Украина – жертва словоблудия
14.03.2006 11:57
…жизни. Тем более, что скоро истекает обычный (пятилетний) срок его посольской службы.

В интервью «Киевскому телеграфу» (№10, 10-16.03.2006) Виктор Черномырдин более чем прозрачно дал понять, что в «газовой войне» виновата украинская сторона и что начал ее фактически Виктор Ющенко. Причем это было задолго до того, как она перешла в публичную сферу: не в конце 2005 года, а в начале, когда тот «открыто заявил о необходимости перехода на цивилизованные рыночные отношения, о том, что не должно быть бартерных сделок, а все надо делать прозрачно, открыто, по порядку, в общем».

Со слов Черномырдина мы узнаем, что небартерные схемы обсуждались уже с 2002 года. «Но когда подходили к конкретным платежам, все равно сходились на том, что часть надо платить деньгами, а часть – газом. А с 2005 года, после заявления украинского Президента, сразу появились письма с нашей стороны, но, к сожалению, на них вовремя не среагировали».

Здесь Черномырдин замечает, что сказанное им относится к форме дела. Что касается содержания, то здесь он высказался не так ясно, но все равно не в пользу «помаранчевых»: «Тут без эмоций, без криков "Почему не предупредили?" необходимо было спокойно готовиться к ценовому переходу еще в 2005 году. И вы помните, что задолго до этого все говорили и писали, что цена газа для Украины будет 100-120-160 долларов. Но никто не реагировал».

Попутно Черномырдин дает украинской общественности материал для размышлений о степени бескорыстия «любих друзів». Он напоминает, что в 2005 году «цена для украинских промышленных предприятий была выше 80 долларов, притом что мы вам продавали газ по 50 долларов. Так кого и кто обманывал? Это ваш внутренний вопрос».

Он отрицательно ответил на вопрос, могут ли совмещаться стратегическое партнерство и прагматичные отношения: «В принципе, конечно, нет. Это возможно, когда стратегическое партнерство удерживается двумя сторонами. А если мы сейчас откроем ваши газеты, послушаем политиков, то увидим, что Украина, мягко говоря, некорректно относится к России по некоторым вопросам. Как вы хотите, чтобы к вам после этого относились?»

В то же время Виктор Степанович отрицал, что Россия на это реагирует экономическими санкциями: мясо-молочная война, трубная, газовая... По его мнению, Виктора Ющенко в этих вопросах «подставляют»: «Кому это выгодно? Следует разобраться. Уверен, что обязательно разберетесь. Но разве его не подставили, когда в Астане президенты договаривались о газовой цене, чрезвычайно выгодной для Киева, а в самой Украине в это время поднималась буря о сдаче национальных интересов. И сразу - маяки, флот, пошло-поехало».

Наконец, главное. Посол России предупреждает, что продолжение кампании по пересмотру условий базирования Черноморского флота России в Украине может привести к тому, что под угрозой окажется «Большой договор, в частности, пункт о территориальной целостности и нерушимости границ».

В. Черномырдин, кстати, не стал скрывать, что уровень подготовки Ющенко, с его точки зрения, ниже, чем у Кучмы: «Конечно, с Леонидом Даниловичем проще было - у нас уровень подготовки был один, я директор, и он – директор, он – крупный хозяйственный руководитель, и я. У нас понимание было с полуслова». Тем не менее, посол подчеркнул свои нормальные отношения с Ющенко и даже противопоставил его «любим друзям»: «Вы заметьте, он сейчас является сдерживающим фактором в колесе украинской политики. Он не дает разгуляться всем этим событиям... Поэтому его так часто и подставляют как Президента». В результате, мол, Украина – мощная, красивая страна, народ трудолюбивый… – попадает в такое словоблудие, и жалко ее».

Предстоящие выборы покажут, сколько украинских избирателей разделяют оценки и тревогу российского посла.