Биг-морды города Киева
17.03.2006 11:30
…электората. Со всех сторон слышны призывы и обещания. Народный блок Литвина, например, в один из выходных дней даже гонял по городу грузовые автомобили с символикой партии под песни Софии Ротару. А всё в погоне за властью. Никто не спит, никто не дремлет…

Телевизор нормальный человек уже даже не включает, так как такое количество политической рекламы на ТВ он вряд ли может выдержать. И какова же альтернатива, что делать обычному незаполитизированному украинцу в выходной день? Можно, к примеру, пойти погулять, подышать свежим воздухом. Выходишь на улицу, а там… Опять они! Только в увеличенных размерах красуются на вездесущих биг-бордах. Это, конечно же, крах всех ожиданий, но наводит на некоторые мысли.

Возникает логичный вопрос: кто и как контролирует появление политической рекламы, каких норм и правил при этом придерживаются те, в чьи обязанности входит эта столь неблагодарная миссия? При детальном изучении оказалось, что четкое определение понятия «политическая реклама» как таковое в украинском законодательстве попросту отсутствует. И соответственно, нет единого уполномоченного органа, в обязанности которого входил бы контроль над осуществлением рекламы.

Если говорить о столице, то в КГГА есть определенные структуры, которые ведут некоторый контроль в этой области, но руководствуются они, поскольку определенные нормы так и не были выработаны, своим личным вкусом и моральными устоями и имеют при этом довольно ограниченные права.

Одной из таких структур является Главное Управление по контролю за благоустройством и внешним дизайном г. Киева, но оно, к сожалению, не имеет права не только вмешиваться в содержание рекламы, но и контролировать ее количество, например, в одном микрорайоне, поскольку владельцами рекламных носителей, тех самых вездесущих биг-бордов, являются частные рекламные агентства. Именно они решают, кого, как и сколько рекламировать, и предпочтение, можете не сомневаться, отдается тому, кто первый уплатит деньги.

Данное же управление может только поругать участников выборов за оклейку рекламными листами фасадов домов, столбов и опор, то есть за то, что влечет за собой убытки территориальной общине.

По словам начальника управления Сергея Рюмшина, рекламы на улицах Киева, если сравнивать с выборами 2004 года, намного меньше, и жалоб на нее со стороны жителей столицы тоже. А что касается вышеназванных нарушений, то их допускают, по его словам, немногие, например, партия «Европейская столица» (что, кстати, не соответствует их образу борцов за европейский статус столицы), «ГАК» и «Пора-ПРП». По словам господина Рюмшина, в каждом районе города специально для рекламы были установлены от 500 до 1000 досок, а также большие щиты для рекламы на домах, так что клеить свою агитацию, в принципе, есть где и оклеивать фасады домов совсем необязательно.

Нарушители согласно статье 152 Административного Кодекса Украины и решению «О правилах строительства города Киева» КГГА привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере 5 -7 не облагаемых налогом минимумов. Путем несложных математических вычислений, умножив 5 или 7 на 17 гривен (размер необлагаемого налогом минимума), получится от 85 до 109 грн. Очень страшно, особенно когда на избирательную кампанию выбрасываются миллионы.

Как оказалось, за рекламой в некоторой степени следит и Главное Управление КГГА по вопросам внутренней политики. В их компетенцию входит, в основном, контроль за соблюдением языкового законодательства и выполнением Закона Украины «Об общественной морали». Но, по словам начальника управления Александра Петика, поскольку политическая реклама законом не урегулирована и не описаны нормы ее размещения, соответственно, нет инстанций, которые бы регулировали ее размещение и содержание, кроме случаев, если последнее затрагивает этническое и языковое законодательство.

Следует добавить, что также не контролируются и ситуации, когда на один рекламоноситель есть несколько претендентов, не регулируется и количество предвыборных акций и концертов. Выходит, что речи о равенстве субъектов избирательного процесса в таких условиях и быть не может. Хочется заметить, что в рамках своей компетенции полномочия Главного Управления по вопросам внутренней политики КГГА ограничиваются только тем, что они могут всего лишь написать письмо, сообщив о правонарушении, например, в Главное Управление по контролю за благоустройством и внешним дизайном Киева с просьбой о том, например, чтобы те не выдавали ордер на установку рекламных конструкций, или же в Главное Управление по защите прав потребителей. Что ж, нет урегулированного законодательства по поводу политической рекламы – нет и санкций, которые должны применяться к нарушителям. Возникает логичный вопрос: это просто недоработка или хорошо продуманный шаг?

«Киевреклама» - вот еще одна хозрасчетная структура КГГА, которая тоже призвана контролировать рекламоносители в столице. Правда, контролирует она только появление на улицах города так называемых «самопалов» – самовольно без соответствующего разрешения установленных конструкций. Эта госструктура также не имеет права контролировать содержание или каким-либо образом вмешиваться в сюжет рекламы. Причем вся политическая реклама рассматривается ими как обычная коммерческая. Как и в случае с ГУ по вопросам внутренней политики, «Киевреклама» также не имеет права применять к нарушителям какие-то санкции. Обо всех нарушениях они уведомляют Главное Управление по защите прав потребителей, а те уже определяют наказание. Но Главное Управление по защите прав потребителей тоже расценивает рекламу как обычную коммерческую. И что из этого получается? Если регулировать политическую рекламу согласно действующему «Закону о рекламе», получается сплошной каламбур, так как политреклама, она хоть и реклама, но не простая, а многомиллионная, и не простой товар там рассматривается, а политический, многообещающий.

Всем известно, что главным лозунгом любой рекламы является: «Никогда не говори о недостатках, делай ставку на преимуществах!». Но в политической рекламе оно плавно превратилось в следующее: «Если преимуществ мало или же их вообще нет, их надо придумать!». Об упоминающейся в законе недостоверной рекламе мы просто умолчим, ибо в таком случае почти всю нынешнюю политическую рекламу, по крайней мере, большую ее часть придется посчитать таковой. Например, как вам нравится реклама, обещающая в недалеком будущем 25% экологической надбавки к пенсии? Бабушки уже бомбят Пенсионный фонд. Представьте их разочарование, если этого не произойдет. А такого, скорей всего, таки не будет.

Кроме недостоверной рекламы, в законе также существует определение недобросовестной рекламы, в основе которой используется клевета на конкурентов, недоговаривание и явные элементы жестокости. Законом она запрещена. Но что мы видим? Сплошная недостоверная и ничем не обоснованная информация, обещания райской жизни в случае избрания и запугивания тем, что произойдет, если изберут другого.

Но что поделаешь? Если нет четких норм, нащупать допустимую грань и определить ответственность нарушителей сложновато, да и вряд ли кто-то будет этим заниматься. А тем временем политики продолжают навязывать нам свое видение предвыборной агитации. Просто уши пухнут. К счастью, выборы уже скоро, и все это закончится.