Призрак «большой коалиции»
19.06.2007 09:00
...видном «регионале» и крупнейшем предпринимателе Украины Ринате Ахметове.

«Что касается усилий и контактов в работе с Партией регионов, в том числе с одним из ее руководителей Ринатом Ахметовым, то я бы сказал, что то общение, которое есть у меня с этим человеком, меня подталкивает, скорее, к тому, что у этого человека формируются конструктивные позиции относительно перспектив национального развития, - мудрено повел речь Гарант. - Я, вспоминая и те дискуссии, которые проходили во время политического урегулирования, мог бы сказать, что этому человеку принадлежали позиции, которые, я сказал бы, важные и полезные по урегулированию политического кризиса».

«Слоновья свадьба» по-украински?

Если не обращать внимания на привычное косноязычие Виктора Андреевича и, сохраняя ангельское терпение, пробраться сквозь частокол замысловатых фраз, перед нами настоящий панегирик в честь одной из ключевых фигур украинской политики и национальной экономики. Трудно вспомнить, чтобы еще когда-либо Ющенко столь уважительно отзывался о представителях донецкого региона. Большей частью, встречаясь с ними, объяснял, что он не пастух, а Президент всей Украины. Словно в Донецке после решения Верховного Суда о проведении третьего тура президентских выборов, а затем «блестящего» подведения его результатов, еще могли в чем-то сомневаться.

Вот такой разительный поворот в суждениях, после которого эксперты дружно заговорили о том, что война Монтекки и Капулетти завершилась, Ромео и Джульетта остались живы и могут теперь со всей страстью предаться любви. То есть о том, что после досрочных выборов нас ожидает «слоновья свадьба» по-украински - создание правящей коалиции в составе Партии регионов и «Нашей Украины». А «слоновья свадьба» - это из немецкой политики, так в ФРГ именуют коалицию в составе ХДС/ХСС и СДПГ.

Некоторые эксперты утверждают, что соответствующие тенденции появились и в среде «регионалов». Издание «Главред» так и пишет: «Если Янукович выступает за воссоздание в Верховной Раде нынешней конфигурации правящего большинства, то Ахметов, по словам наших источников, убежден: для стабилизации ситуации в Украине просто необходимо договариваться с Президентом и его партией, возможно, даже ценой части ключевых должностей в правительстве».

Правда, до поры до времени о разногласиях публично говорить не будут: «… избирательная кампания наверняка сплотит «регионалов», и до подведения итогов выборов эти конфликты на люди выноситься не будут. Партия регионов выйдет в народ единой командой единомышленников, которая построит свою кампанию на успехах «правительства профессионалов, возглавляемого ее представителем».

В оппозиции лучше?

Понятно, что при таком раскладе ничего, кроме роли вечного оппозиционера и ниспровергателя парламентов, не остается Юлии Тимошенко. Сколько бы голосов на волне популизма не набрал БЮТ, он останется в меньшинстве. Можно предположить, что в блоке встревожены. И есть отчего. На той же пресс-конференции журналисты спрашивали Президента и об Игоре Коломойском, но Ющенко не только его не похвалил, но вообще предпочел уйти от ответа. Если учесть, что Коломойский вроде бы близок к руководителям БЮТ, есть над чем задуматься лидерам блока.

Впрочем, остаться после досрочных выборов в оппозиции для Юлии Тимошенко, возможно, и лучше. С одной стороны, можно будет с полным на то основанием обвинять Виктора Ющенко, который и без того, следуя собственной традиции, совершит немало глупостей, в измене «оранжевым идеалам». И неважно, что «идеалы» эти давно мхом поросли. Главное, что есть, и немало, те, кто продолжает верить в подобные благоглупости.

С другой стороны, и правительству, вне зависимости от того, кто его возглавит - Виктор Янукович, Юрий Ехануров или еще кто-нибудь, - придется непросто. В первую очередь, по той причине, что с недавних пор политика России на постсоветском пространстве приобрела весьма жесткий характер - Москву интересуют только доходы и проявления лояльности. Первое пополняет казну, второе увеличивает политический капитал, от которого зависит место России в глобальной геополитической конкуренции. Поскольку на лояльность со стороны Президента Украины рассчитывать не приходится, ставка будет сделана на доходы. А это значит, что на энергетическом фронте случатся перемены - цены на газ будут подниматься, и серьезно.

Следовательно, критикуя Президента и правительство в свое удовольствие и не обременяя себя государственными заботами, Юлия Владимировна получит лучшие, чем у двух ее основных конкурентов, шансы к началу следующей президентской гонки. А пока суть да дело, она может помочь Ющенко избавиться от унизительной для него Конституционной реформы. Ведь следующим Президентом станет она, и полномочия, за которые неустанно борется Виктор Андреевич, достанутся ей одной.

Не все так просто

Вроде бы звучит все логично. Однако нельзя обольщаться столь простой логикой. Политика в Украине - это вам не Европа, где почти все ясно и понятно на годы вперед. Когда в 2004 году европейцы попытались применить к Украине собственные критерии понимания политических процессов, они же первыми на этом и обожглись.

