Темная лошадка парламентских выборов
22.03.2006 10:43
… не скажут. Потому как заангажированы и часто меняют собственные цифры.

Название Оппозиционного блока «Не ТАК!» оригинальным образом возвращает нас к президентской кампании с набившим оскомину слоганом «Так!».

Если «Так!» был, скорее всего, навеян теми же закордонными источниками, что и иные знаменитые выражения типа «Эта держава», «Моя нация», «Эти руки ничего не крали!», то его антипод «Не Так!» более чем оригинален. Ничего похожего не смогли предложить в своем названии другие участники парламентской гонки. Они либо оставили старые брэнды, либо последовали текущей моде наименования блоков фамилиями их лидеров.

Мнение большинства

Преимуществом стало и присутствие в блоке первого Президента Украины Леонида Кравчука. Редко о ком из политиков отзываются с таким постоянным уважением, как про Леонида Макаровича. И компромата никакого ни у кого не находится.

Сильной стороной блока становится его социал-демократическая ориентированность. На сегодняшний день идеология левоцентризма мало востребована в украинском политикуме. Социалистическая партия Украины окончательно запутала всех своими малодоказуемыми заявлениями о принятии в Социнтерн. Мало иметь в своем названии левоцентристские символы и ставить по всему Киеву розовые палатки. Еще нужно, чтобы в программе и действиях партии были видны элементы того самого «социализма». В то время как оппозиционный статус СДПУ(о) и ее противостояние национал-либеральному режиму позволили партии углубиться в вопросы социальной защиты сограждан на практике.

«Не ТАК!» взял на вооружение принципы, приемлемые для большинства избирателей страны. Никому не нужно вступать в НАТО, чтобы потом расплачиваться за американские интересы в Ираке, Иране или еще где-нибудь, куда пошлет Пентагон. Многие наши сограждане устали от таможен и пограничного контроля на российско-украинской границе. Вступление в ЕЭП поможет сделать эту проблему менее острой.

На русском языке говорит большинство жителей Украины. В устном и письменном виде его понимают девяносто девять процентов граждан страны. И социально, и демократично было бы все это учесть.

Против власти

Сразу после смены власти на рубеже 2004-2005 годов СДПУ(о) ушла в классическую оппозицию. То есть отказалась от претензий на все властные должности и перешла к системной критике правительства. Причем социал-демократы были реальной оппозицией, в то время когда многие другие партии бело-голубого лагеря только играли в псевдо-оппозиционность.

Сложные взаимоотношения между властью и партиями, борющимися за место в ней, слегка смешали традиционное представление о роли и месте оппозиции. Оппозиционными стали называть себя партии и движения, частично остающиеся в близких отношениях с Кабинетом министров и Секретариатом Президента. Как же быть в этом случае избирателям? На что обращать внимание?

Ключевым критерием может быть отказ от властных должностей. Именно это и было задекларировано эсдеками сразу после инаугурации Виктора Ющенко. И далее объединенные социал-демократы не отказывались от ранее взятого курса. Они не подписывали меморандумов с властями, последовательно критиковали непродуманные заявления и шаги неопытного правительства, не вступали в сиюминутные коалиции.

Три программных «кита»

Незадолго до проведения парламентских выборов объединенные социал-демократы показали всю мощь своих оппозиционных возможностей. Было собрано более 4,5 миллиона подписей за проведение референдума по вопросу о возможном вступлении в НАТО.

Идея референдума нанесла тяжелый удар по амбициям «оранжевой» команды. Спекулируя на правах избирателей, ющенковцы сами загнали себя в угол. «Что можно противопоставить нашему Майдану?» - думали сторонники «оранжевой» команды полтора года назад. Да вот хотя бы всенародное голосование - можно ответить им теперь, да еще и с вполне прогнозируемым результатом, серьезно бьющим по позициям власти.

Можно, конечно, поднять кампанию по «правильному» информированию населения о блоке НАТО. Но как быть в ситуации реального меньшинства сторонников «атлантической» интеграции? Тут даже фальсификации не помогут. Фальшивых бюллетеней не хватит. И двадцать пятыми кадрами не обойтись.

Еще одним «китом» избирательной кампании «Не Так!» стала поддержка Единого экономического пространства. Если «оранжевые» жестко настроены на вхождение в ЕС (хотя их туда никто не зовет), то «нетаковцы» предлагают подойти к этому вопросу более практично. В отличие от ЕС, Украина могла войти в ЕЭП уже давным-давно. Только вот сопротивлялась сильно.

Сегодня ни одна страна не может выжить самостоятельно. Натуральное хозяйство – идея хорошая, но не современная. А когда в ЕС не пускают и пускать не будут, то остается только пока еще открытое для Украины ЕЭП. Есть, правда, еще ВТО, но с ней тоже не сложилось. Хотели вступить, но не взяли. Видно, это был не тот случай, когда ломятся в открытую дверь.

«Не Так!» настаивает на пересмотре отношения властей к русскому языку. Пока что форсированная украинизация уже вывела русский язык из сферы образования. Русские школы стали антикварной редкостью в сплошь русскоязычном Киеве. Еще недавно их было около сорока, теперь уже не более 10 (в трехмиллионном городе, между прочим).

Высшее образование пока еще держится, но и то за счет частных вузов, где русский используется по умолчанию, когда проверяющих из Министерства образования и науки рядом нет. Печальным анекдотом стали случаи, когда московские профессора читают лекции в Киево-Могилянской академии на английском языке (русский в этом элитарном вузе не входит в число допустимых).

Пресса в Киеве, несмотря на все это, русскоязычна, причем такой выбор сделали сами читатели. Бизнес тоже, пользуясь своей независимостью от государства, не очень спешит украинизироваться. Таким образом, получается картина любопытного двуязычия, когда государственный сектор говорит на одном языке, а частный – на другом.

Предложение о придании русскому языку государственного или хотя бы официального статуса может выровнять эту ситуацию. Например, в Белоруссии два государственных языка, что не мешает президенту А. Лукашенко говорить на белорусском. Про Западную Европу даже говорить не приходится. Стран, где два или даже три государственных языка, там предостаточно. И никому хуже от этого не стало.

Власть столичная

Блок «Не Так!» подходит к 26 марта в статусе «барьерной» партии. Обширная рекламная кампания, в которой были значительные успехи (симпатичный ролик про НАТО хотя бы), может принести свою пользу. В любом случае объединенные социал-демократы одну битву уже выиграли еще до ее официального завершения.

Речь идет о выборах в Киеве. Должность столичного градоначальника – важный политический ресурс. Сейчас вокруг Александра Омельченко сплотились различные политические силы, не желающие, чтобы из рук опытного хозяйственника город уходил то ли к известному боксеру, то ли к преуспевающей актрисе (певицу в кресле министра культуры мы уже видели). Объединенные социал-демократы поддерживают кандидатуру Александра Александровича, и здесь можно не сомневаться, что именно их кандидат займет первое место.

… Парадоксально, но даже если вспомнить последнее президентское голосование, то многие сторонники Виктора Ющенко в душе были согласны на сближение с Россией; выступали против «североатлантической» интеграции и, разумеется, говорили на русском языке. Почему они поддержали кандидата, ведущего в прямо противоположном направлении, - вопрос для другой статьи. Но сегодня у них, увидевших истинную суть «новой старой» власти, есть возможность проголосовать так, чтобы это соответствовало их убеждениям.