: «…мне кажется, что нам нужно взять маленькую паузу, кому-то унять личные амбиции». Лидер СПУ Александр Мороз был мрачен: «…подписание одностороннего соглашения напоминает мне или письма, или завещания».

«Живая хоругвь» своей НСНУ Виктор Ющенко вообще обиделся, в чем и признался: «Не с этого надо начинать: или делать PR, тогда нужно подписывать односторонне документы и дальше торговаться, какая его доля будет. Да никакой доли в таком документе не будет, я уверен. Это до какой-то степени обижает... всех участников, кто стремился к коалиции». После этого Ющенко открестился от своего участия в любых коалициях – дескать, Президент выше всего этого. То есть поторопился «слить» свою украинскую Жанну еще быстрее, чем это сделал Карл VI с французской.

В ответ устами руководителя своего предвыборного штаба (и ближайшего соратника) Александра Турчинова обиженная на отсутствие беззаветной любви и веры в себя Тимошенко объявила о прекращении коалиционных переговоров. «У нас нет больше времени играться в эти игрушки», - сказал он.

Таким образом, создать коалицию перед выборами «оранжевым» уже просто «не светит», несмотря даже на угрозу получить на них в совокупности менее 50% голосов (о чем высказался Александр Мороз). Но объединятся ли «оранжевые» потом – хотя бы для создания единой парламентской оппозиции?

Коалиция коалицией, а табачок врозь!

Чтобы получить ответ на вопрос, когда и как «оранжевые» объединятся, нужно вспомнить о том, как они раскололись – а случилось это в прошлом году, с одновременной отставкой тогдашнего премьера Юлии Тимошенко и секретаря СНБО Петра Порошенко, крепко поссорившихся между собою. Это имело очень серьезные последствия, поскольку одновременно с этим в «немилости» оказалась вся бизнес-команда Юлии Владимировны – и освободившееся место под оранжевым солнцем тут же заняли всевозможные «люби друзи» из окружения Ющенко.

Попал ли вместе с ней в немилость самый известный украинский «кондитер»? Вряд ли – он ушел из Киева, но по-прежнему остается ключевой фигурой в «Нашей Украине». Надо полагать, что с его бизнесом тоже все в порядке.

В отличие от Виктора Андреевича, который до сих пор не знает толком, как ему использовать свою высокую должность, и коротает свой президентский срок в экскурсиях, Юлия Владимировна женщина очень практичная. Пост премьера, как известно, одним нужен ради удовлетворения тщеславия, а другим - для лоббирования бизнес-интересов. Надо полагать, что трудолюбивая, как пчела с пасеки Ющенко (когда дело касается своего улья), она относится как раз ко второй категории политиков. Поэтому кресло главы правительства ей необходимо исходя из сугубо практических интересов, и наверняка основные из них касаются газовой сферы.

Вспомним события последних месяцев. С отставкой Тимошенко газовые вопросы оказались под полным контролем окружения и союзников Ющенко, которые могли перечертить все схемы в своих интересах. В частности, много вопросов вызывает заключенный с Россией новый договор о поставках голубого топлива в Украину, вызывающий немало критики у большинства украинских политических сил.

Однако если, скажем, промышленники (поддерживающие Регионы, блок «Мы») озабочены новой ценой на сырье, подсчитывая убытки при производстве, то «Батькивщина» делала основной акцент на изменении схем поставок, в частности, обрушиваясь с критикой на компанию «РосУкрЭнерго». По всей видимости, расторжение договора Юлии Владимировне необходимо в основном для того, чтобы сохранить старые схемы, а следовательно, и старых посредников. И возможно, с последними Тимошенко имеет какие-то отношения. Точнее – имела.

Если один потерял – другой подобрал. Исходя из этого, новые схемы очевидно выгодны тем, кто их создал. И вряд ли они согласны вот так просто взять да и ликвидировать их, чтобы угодить Юлии Владимировне. Да и зачем, ради образования коалиции?

Окружение Ющенко понимает, что сохранить в своих руках всю полноту власти не удастся. Главным образом, это не дает низкий рейтинг «Нашей Украины», который в самых оптимальных вариантах опросов не поднимается выше 20%. А это означает, что в будущей Верховной Раде пропрезидентская партия не будет держать в своих руках контрольный пакет мандатов. Следовательно, для создания большинства, которое бы проголосовало за новое правительство, НСНУ потребуются союзники. Тут сразу напрашивается вывод – ну так нужно объединяться с «Батькивщиной» и всеми оранжевыми!

