Одесса – Броды –… Вентспилс?
02.06.2004 18:43
По сообщению агентства «Росбизнесконсалтинга», концерны «Белнефтехим» (Белоруссия), «ЛатРосТранс» и Ventspils nafta (Латвия), а также украинские ведомства «Укртранснафта» и Институт транспорта нефти подписали в конце апреля в Минске протокол о намерениях проработать вопрос создания нефтетранспортного коридора Одесса - Броды - Мозырь - Новополоцк - Вентспилс. По данному коридору предполагается поставлять каспийскую нефть, часть которой будет перерабатываться в Белоруссии, а часть пойдет в Латвию, откуда из Вентспилсского терминала направится на НПЗ Западной Европы и в США.

Впервые речь об этом зашла в 1994 году, причем с подачи России, искавшей способы доставки нефти с иракских месторождений вблизи Киркука в Европу. Тогда предполагалось построить нефтемагистраль от Киркука к турецкому черноморскому порту Самсун, откуда бы шли танкеры в Одессу, а затем нефть шла бы по трубе Одесса - Броды и далее через Белоруссию на Вентспилс. Планировалось также соорудить в Одессе и Самсуне нефтетерминалы с пропускной способностью свыше 100 млн. тонн нефти в год, а в Украине и Белоруссии – новые трубопроводы, связывающие существующие ветки системы нефтемагистралей «Дружба» между собой и с латвийским портом.

Но идее тогда не суждено было осуществиться. Во-первых, в России соответствующий проект так и не был ратифицирован; во-вторых, не удалось найти инвесторов для строительства нефтепровода через Турцию; в-третьих, сама труба Одесса - Броды существовала еще только на бумаге. К тому же высокие транспортные расходы, вызванные перевалкой нефти в турецком и украинском морских портах, и общая протяженность маршрута из Одессы до Вентспилса (свыше 1000 км) ослабляли позиции ирано-иракской нефти на европейском рынке по сравнению, например, с российской. Как говорят в народе, «за морем телушка – полушка, да рубль перевоз».

«Вторую молодость» проект Одесса - Броды - Вентспилс пережил в начале 2004 года. Вдохнули в него жизнь Латвия и Белоруссия, одержимые идеей ослабления своей энергозависимости от России. На позицию Минска повлиял недавний конфликт с Москвой в газотранспортной и электроэнергетической сферах, после чего «бацька» Лукашенко поставил перед правительством страны задачу: уже в 2004 году, как минимум, вдвое снизить энергетическую зависимость Минска от Москвы. Кстати, делегация «Белнефтехима» уже предпринимала попытку договориться о ежегодных поставках 2 млн. тонн из Казахстана, но безрезультатно.

Предполагается, что на днях белорусский концерн представит уже согласованный вариант проекта Одесса - Вентспилс. Возможно ли, чтобы нефтепровод Одесса - Броды, в конце концов, был продлен до этого латвийского порта? И есть ли в этом целесообразность?


Труба с латвийским окончанием

Итак, магистраль Одесса - Вентспилс должна пройти по территории трех государств: Украины, Беларуси и Латвии. Ее общая протяженность 1165 км. Нефтепровод Одесса - Броды уже построен, его протяженность – 675 км. А от г. роды до Мозыря уже существует магистраль более чем в 200 км длиной. Так что строительство придется вести уже на территории Белоруссии и Латвии. Нефтепровод же Броды - Мозырь состоит из двух ниток, и они пока полностью не загружены. Если предположить, что на одну нитку «трубы» может быть переведен весь объем транзита российской нефти, то вторую можно использовать в реверсном направлении для прокачки каспийского «черного золота» из Бродов на Мозырский и Новополоцкий НПЗ. Но эти два завода нужно еще соединить 230-км «трубой». Потом предстоит найти решение относительно продолжения трубопроводной системы до Вентспилсского порта. Расчетные сроки строительства продолжения украинской трубы в Белоруссию и Латвию – 9 - 12 месяцев.

Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что данный проект разрабатывался то ли на скорую руку, то ли из желания кому-то что-то доказать. А может, сыграло свою роль и то и другое. Во-первых, совершенно нет смысла говорить о нефти для мозырско-вентспилсского направления, пока не найдена нефть для самой магистрали Одесса - Броды. Во-вторых, даже если эта нефть и будет найдена и исправно пойдет в Европу, то до тех пор, пока не будет введена в очередь вторая очередь трубы с мощностью 45 млн. тонн нефти в год после ее достройки до Плоцка (а это, согласно расчетам разработчика проекта, компании PricewaterhoseCoopers, произойдет не ранее чем в 2007 году), нет смысла говорить о том, чтобы направлять ее потоки на Вентспилс.

Дело в том, что с запуском первой очереди нефтепровода Одесса - Броды предполагается прокачка от 9 до 14 млн. тонн в год, в то время как авторы проекта Одесса - Броды - Вентспилс обсуждают возможность поставок по новому маршруту около 10 млн. тонн нефти ежегодно. Получается, что вся первая очередь украинской трубы должна будет качать нефть на Белоруссию и Латвию. Украина себе позволить такого не может, поскольку уже подписаны договоры о поставках сырья на польские и чешские НПЗ и ожидается подписание еще ряда контрактов. То есть приоритет будет в любом случае за ними, а на Вентспилс пойдет уже то, что останется (в лучшем случае – 2 - 3 млн. тонн), и то если первая очередь будет работать по максимуму, то есть на 14 млн. тонн сырья в год.

