Исследуя анатомию скандала
17.03.2006 16:35
...к скандалу, и без него эта жизнь кажется пресной. Журналисты слетаются на скандалы, как мухи на мед, что свидетельствует не столько об оперативности и жажде правды, сколько о непрофессионализме: так тяжело писать интересно, содержательно, квалифицированно, просто грамотно, с соблюдением правил жанра о будничных проблемах, и так легко – о чем-то остреньком. Загляните на страницы скандальной прессы: ни логики, ни качества, ни языковых правил, ни филологического дарования – все это нивелируется, утопает в грязи. Сплошная зоология.

Под влиянием каких-то глубоко скрытых инстинктов мы втягиваемся в скандалы, теряя здравый смысл и, вместе с тем, достоинство, профессиональную гордость, размениваемся на дешевизну. Может, следует остановиться, дать себе работу переосмыслить все, что происходит, быть диалектиком, взглянуть на противоположную сторону медали и поставить себе вопрос: кому это выгодно, кому мы сейчас подыгрываем, кто нашими руками строит себе храм? Правда, все эти вопросы теряют смысл, когда за скандалы хорошо платят.

Недавно наши друзья попытались втянуть нас в освещение очередного скандала. Он разворачивался вокруг тендера по закупке услуг по формированию положительного международного имиджа Украины, который проводило МИД Украины. И мы уже почти зажглись идеей разоблачать очередную «коррупцию, непрозрачность, закрытость» и вдруг обратили внимание на интересное обстоятельство: более чем в 20 интернет-изданиях почти в один день были опубликованы одинаковые по содержанию компромат-материалы (кстати, без авторства), которые отрицательно освещали ход конкурса. Очевидно, что автор у них один. И довольно мощный (или мощные): чтобы протолкнуть такое количество публикаций необходимы или большие средства, или же существенный «админресурс». Скандал сразу же показался заказным, и захотелось найти этому причину, а не слепо заглотнуть очередную наживку.

Подозрения усилились, когда стало очевидно, что солидные издания игнорируют эту тему, да и на ведущих телеканалах обсуждают ее вяло, без особого энтузиазма и явно не понимая сути проблемы. Мы, стараясь быть непредубежденными, пошли по следам этого скандала и, как нам кажется, выяснили его истоки.

Итак, как стало известно, в тендерный комитет подали заявки пять компаний, но допущены к участию в конкурсе были только три. Двум компаниям было отказано на том основании, что они предоставили неправдивые сведения о своем финансовом состоянии. Поскольку еще одна компания – СFС Соnsаltіng и ее партнеры РВN Сомраnу и продакшн-студия «Марк & Петр» – запросили за свои будущие услуги слишком высокую цену – сумму, которой в распоряжении МИД не было (как твердит руководство компании – они не досмотрели, какой именно суммой оперирует МИД), практически были приняты во внимание и рассматривались предложения двух участников – компаний «Конгломерат» и «Альпака».

Экспертная комиссия, в присутствии прессы (которая, кстати, в кулуарах пришла к тому же выводу, что и экспертная комиссия), внимательно рассмотрев содержание предложений, поколебавшись между более низкой ценой первой и более насыщенной программой второй организации, подписалась в пользу последней, признав ее победителем. На основе этого вывода был заключен контракт на выполнение фирмой «Конгломерат» ряда услуг, детально описанных в представленной ею программе действий.

Все казалось очень прозрачным и понятным, но уже в ходе тендера в воздухе ощущался запах грозы: по вопросам и комментариям части присутствующих на заседании тендерного комитета журналистов вытекало, что готовится скандал. Его первые признаки обнаружились в интернет-изданиях уже в день проведения презентации программ.