Считали, что ведут к власти демократов, а привели националистов и русофобов. Да еще таких, которые немедленно затребовали место под солнцем Брюсселя. Теперь они многозначительно молчат. Вновь поддержать оранжевых открыто не хочется, признать собственные ошибки - тем более. Договорились о выборах, ну и черт с вами. Приедем, посмотрим, как вы их проведете.

А вот говорить о будущей правящей коалиции в составе Партии регионов и «Нашей Украины» пока рановато. Послушаем лидера фракции Партии регионов в Верховной Раде Украины Раису Богатыреву: «Дискуссии вокруг формирования большинства в парламенте следующего созыва развернутся между "оранжевыми" и "бело-голубыми" (иными словами, опять между оппозицией и коалицией правящего большинства – авт.). У нас есть все шансы реставрировать старую коалицию, но уже с убедительным политическим большинством. Понятно, соответственно, кто будет новым премьер-министром».

Лидер «регионалов» в парламенте согласна с тем, что «многие украинские эксперты не исключают широкой коалиции между Партией регионов и "Нашей Украиной"». Поясняет она и то обстоятельство, почему в части оранжевого лагеря с радостью на такой альянс пошли бы: «Этот союз был бы нужен и выгоден Президенту накануне выборов Главы Государства в 2009 году».

Но спрашивается: зачем крупной национальной буржуазии Юго-Востока нужен Президент, который складывает яйца только в одну корзину и хорошо известно чью? Кроме того, поясняет Богатырева, такой альянс «мог бы ослабить возможности Партии регионов выдвинуть своего кандидата в президенты и победить».

Следовательно, возможен и прежний состав коалиции, если коммунисты и социалисты удачно выступят на выборах. Если в отношении СПУ сейчас существует немало сомнений, коммунисты, как свидетельствуют социологи, укрепляют свои электоральные позиции.

Буржуазия буржуазии - рознь

Конечно, и Партия регионов, и «Наша Украина» опираются, прежде всего, на класс буржуазии. Поэтому, если следовать классическому марксизму, коалиция в их составе выглядела бы наиболее естественно. Но в том-то и дело, что в конкретных условиях Украины буржуазия буржуазии - рознь. Юго-Восток олицетворяет собой триумф национальной буржуазии. В основе ее успехов - внимание к развитию мощной индустриальной базы, сложившейся здесь в советский период истории Украины. Финансовый сектор стал естественным ее дополнением.

Развитие ориентированного на экспорт промышленного производства в сочетании с активной социальной политикой привлекает симпатии избирателя из числа тех, кто живет за счет труда, и делает возможным для «регионалов» сотрудничество с левыми партиями. Как заявила недавно Анна Герман, комментируя совместную работу в Коалиции национального единства с коммунистами и социалистами, «мне нравится работа с этими партнерами». Поэтому, хотя «могут возникнуть другие условия и ситуации в политике», Партия регионов, уверена Герман, «на соглашение с дьяволом» не пойдет. Партия может сотрудничать только «с любой конструктивной политической силой».

Говоря техническим языком, допуски и посадки можно корректировать, но не с «дьяволом». Жаль только, что Анна Николаевна не сказала, в какой политической силе или силах она видит дьявола.

Опорой «Нашей Украины», за редким исключением (вроде твердого промышленника Петра Порошенко, который одно время стоял у истоков Партии регионов), является компрадорская буржуазия, тесно связанная с Западом и зависимая от него. Она мало производит и по этой причине очень заинтересована в доступе к государственному бюджету. Производители Донецка в правительстве - это упадок и смерть для нее. Она сильна в секторе финансово-спекулятивного капитала, но Украина пока не обладает достаточными финансовыми возможностями, чтобы достойно «накормить» всех прилипал у кормушки.

Вот откуда раболепие перед Западом и демократическая личина. Ведь только такие роли в политическом кинематографе Украины обеспечивают ей прорывы к власти. Без иностранной поддержки эти люди прийти к власти и удержать ее, в отличие от крепких и самостоятельных производителей Юго-Востока, неспособны.

Поэтому между двумя группировками господствующего класса существует немало острых противоречий, которые порой предельно обостряются, что мы видели в 2004 году и увидели вновь в лице похода «оранжевых» сил против парламента. Если добавить к этому постоянную грызню среди «оранжевых», где Юлия Тимошенко изо всех сил доказывает, что с ее «любовью» к народу чувствам Виктора Ющенко никогда не сравниться, можно представить, какие захватывающие события ожидают нас после выборов.

* * *

Если, конечно, досрочные выборы состоятся. Ведь мы живем в Украине, в которой, как известно, все может случиться. Говорил ведь раньше Александр Мороз: если кто-то хочет иной коалиции, делайте это сейчас, без выборов. Дешевле для бюджета и спокойнее для народа обойдется.

«Сейчас» не случилось. Значит, не договорились.