Объединяться нужно, это верное логическое заключение. Но вот с кем – вопрос! Потому что союзы заключают исходя из полученной от них оптимальной выгоды. А кто сказал, что «Нашей Украине» наиболее выгодно сотрудничать именно с «Батькивщиной»? То, что они вместе стояли на Майдане – это аргумент в политике, но не в бизнесе.

Но если не с Тимошенко, то тогда с кем? Снова обратимся к проекту соглашения, предложенного «Батькивщиной». А что если пункты об отказе любых переговоров с Партией регионов, пункты, требующие преследования «старой власти», экспроприации собственности (понятно у кого), пункт о федерализме (прямой намек на Регионы) - все это не просто политические лозунги для электората, но и, прежде всего, прямое требование отказаться даже от мыслей о возможности сотрудничества «Нашей Украины» с «регионалами»? То есть Юлия Тимошенко тем самым признает реальную возможность такого союза.

Коалиции быть - но какой?

С чисто политической точки зрения сотрудничество стоящей у власти «Нашей Украины» и оппозиционной Партии регионов кажется невозможным – такая разная идеология, так враждебно настроенные друг к другу их избиратели, да и между партиями накопилось немало взаимного. Однако если посмотреть на это через призму экономики и бизнеса, можно увидеть точки соприкосновения интересов.

С осени минувшего года оставшаяся у руля президентская «Наша Украина» стала лоббировать интересы лишь узкой группы бизнес-окружения Ющенко. Лоббировать, во многом, в ущерб остальным – и надежды очень многих бизнесменов, в том числе поддерживающих Виктора Ющенко с самого начала, были перечеркнуты. А бизнес и экономические результаты во многом обеспечивают политической силе электоральную поддержку.

Сложилась ситуация, когда национальный бизнес просто «ушел» от Президента и его блока «Наша Украина». Объявление недоверия правительству Еханурова, вероятно, стало последней попыткой украинского бизнеса (уже независимо от его политической окраски) взять власть в свои руки или хотя бы заставить Президента обратить на себя внимание.

Что же осталось в рукаве «нашеукраинцев»? Петр Порошенко крайне непопулярен даже среди «фанатов» Ющенко, а рейтинг Анатолия Кинаха исчисляется долями процента. Единственно, на что может рассчитывать «Наша Украина» - это на остатки горячих приверженцев украинского Президента и, главным образом, на избирателей националистических Руха и КУНа. Вот почему последнее время все действия и заявления украинской власти направлены на умащение электората последних – скандалами с Россией, а экономика окончательно заброшена. Однако после выборов ею все же придется заняться.

Национальный бизнес возлагает надежды на то, что ситуация будет исправлена новым правительством. Вопрос только в том, кто его сформирует. Однако можно сказать уверенно, что ни во главе его, ни в качестве вице-премьера бизнес не хотел бы видеть Юлию Тимошенко, премьерством которой он уже насытился в прошлом году. Слабым премьером оказался и Ехануров. Поэтому в качестве основного кандидата на кресло главы украинского Кабмина называют Виктора Януковича.

Таким образом, команда Ющенко имеет перед собой следующий расклад. Как вариант «А» возможен союз с Тимошенко, которая хочет вырвать у «любых друзив» газовую трубу и которая непопулярна у национального бизнеса. Как вариант «Б» возможен широкий союз, в котором основным партнером станет Партия регионов и ее лидер Виктор Янукович, удовлетворяющий интересы украинского бизнеса. А главное, при этом есть шанс договориться, чтобы у «друзив» Президента в руках остались их газовые схемы, а у Руха – его Министерство иностранных дел, в котором он пустил глубокие корни.

Второй вариант выглядит для команды Ющенко (а также для СПУ, которая явно дистанцируется от Тимошенко) предпочтительней – и сами при капитале остаются, и стране польза. И не исключено, что он как раз и рассматривается, отсюда и нежелание заключать союз с Тимошенко на ее условиях. Ну а условия команды Ющенко, видимо, неинтересны самой Юлии Владимировне.

Разумеется, что если НСНУ уже наметила такой вариант союза, то афишировать она его не станет, поскольку перед выборами ее электорат не простит партии «предательства Майдана» и может сбежать к «Батькивщине». Но уже на следующий день после голосования эти карты могут быть раскрыты.