Мы обратились в публикациям тех дней, но из их содержания так и не поняли, в чем же все-таки обвинялось МИД Украины. Если в непрозрачности тендера, то вроде бы все было даже слишком прозрачно – присутствовала и пресса, и представители участников конкурса, конверты с предложениями открывались в их присутствии, и обсуждение преимуществ происходило публично. Чего, кстати, наши государственные учреждения не делают и не должны делать, так как такие тендеры ими проводятся почти ежедневно, в особенности в конце года, когда планируется использование бюджетных средств по статьям затрат и определяются учреждения и организации, которые будут предоставлять услуги соответствующему ведомству (например, будут продавать билеты для сотрудников, которые отбывают в командировки, будут ремонтировать помещения, чинить служебные автомобили, поставлять горючее для автомобилей, услуги связи и т.д.). Тендер – это обычная, рутинная работа ведомства, которое, по правилам, не может избрать оператора (кстати, лишь среди отечественных), не сопоставив преимущества предложений.

Так почему же именно этот тендер, среди многих прочих, так привлек внимание прессы? Если интересной тематикой – то она не новая, так как такие тендеры проводятся ежегодно, и в предыдущие годы это не было проблемой.

Ситуация обострялась тем, что одна из двух компаний, которые потерпели поражение, а именно СFС Соnsаltіng, подала в Хозяйственный суд Киева иск, направленный против МИД, хотя не имела для этого абсолютно никаких юридических оснований. Ведь оценив свои услуги вне границ возможностей МИД, она заведомо должна была проиграть конкурс (что, кстати, ею признается). Естественно, что суд отказал в рассмотрении дела и возвратил его истцу, но со временем снова принял его к рассмотрению.

Из доверительных бесед с братьями-«интернетчиками» следовало, что источник компромата, а вернее те, кто предоставлял печати негативную информацию и принуждал ее распространять, имеют непосредственное отношение к пресс-секретарю Президента Ирине Геращенко. Именно из Секретариата отдавались указания (и отдаются до сих пор) о нагнетании скандала вокруг тендера. Интересно, что в частной беседе судебные чиновники также указали на окружение пресс-секретаря как источник давления и признали, что хотя у судебного иска нет перспектив, но суд 13 марта таки состоится.

Дальше больше. Выяснилось, что фирма СFС Соnsаltіng – та самая, которая «успешно» занималась организацией «Евровидения». «Ґринджоли» – ее дитя – скажем прямо, не прибавили позитива имиджу Украины, ведь их привлекли внезапно, презрев все правила пристойности, вопреки годичной продолжительности конкурсных соревнований.

Как уже упоминалось, партнером СFС Соnsаltіng по участию в тендере выступала компания РВN Company, которую возглавляет такой себе канадский украинец господин Мирон Василик. Согласно некоторым источникам (например, данным сайта «УкрРудПром»), именно компания РВN проводила для Виктора Ющенко РR-кампанию во время президентской гонки, а сам Мирон Василик был одним из авторов имиджа будущего Президента.

Женой Мирона Василика в июне 2005 года стала Мария Ионова, также человек из окружения Президента, которая работала в штабе В. Ющенко во время президентской гонки. Накануне свадьбы, в мае того же 2005 года, госпожа Ионова была назначена консультантом Президента Украины. На свадьбе Мирона и Марии в ресторане «Червона калина» присутствовали и Президент Виктор Ющенко с женой Екатериной Чумаченко и детьми.

Среди других лиц, которые страшно обеспокоены победой СFС Соnsаltіng и РВN Company в данном тендере, – приятели Мирона Василика Мартин Нанн и Иветта Деликатная (согласно инспирированным публикациям – независимые РR-эксперты, а на самом деле – давние друзья Мирона и коллеги по Канадской программе в Международном институте бизнеса) и прочие господа, которые немало заработали на предыдущей акции.

Как рассказывают, активный до безрассудства лоббист господин Василик, никогда в своей деятельности не гнушался убийственным аргументом о дружбе с женой Президента, о ее заинтересованности во всех его делах. В данном же случае этим аргументом воспользовалась вся команда. Знает ли на самом деле об использовании ее имени жена Президента – нам неизвестно, и, думаем, что не знает, так как, на самом деле, никогда не давала поводов упрекать себя в чем-то подобном. Тем не менее, аргумент действовал.

