Цветы на обочине жизни
02.07.2007 11:43
Видимо, следуя этому принципу, многие украинские родители и оставляют своих чад на произвол судьбы. Страна плодит новых «гаврошей» для будущих революций. Отечественные «генералы песчаных карьеров» пополняют собой ряды украинского криминалитета. Современные украинские беспризорники, дети из «неблагополучных» семей, воспитанники детских домов и интернатов – маленькие люди со сложной судьбой, как никто нуждаются в поддержке и защите взрослых.

В позапрошлом веке незаконнорожденных младенцев закапывали в саду (вспомним «Графа Монте-Кристо») или подкладывали на чужие пороги. Сейчас в Украине, в лучших традициях Советского Союза (все мы родом из детства), принято отдавать нелюбимых маленьких людей под покровительство родного государства. Мол, оно позаботится не хуже, чем о других, еще и в люди выведет…

Второй «выход» из ситуации – воспитывать их в спартанских (а проще говоря – нечеловеческих) условиях. И вырастают среди пустырей и свалок украинских мегаполисов, в стенах полузакрытых интернатов (по-народному, «инкубаторов») украинские «генералы песчаных карьеров». Тысячи маленьких бродяг, продолжателей традиций легендарных беспризорников 20-х годов прошлого века, воспетых Макаренко в его «Педагогической поэме», по сей день обживают чердаки и подвалы наших городов. Только в киевских интернатах, по данным Главного управления образования Украины, учатся 390 круглых сирот (имеются в виду здоровые дети, без отклонений в развитии).

«Неблагополучные» отцы и матери регулярно лишаются украинскими судами родительских прав. Так, по данным Госкомстата, за 2006 год количество детей, отобранных у родителей с одновременным лишением родительских прав, составило 9047 человек, а детей, отобранных у родителей без лишения родительских прав, - 1078 человек. Всего на конец 2006 года детей без родителей и лишенных родительской опеки в Украине зарегистрировано 102912 человек. И это только официальная статистика. Армия круглых сирот и детей, которые становятся таковыми при живых папах и мамах, продолжает расти. Так, на 1 января 2006 года, в Украине их насчитывалось 97829 человек, а на ту же дату 2007-го – 102912.

Как показывает многовековой опыт человечества, сироте трудно оставаться в рамках закона. Лишенные защиты и опеки дети в первую очередь становятся жертвами криминалитета. Они – легкая добыча для аферистов, воров и другой преступной братии. Неудовлетворенность своим материальным положением, личные амбиции и такая популярная (особенно на постсоветском пространстве) «блатная» романтика – вот факторы, влияющие на выбор ребенка. Для криминального мира они – пушечное мясо или строительный материал. Так, по данным МВД, на конец 2006 года из 33367 особ, которые пребывали на учете в органах криминальной милиции по делам несовершеннолетних, 1275 не имеют родителей, 942 – имеют одного из родителей, 1717 – воспитанники детских домов и интернатов.

В разряд сирот дети попадают по разным причинам. Это может быть ранняя смерть или антиобщественный образ жизни матерей и отцов (алкоголизм, наркомания). Опекунами ребят часто становятся их престарелые деды и бабки. Не хватает только шарманки, как у старого Карло, и можно смело, взяв внучат за руки, бродить по дворам с концертами, попутно собирая бутылки.

Содержать ребенка, получая нищенскую пенсию, задача не из легких. Для маленьких украинцев, которые оказались в таком переплете, единственный способ выжить и при этом чувствовать себя частью социума - это школы-интернаты и детские дома. Большая часть киевских школ-интернатов – это заведения для детей с психическими и физическими отклонениями в развитии. Общеобразовательных всего три - №З, №14 и №23, плюс детский дом «Малятко» на Подоле и гимназия-интернат с усиленным изучением еврейского языка.

Характерно, что выступить в роли экспертов с последующей «засветкой» в прессе отказались директора двух общеобразовательных интернатов, директор одного детского дома и чиновники среднего звена в более высоких педагогических инстанциях, с которыми мне довелось общаться. Вопрос – кого или чего побаиваются эти люди? Адекватно отреагировали на появление в их учреждении представителя прессы в Госкомстате, но там, кроме цифр, ничего на интересующую тему не узнаешь. Информацию, слава Богу, предоставляют. В Главном управлении образования нам сообщили, что средняя ставка работника общеобразовательного интерната в Киеве – 500 гривен, зарплата директора – чуть больше 800 гривен. Воспитателей для таких школ не выпускает ни одно учебное заведение страны (воспитателями наша образовательная система обеспечивает только детские садики). Работают здесь в основном энтузиасты, которых, по признанию представителей администрации интернатов, становится все меньше.

Образование на сегодняшний день ученики получают в объеме 9 классов, т.е. неполное среднее плюс специальность типа «водитель автотранспорта» или «оператор ПК» для мальчиков и «швея» для девочек. Перспективы далеко не радужные. Но дети есть дети – они верят в свое будущее и хотят проявить себя активно. Курьезный случай поведала нам директор одного из киевских общеобразовательных интернатов, пожелавшая остаться неизвестной. Несколько учеников не пришли утром на занятия. Их нашли под стенами Кабинета Министров, где дети размахивали флагами одной из политических сил – такие себе «гавроши» постреволюционной эпохи.

Случай далеко не единичный. Там стояли дети из других школ со всех концов Киева. Неплохой способ для ребятишек заработать на карманные расходы. Дети для наших политиков, равно как и прочие граждане, видимо, являются определенным подвидом пушечного мяса. По словам того же директора, бывали случаи, когда прогульщиков работники интерната с помощью сотрудников милиции находили в Интернет-кафе. Оказалось, что хозяева подобных заведений могут предоставить ребенку компьютер на всю ночь всего лишь за 6 гривен. Виртуальная реальность – прекрасное лекарство от надоевших уроков и докучливых учителей. Как правильно заметили еще марксисты, преступниками, как и солдатами, не рождаются – ими становятся, сиротами – тоже.

Невзирая на все старания государства, учителей и воспитателей, ситуация с вышеупомянутыми категориями детей продолжает оставаться сложной. Один из работников интерната №3, педагог с 30-летним стажем (тоже не пожелавший видеть свою фамилию в прессе), пожаловался на то, что в отечественном законодательстве не существует отработанных механизмов для привлечения малолетних преступников (читай - хулиганов) к административной и уголовной ответственности. Создается впечатление, что речь идет не об украинских детях, а о закоренелых каторжниках. Ломать – не строить. Только жалко до слез 13-14-летних подростков, которые вскоре могут получить «путевку» в колонию для малолетних преступников и видеть красоты родины только через решетку или колючую проволоку. Себя мы в таком случае обезопасим. Вопрос, кто защитит детей?