Но даже если предположить, что Украина каким-то невероятным образом в порыве альтруизма согласится пропустить через свою территорию 10 млн. тонн каспийской нефти не в Центральную Европу, а севернее, то ни Белоруссии, ни Латвии в этом проку никакого. Такое количество нефти слишком мало, чтобы «накормить три рта»: Мозырский и Новополоцкий НПЗ, перерабатывающие соответственно 16 млн. и 10 млн. тонн сырья в год, и сам порт Вентспилс, способный отгружать более 16 млн. т нефти и нефтепродуктов в год. Если планируемые к прокачке 10 млн. тонн разделить поровну, то на каждое предприятие получается чуть больше 3 млн. тонн. Спрашивается: какой смысл им работать с такой мизерной загрузкой?

Правда, в перспективе намечается довести объемы прокачки нефти до 20-25 млн. Но опять-таки, все три мощности – два НПЗ и один порт – будут загружены только наполовину.

Во сколько обойдется продление нашей трубы от г. Броды до Вентспилса, официально не сообщается. Финансовую сторону вопроса поручено проработать Латвии. Кроме того, белорусское правительство намерено взять кредит у Кувейта на $30 млн. А вот окупиться проект Одесса - Вентспилс сможет только за 24 - 26 лет. Для сравнения: срок окупаемости трубы Одесса - Броды – 7 - 10 лет.

Зачем же нужно было затевать все это?


Не иначе как с горя…

Можно сказать, что на продление нефтепровода Одесса - Броды до Вентспилса Латвия согласилась, пребывая в отчаянии. Все попытки реализации разрабатывавшихся на протяжении последних трех лет экономических проектов с участием оператора Вентспилсского нефтяного терминала – компании Ventspils nafta - не увенчались успехом. Ни амбициозный проект «Западной трубопроводной системы», предполагающий строительство нового трубопровода из России к Вентспилсу в обход Литвы, ни выставленный на продажу пакет 38,62% акций Ventspils nafta по цене $60 млн. не заинтересовали крупнейших нефтеэкспортеров России и Казахстана.

Наконец, 1 января 2004 года российская «Транснефть» прекратила поставки в латвийский порт. До этого их объем составлял 4 млн. тонн нефти в год, однако еще в первом квартале 2002 года он был сокращен до 3 млн., а теперь основные объемы российского «черного золота» и вовсе переориентированы на российский же порт Приморск, способный принимать 12 млн. тонн нефти в год, а после его расширения в 2005 году - до 42 млн. тонн. Дело в том, что россияне ввели в строй Балтийскую трубопроводную систему (БТС), общая пропускная способность которой к концу 2005 года составит 62 млн. тонн нефти в год. Поэтому-то Россия и вычеркнула «независимый» латвийский порт из графика экспортных поставок. В результате доходы компании Ventspils Nafta упали на 41% - до $38,9 млн. Из-за отсутствия нефти Латвия вынуждена была приостановить приватизацию терминала – одного из главных источников доходов страны.

Между тем конкуренция среди прибалтийских портов за российскую и казахстанскую нефть стремительно нарастает. После распада СССР Латвия, пользуясь своим монопольным положением на Балтике, установила завышенные тарифы на перевалку нефти в Вентспилсе ($5 за тонну – на полтора доллара выше, чем, например, в Гданьске). Но с 2002 года на балтийском направлении успешно заработал литовский терминал в Бутинге мощностью 8 млн. тонн в год (с возможностью расширения до 12 - 13 млн. тонн). Да и Гданськ за последние два года нарастил отгрузку нефти (в основном российской), доведя ее объемы до 33 млн. тонн в год.

Поэтому продолжение нефтепровода Одесса - Броды до Вентспилса представляется латышам единственным выходом из «сухого» положения своего нефтеналивного терминала. Но вряд ли это лучший выход – ведь нефть до сих пор не пошла по украинской трубе.

Украина же, дав согласие на реализацию проекта Одесса - Броды - Вентспилс, вынуждена будет изыскивать на него дополнительные средства – это притом, что еще надо найти деньги на достройку нефтепровода Одесса - Броды до Плоцка. Но самое главное, опять-таки, найти для него нефть и наконец-то прокачать ее в Европу. А это главное условие успешной работы трубопровода, куда бы его ни продолжали – до Плоцка, Вентспилса или в любом другом направлении.

Вероятнее всего, Белоруссия и Латвия вытянули проект Одесса - Вентспилс из под сукна, чтобы заставить российские компании возобновить прерванные поставки энергоносителей. Украина же, соглашаясь на реализацию проекта Одесса - Мозырь - Вентспилс с Белоруссией и Литвой, рискует испортить отношения с Россией. Это может выразиться, например, в нератификации Договора о зоне свободной торговли с Украиной в рамках Единого экономического пространства.

Так что на вопрос, стоит ли Украине заниматься вопросом продолжения Одесса - Броды, ответ однозначен: стоит. Только не до Вентспилса от Брод, а до Плоцка. Таким образом наша страна имеет шанс не только остаться в мирных нефтяных отношениях с «обидчивыми» восточными соседями, но и доказать свою необходимость Западной Европе – в качестве державы, реально обеспечивающей транзит «черного золота».