Вооружившись знаниями, мы взялись «раскручивать» сотрудников МИД, причастных и не причастных к этому событию (даже обычных рядовых кулуарных сплетников). Дипломатические и вышколенные высокие должностные лица МИДа убегали от вопросов как доверчиво сформулированных, так и прямых; простые же исполнители были более разговорчивыми.

Нам стало известно, что господин министр иностранных дел – человек очень преданный идеалам прозрачности и беспристрастности (утверждалось это без всякого сарказма), велел пригласить прессу и провести публичный тендер и, вне необходимости, все время изъявлял желание убедиться в том, что никаких нарушений нет. Он не осуществлял давления, не агитировал за какую-либо команду и вообще не вмешивался в ход дела. (Здесь мы готовы поверить источникам, так как компания, которая могла интересовать господина министра – «Альпака», проиграла тендер, хотя и предлагала более низкую цену за свои довольно качественные по смыслу услуги: она включала в состав исполнителей Институт евроатлантической интеграции, когда-то возглавляемый Борисом Ивановичем.)

Также стало известно, что, вопреки невмешательству в работу всех высокопоставленных лиц МИД, «работа» по формированию «правильного» экспертного вывода тендерной комиссии началась еще задолго до проведения ее заключительного заседания. В соответствующие кабинеты МИД зачастили народные депутаты (нам известны их фамилии, но мы их не называем, так как
понимаем – они также жертвы давления) и посланцы компаний СFС Соnsalting и РВN Company. Говорят, что они кротко уговаривали членов экспертной комиссии и тендерного комитета «поступиться принципами».

Тем не менее, гром грянул уже после того, как стали известны результаты тендера. По непроверенным данным, «ходоки» начали грозить не только членам комиссии, но и самому министру. Было поставлено условие: или «Конгломерат» возьмет нас в долю, или мы затаскаем вас по судам и создадим МИД такой имидж, который отмывать вам придется годами.

Господин министр почему-то проигнорировал опасность, хотя представитель МИД Василий Филипчук, вхожий в кабинет Ирины Геращенко, неутомимо предостерегал об опасности. Нам даже удалось получить служебное письмо (от 13.02.06), в котором «речник» транслирует угрозы, которые ему пришлось выслушивать в кабинете президентского пресс-секретаря. В этом письме речь идет о том, что «влиятельная» (?) Украинская ассоциация по связям с общественностью (интересно: она зарегистрирована лишь 29 декабря 2005 г. – Авт.) обратилась к премьер-министру Украины с просьбой отменить результаты тендера МИД, так как ими неудовлетворена компания СFС Соnsаltіng. Далее автор пишет, что по информации, полученной из неофициальных источников (что это за источники – от министра скрывается), следующим шагом компании будет активизация работы с представителями оппозиционных сил, которая скажется на имидже министерства в связи с проведением выборов (?!). И дословно: «Нехватка других серьезных аргументов против работы МИД может превратить вопрос тендера в основной инструмент критики МИД и лично министра в контексте его участия в предвыборной кампании».

Концентрируем внимание на том обстоятельстве, которое министру и, вместе с тем, председателю партии, указывает на содержание будущего компромата, который будет использоваться против него в ходе избирательной кампании, и кем – СFС Соnsаltіng и РВN Company, которые «подтянут» к этому делу оппозицию. А «крышевать» компанию будет госпожа Ирина. Отрадно уже то, что его хотя бы не будут обвинять в провале внешней политики, так как, считает достойный «речник», обнаружились более важные поводы для обвинений, которые смещают все акценты.

Очевидно, устав от угроз, мидовские высокопоставленные лица начали активно «сдавать» свое ведомство. Разнервничавшийся министр посоветовал ответственным лицам проанализировать деятельность подрядчика и, если тот ненадлежащим образом исполняет свои обязанности, искать поводы для разрыва контракта.

Немедленно в карманной интернет-печати появляется сообщение о том, что МИД приняло решение о разрыве контракта с «Конгломератом», как о решенном уже деле. Такая оперативность, очевидно, объясняется старанием «речника» отрезать министру все пути к отступлению. Неизвестно, как все это скажется на имидже министерства, но на имидже В. Филипчука уже сказалось, причем негативно.

Тем временем нас заинтересовало, как чувствует себя в этой ситуации сам подрядчик. Во-первых, конечно, он опровергает все обвинения в свой адрес и изъявляет желание провести пресс-конференцию, соглашаясь на условие (кстати, дискриминационное), что состав аккредитованных журналистов будет определяться МИД и лично господином В. Филипчуком. Во-вторых, отмечает, что на каждом шагу испытывает откровенные придирки, сполна пожинает плоды предубежденного отношения, и это – вместо конструктивного сотрудничества. В-третьих, комментируя ультимативное требование одного из высоких должностных лиц МИДа, члена тендерного комитета, о включении в состав исполнителей СFС Соnsаltіng, отмечает, что, возможно, прислушался бы к этому настойчивому «совету», если бы к тому же не испытывал такие откровенные преследования и притеснения, в условиях которых компания работает уже второй месяц.

Нам рассказали также, что написали в МИД письмо, в котором призвали к взаимодействию и просили не мешать работать (хотя бы в такой откровенной форме), ведь конкурс выиграли в честном соревновании и пока что перед МИДом ничем не провинились. Но ответа не получили.

На наш вопрос, знают ли «конгломератовцы» о сути «указания сверху», ответили, что от них этого никто и не скрывал, но, конечно, противостоять «линии партии», а точнее, президентского пресс-секретаря, не смогут иначе, как выполняя добросовестно свои обязательства. Тем временем МИД всячески этому противодействует, беспрерывно создавая преграды.

Несмотря на нашу откровенную заинтересованность, нам не удалось попасть на пресс-конференцию «Конгломерата», которая таки состоялась в УНИАН. Наши друзья охарактеризовали ее как проходившую в откровенно агрессивной атмосфере и, что интересно, тон на ней задавали сотрудники МИД (с чего бы это им работать против своего ведомства?).

Присутствующими, конечно, были и непосредственные болельщики СFС Соnsаltіng. В частности, господина М. Нанна очень интересовали подробности относительно коррумпированности в стенах МИД. Очевидно, накопленный за время пребывания в Украине коррупционный и грабительский опыт прибавлял ему воодушевления.

Тем временем у всех складывалось впечатление, что разрыв контракта – дело решеное, осталось только найти для этого повод. Похоже, также и на то, что чиновники от МИДа могут и не искать для того причин – разорвут контракт по надуманному поводу. Поговаривают даже, что ответственные высокопоставленные лица уже завизировали постановление о разрыве контракта, осталось лишь подписать у министра.

И здесь возникает несколько вопросов к МИД. Например, задумывается ли господин Филипчук (кстати, известный поставщик прессе компромата о деятельности своего ведомства), в какую трясину втягивает родное ведомство, «накручивая» своего министра? И думают ли высокие чиновники из МИДа над тем, насколько продуктивной является их последняя идея? Ведь напуганные до бессознательности, они как-то упускают из поля зрения одно обстоятельство: наверняка «Конгломерат» не смирится с такой ситуацией и также потащит МИД в суд, тем более, что поводов у него для этого намного больше, чем у СFС Соnsаltіng. А еще, если верить комментариям опытных юристов, у «Конгломерата» есть все основания требовать не только возмещения затрат, но и компенсации прямых и косвенных (причиненных имиджу компании) убытков, покрытия потерянной выгоды. Прогнозируется, что таким образом компания сможет получить почти половину всех средств, предусмотренных для улучшения имиджа Украины. И будет иметь неплохой повод не работать в этом направлении, а посвятить себя судебной волоките, которая, честно говоря, намного интереснее, чем прямо выполнять взятые на себя обязательства.

А как же международный имидж бедной Украины? Кажется, благодаря инспирированному и поддерживаемому госпожей Геращенко скандалу, он улучшается на глазах.

Авторы: БЕЗ ИМЕН (в стиле и по правилам Ирины Геращенко, так как все-таки мы очень зависимы от ее расположения духа, что бы там ни говорили об отсутствии «темников»).